Правовые основы взаимоотношений граждан и органов государственной власти




Встретились вечером у подъезда два соседа.

«Ты что такой грустный, Михалыч? — спросил Николай Ивано­вич. — Уж не заболел ли?»

«Да пока здоров, но еще раз по нашим начальникам прой­дусь — точно слягу. Ты представь, Иваныч, хочу я внучку к себе про­писать, старый я уже, а она бы мне помогала. Так мне отказывают. Сегодня по всем кабинетам прогоняли с этажа на этаж, от одного начальника к другому, а толку нет. Везде отказывают. Неужели на них управы нет?»

«Ты сколько лет живешь, Михалыч? Неужели не понял еще, что за свои права бороться надо, сам себе не поможешь — никто не поможет».

«Да ты что! —ужаснулся Михалыч. — Как я с ними бороться могу? Кто я и кто они? Я маленький человек, а они власть».

«Вот именно, — подтвердил Иваныч. — А раз они власть, значит, должны делать так, чтобы таким, как ты и я, в нашей стране жилось хорошо. А на этих твоих начальников жаловаться надо, в суд идти. Давай завтра и сходим, все узнаем, найдем на них управу!»

Любое общество является объектом управляющего воздействия со стороны государственных и общественных органов. В этом про­цессе активно участвуют все органы государственной власти (зако­нодательные, исполнительные, судебные). Каждый из них выполня­ет строго определенные функции. Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации осуществляет управление путем законотворческой деятельности. Су­дебные органы выполняют управленческие функции, отправляя правосудие. Наиболее часто в повседневной жизни граждане сталки­ваются с деятельностью органов исполнительной власти.

Общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления, осуществления исполнительной власти, являются административными правоотношениями.

Отрасль права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, назы­вается административным, т. е. управленческим, правом.

Мы уже знаем, что граждане являются субъектами администра­тивного права. Реализуя свои права и выполняя обязанности в сфере государственного управления, они вступают в административ­но-правовые отношения с органами исполнительной власти (госу­дарственного управления).

Так, реализуя свое право на занятие предпринимательской дея­тельностью, гражданин вступает в административно-правовые от­ношения с органами исполнительной власти: регистрирует соответ­ствующие документы, получает в необходимых случаях лицензию на занятие определенным видом деятельности и т. д. Защищая свое нарушенное органом исполнительной власти право, гражданин по­дает жалобу вышестоящему органу исполнительной власти.

При нарушении гражданами каких-либо требований, например установленного порядка проведения митингов, шествий, демонстра­ций к ним органами исполнительной власти могут быть применены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (доставление в милицию, административное за­держание).

Круг изменяющихся и прекращающихся административно-правовых отношений, возникающих между органами государ­ственного управления и гражданами, весьма широк. Эти отноше­ния имеют место во всех сферах государственного управления — экономической, социальной, культурной, политической.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управ­ления производны от основных прав, свобод и обязанностей, зак­репленных в Конституции Российской Федерации. В администра­тивно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются. Например, право граждан на участие в управлении делами государ­ства закреплено в статье 32 Конституции РФ. Применительно к го­сударственному управлению это право детализируется администра­тивным законодательством, которое регламентирует порядок зачисления граждан на государственную службу, ее прохождение, права и обязанности государственных служащих.

Права граждан в сфере государственного управления могут ка­саться всех отраслей управления или относиться к одной из них — экономической, культурной, политической. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на предприниматель­скую деятельность, право свободно продавать и приобретать това­ры, реализация которых не запрещена, право рекламировать свою деятельность и т. д. В сфере политики граждане имеют право принимать участие в выборах и референдумах, знакомиться со спис­ками избирателей, требовать предоставления отпуска для участия в выборах или референдуме, участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях и т. д. А вот права граждан на участие в государ­ственном управлении и на обжалование действий органов госу­дарственного управления носят общий характер и относятся ко всем отраслям управления.

Но в сфере государственного управления законодательство воз­лагает на граждан и широкий круг обязанностей. Прежде всего граждане обязаны соблюдать общественный порядок и обществен­ную безопасность, поэтому такие действия, как мелкое хулиган­ство, демонстрация фашистской атрибутики или символики, появ­ление в общественном месте в состоянии опьянения, признаются административным правонарушением. Граждане обязаны соблю­дать установленный порядок управления, подчиняться законным требованиям должностных лиц органов государственного управле­ния, вовремя получать паспорт, вставать на воинский учет и т. д. Граждане обязаны беречь природу, соблюдать правила, установ­ленные на транспорте (например, платить за проезд), получать ос­новное общее образование, соблюдать правила дорожного движе­ния, не допускать порчу земель и добросовестно исполнять иные обязанности, возложенные на них законодательством.

Таким образом, взаимоотношения граждан и органов управле­ния должны состоять из того, что граждане обязаны выполнять законные требования органов государственного управления, а органы государственного управления должны защищать права граждан и создавать им все необходимые условия для реализации этих прав. Однако в жизни бывает так, что права граждан наруша­ются органами государственного управления. Есть ли у человека какие-либо возможности защищаться от органов государственно­го управления, влиять на их работу, высказывать свою точку зре­ния на решения, которые принимаются такими органами?

В с оответствии с законом каждый гражданин может обратиться в суд, если его права нарушены органами государственного управле­ния. Например, гражданин обратился в поселковую администрацию с просьбой предоставить ему земельный участок, а местная админи­страция нарушила сроки рассмотрения таких просьб. Или местная администрация приняла решение о строительство нового жилого дома, нарушив при этом нормативные документы в области строительства и соответственно права граждан, проживающих рядом с но­вым строительством. Или налоговый орган отказался поставить на налоговый учет предпринимателя в установленные законом сроки. Жалоба может быть подана в следующих случаях:

■ нарушены права и свободы гражданина;

■ созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

■ на гражданина незаконно возложены какие-либо обязанно­сти или он незаконно привлечен к какой-либо ответствен­ности.

Жалобаэто документ, в котором содержится требование об устранении нарушения прав, принадлежащих гражданину.

По своему желанию гражданин может подать жалобу в суд или по месту своего жительства, или по месту нахождения органа, на действия которого он жалуется.

Для обращения в суд законом установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Жало­ба подлежит разрешению в срок до одного месяца.

Если суд признает жалобу обоснованной, он обязывает орган, допустивший нарушение прав гражданина, удовлетворить требова­ния гражданина, отменяет примененные к нему меры ответствен­ности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Например, военкомат не принял во внимание, что призывник учится в школе, а следовательно, имеет право на отсрочку от призыва на военную службу, и отказал ему в такой отсрочке. Суд, рассмотрев жалобу призывника, признал решение военкомата незаконным и обязал его удовлетворить требование призывника об отсрочке от призыва на военную службу до окончания обучения.

Если же суд признает действие или решение органа в отноше­нии гражданина законным, то он отказывает в удовлетворении жалобы.

Гражданин по своему выбору может обратиться с жалобой не только непосредственно в суд, но и в вышестоящий в порядке под­чиненности орган или к должностному лицу.

Например, если гражданин был незаконно привлечен началь­ником отделения милиции к административной ответственности, то он может вместо обращения в суд подать жалобу вышестояще­му начальнику органа внутренних дел. Жалобу, поданную граж­данином, должен рассматривать именно вышестоящий началь­ник (или орган). Вышестоящий начальник (или орган) не может направить поступившую к нему жалобу лицу, чьи действия нару­шили права граждан, потому что пересылать жалобы на рассмот­рение того органа или должностного лица, на действия которого она подана, запрещается.

Запрещено рассмотрение анонимных жалоб. Любая жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество лица, ее подающего, его адрес, а также сведения о месте работы или учебы.

Граждане имеют также право обращаться в органы исполни­тельной власти с заявлениями, предложениями.

Заявление — это обращение, в котором граждане излагают какую-либо свою просьбу (заявление о назначении пенсии, о по­лучении жилплощади и т. д.).

Предложение — это обращение, которое, как правило, не связано с каким-либо нарушением прав граждан. В предложе­ниях граждане высказывают свои соображения, например, об улучшении, совершенствовании работы того или иного органа.

Если жалоба подается вышестоящему в порядке подчиненно­сти органу или должностному лицу, то предложения и заявления подаются гражданами в те государственные органы или тем дол­жностным лицам, к непосредственному ведению которых отно­сится разрешение данного вопроса.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан установле­ны документом, который был принят еще в 1968 г., а в 1988 г. была принята его новая редакция. Этот документ называется Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Поскольку граждане имеют право обращаться в органы госу­дарственного управления не только письменно, но и устно, во всех органах управления должен быть организован прием граж­дан. Проводить личный прием граждан должны все руководите­ли и должностные лица государственных органов.

Предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополни­тельного изучения. Заявления рассматриваются, и по ним при­нимаются решения в срок до 1 месяца со дня поступления в орган или должностному лицу. А если для принятия решения по поступившему заявлению не нужно проводить дополнительного изучения и проверки, то решение должно быть принято безотла­гательно, но не позднее 15 дней.

О решениях, которые приняты по результатам рассмотрения предложений и заявлений граждан, орган или должностное лицо должны проинформировать гражданина.

Наряду с нормами, относящимися к порядку рассмотрения об­ращений граждан, Указ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» содержит требование к государствен­ным органам и их должностным лицам систематически анализи­ровать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащи­еся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, и совершенствования своей работы.

Таким образом, направляя в органы исполнительной власти заявления, предложения и жалобы, граждане оказывают влияние на их деятельность и принимаемые ими решения.

СЛОВАРЬ ПАРАГРАФА ______________________________________________________________

Административное право — отрасль российского права, регулиру­ющая общественные отношения, складывающиеся в процес­се государственного управления (осуществления исполни­тельной власти).

Жалоба — обращение в суд, в государственные или иные офици­альные органы, к должностным лицам по поводу нарушен­ного права или законного интереса гражданина.

Органы исполнительной власти (государственного управления) — вид органов государственной власти, осуществляющих ис­полнительно-распорядительную деятельность в экономи­ческой, социально-культурной, социально-политической и межотраслевой сферах управления.

ВОПРОСЫД ЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие органы относятся к федеральным органам исполнитель­ной власти?

2. Какую сферу общественных отношений регулируют нормы ад­министративного права?

3. Какие права имеют граждане в сфере государственного управле­ния?

4. Какие обязанности возложены на граждан в сфере государ­ственного управления?

5. Куда и в какие сроки может обратиться гражданин, если его права нарушены?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: