Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Для решения этой непростой проблемы новым ФГОС НОО было предусмотрено проведение специального курса по введению детей в школьную жизнь.
Программа «Введение в школьную жизнь» создана авторами, чтобы помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе данного курса лежат дидактические игры на классификацию, запоминание, рассуждение и анализ, внимание, конструирование. Усилия детей направлены на выработку универсального действия – умения договариваться, слушать и принимать мнение других, аргументировано высказывать свое мнение, как это делают школьники.
Авторы курса считают, что «для ребенка 6-7 лет умение учиться — это, прежде всего, умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество. Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества — вот приоритетные ценности и способ ввести детей в школьную жизнь, базирующуюся на этих ценностях, чтобы они почувствовали себя готовыми к такой жизни. Ставить перед собой задачу воспитать у детей культуру общения и искусство слушания надо с первой минуты. Слушать надо любого говорящего, а не только учителя! Строительство «коммуникативных каналов» — это первое, с чего следует начинать работу с детской группой, но не стоит строить «времянки». Строительство «коммуникативных каналов» надо сразу планировать широкомасштабно, с расчетом на многие годы».
Данный курс рассчитан на две первые учебные недели в школе, по три занятия в день (кроме 10-го дня – 1 час), в итоге 28 часов. По мнению педагогов ГОУ ЦО №1432, большего количества учебных часов для проведения подобного курса не требуется, 51% учащихся 1-х классов посещали в школе группы кратковременного пребывания «Будущий первоклассник» и имели возможность познакомиться со школьной деятельностью, со сверстниками и учителями. Для проведения занятий курса «Введения в школьную жизнь» могут привлекаться как основные учителя, так и учителя-предметники или педагоги-психологи.
Планируя работу по данному курсу, были поставлена следующая цель:
- сформировать внутреннюю позицию школьника;
и сформулированы задачи:
- создать эмоциональное благополучие ребенка в новой школьной среде,
- сформировать навык сотрудничества у учащегося,
- формировать умение учиться.
Планирование занятий курса «Введение в школьную жизнь»:
| Тема занятия | |
| 1 день | Знакомство. |
| Умение выражать свои мысли. | |
| Формы устного ответа. | |
| 2 день | Формирование положительного отношения к школе. |
| Знакомство. Знаки «Я» и «Мы». | |
| Парная форма работы. | |
| 3 день | Введение знака «Поднятая рука». |
| Школьные правила вежливости. | |
| Противоречие. «Люблю – не люблю». | |
| 4 день | Режим дня школьника. |
| Лента школьного времени. | |
| Обратная связь на уроке. | |
| 5 день | Школьные принадлежности. |
| Взаимодействие в группах. | |
| Учимся спорить. | |
| 6 день | Понятие содержательной оценки. |
| Введение знаков «Плюс» и «Вопрос». | |
| Умение договариваться. | |
| 7 день | Введение знака «Мы готовы!» |
| Отработка введенных знаков. | |
| Самооценка, критерии оценки. | |
| 8 день | Организация дискуссии. |
| Требования к высказыванию, обобщению. | |
| Введение знака «Ловушка». | |
| 9 день | Групповые задания с неопределенными правилами. |
| Ситуация неопределенного правила. | |
| Критерии оценки, точка зрения оценивающего. | |
| 10 день | Праздник «Посвящение в первоклассники». |
Ожидаемые нами результаты.
1. В отношениях с взрослыми:
1.1. Умение учащихся относить каждое слово учителя к себе лично.
1.2. Пытаться найти ответ на поставленный вопрос, не жалуясь, а делая запрос по поводу нового знания.
1.3. Умение сдерживать импульсивное желание отвечать сразу, не дождавшись приглашения взрослого или сверстника.
2. В отношениях со сверстниками ученик должен уметь следующее:
2.1.Формулировать свою точку зрения.
2.2.Выяснять точки зрения своих партнеров.
2.3.Обнаруживать разницу точек зрения.
2.4. Пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.
3. В отношении самого себя школьник должен оценивать свои достижения следующим образом:
3.1. Предельно дифференцированно, различать области своего
знания, полузнания и незнания и точно измерять степень своей умелости, недопонимания и неумения.
3.2. Более оптимистичновидеть в незнании и неумении
не зону своего бессилия и беспомощности, а перспективу своего дальнейшего совершенствования и развития.
3.3. Использовать различные приемы и шкалы для самооценки собственной деятельности, успешности (неуспешности) в соответствии с заданными критериями.