Системы массового обслуживания




 

В быту системами массового обслуживания являются телефонные станции, билетные кассы, торговые предприятия, парикмахерские, мастерские и т.п. Не столь явным примером системы массового обслуживания является самолет, прибывающий в аэропорт. Поскольку самолет должен совершить посадку, можно сказать, что он нуждается в обслуживании - предоставлении ему посадочной полосы. Самолеты должны прибывать точно по расписанию (т.е. поток прибытий должен быть регулярным), но из-за разных причин фактическое время прибытия каждого отдельного самолета может быть и несколько раньше, и несколько позже назначенного. Поэтому самолеты прибывают в случайные моменты и к моменту прибытия очередного самолета посадочная полоса может быть занята и ему приходится “встать в очередь”, т.е. кружить над аэродромом, ожидая, пока она не освободится. Понятно, что “уйти не обслуженным” (не совершив посадки) самолет не может.

В производственных условиях ситуации, которые можно интерпретировать как потребность в “обслуживании”, возникают очень часто.

Системы массового обслуживания предназначены для выполнения потока заявок или требований, поступающих на их вход в случайные моменты времени. Каждая СМО состоит из некоторого числа каналов обслуживания, в качестве которых в зависимости от вида системы могут выступать: линии связи, приемные пункты, рабочие точки, подъездные пути, испытательные стенды, технологические агрегаты, ремонтные бригады и т.д. Выполнение поступившей заявки, т.е. ее обслуживание, продолжается некоторое время (также случайное), после чего канал освобождается и готов принять следующую заявку.

 

Контроль надежности

 

Надежностью называют свойство изделия сохранять способность к выполнению своих функций в течение заданного периода. Эта способность должна сохраняться даже при наличии внешних климатических и механических воздействий на само изделие и различных физико-химических процессов в его элементах. Надежность - неотъемлемый показатель качества любого промышленного изделия и любой радиоэлектронной аппаратуры, в том числе, конечно, компьютеров и всех средств вычислительной техники.

Качество изделия определяется совокупностью многих свойств, таких, например, как чувствительность, дальность действия, точность, а для средств электронно-вычислительной техники: объем памяти, быстродействие, число уровней запроса и т.д. В число свойств, определяющих качество, входит и надежность, однако этот показатель качества существенным образом отличается от остальных. Надежность, взятая отдельно, еще не означает технического совершенства изделия. Это изделие может быть очень надежным в работе, но обладать низкими техническими характеристиками. Однако если совершенное по техническим характеристикам изделие не обладает необходимой надежностью, то все остальные показатели качества теряют свое практическое значение, поскольку они не могут быть полностью использованы в работе.

Если какое-то устройство неисправно, то оно не выполняет свои функции. Но для сложного устройства, работа которого определяется многими показателями, иногда довольно трудно установить, выполняет ли оно свои функции. В связи с этим вводится понятие работоспособности, которое определяется как такое состояние технической системы, при котором она выполняет свои функции, сохраняя все значения параметров в пределах, заданных техническими условиями на данное изделие.

Характеристики надежности основываются на учете событий, называемых отказами, т.е. на двоичной оценке состояния элементов и изделий: работоспособное - неработоспособное. Отказ - это какое-то событие, после которого отдельный элемент или все устройство перестают выполнять свои функции, либо нарушается работоспособность аппаратуры. Отсутствие отказов в процессе эксплуатации является признаком высокой надежности. Отказ трактуется как случайное событие и потому все количественные характеристики надежности основаны на учете времени до возникновения отказа.

Характеристики надежности основаны на вероятностно-статистических испытаниях. На испытание ставится какое-то (обычно большое) число изделий N0 и наблюдаются моменты, когда возникают отказы. В принципе испытания должны продолжаться до тех пор, пока не откажут все N0 изделий, но практически это делается раньше, как только будут выяснены статистические закономерности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: