Встретились вечером у подъезда два соседа.
«Ты что такой грустный, Михалыч? — спросил Николай Иванович. — Уж не заболел ли?»
«Да пока здоров, но еще раз по нашим начальникам пройдусь — точно слягу. Ты представь, Иваныч, хочу я внучку к себе прописать, старый я уже, а она бы мне помогала. Так мне отказывают. Сегодня по всем кабинетам прогоняли с этажа на этаж, от одного начальника к другому, а толку нет. Везде отказывают. Неужели на них управы нет?»
«Ты сколько лет живешь, Михалыч? Неужели не понял еще, что за свои права бороться надо, сам себе не поможешь — никто не поможет».
«Да ты что! —ужаснулся Михалыч. — Как я с ними бороться могу? Кто я и кто они? Я маленький человек, а они власть».
«Вот именно, — подтвердил Иваныч. — А раз они власть, значит, должны делать так, чтобы таким, как ты и я, в нашей стране жилось хорошо. А на этих твоих начальников жаловаться надо, в суд идти. Давай завтра и сходим, все узнаем, найдем на них управу!»
Любое общество является объектом управляющего воздействия со стороны государственных и общественных органов. В этом процессе активно участвуют все органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные). Каждый из них выполняет строго определенные функции. Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации осуществляет управление путем законотворческой деятельности. Судебные органы выполняют управленческие функции, отправляя правосудие. Наиболее часто в повседневной жизни граждане сталкиваются с деятельностью органов исполнительной власти.
Общественные отношения, которые складываются в процессе государственного управления, осуществления исполнительной власти, являются административными правоотношениями.
Отрасль права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления, называется административным, т. е. управленческим, правом.
Мы уже знаем, что граждане являются субъектами административного права. Реализуя свои права и выполняя обязанности в сфере государственного управления, они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти (государственного управления).
Так, реализуя свое право на занятие предпринимательской деятельностью, гражданин вступает в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти: регистрирует соответствующие документы, получает в необходимых случаях лицензию на занятие определенным видом деятельности и т. д. Защищая свое нарушенное органом исполнительной власти право, гражданин подает жалобу вышестоящему органу исполнительной власти.
При нарушении гражданами каких-либо требований, например установленного порядка проведения митингов, шествий, демонстраций к ним органами исполнительной власти могут быть применены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (доставление в милицию, административное задержание).
Круг изменяющихся и прекращающихся административно-правовых отношений, возникающих между органами государственного управления и гражданами, весьма широк. Эти отношения имеют место во всех сферах государственного управления — экономической, социальной, культурной, политической.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются. Например, право граждан на участие в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции РФ. Применительно к государственному управлению это право детализируется административным законодательством, которое регламентирует порядок зачисления граждан на государственную службу, ее прохождение, права и обязанности государственных служащих.
Права граждан в сфере государственного управления могут касаться всех отраслей управления или относиться к одной из них — экономической, культурной, политической. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, право свободно продавать и приобретать товары, реализация которых не запрещена, право рекламировать свою деятельность и т. д. В сфере политики граждане имеют право принимать участие в выборах и референдумах, знакомиться со списками избирателей, требовать предоставления отпуска для участия в выборах или референдуме, участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях и т. д. А вот права граждан на участие в государственном управлении и на обжалование действий органов государственного управления носят общий характер и относятся ко всем отраслям управления.
Но в сфере государственного управления законодательство возлагает на граждан и широкий круг обязанностей. Прежде всего граждане обязаны соблюдать общественный порядок и общественную безопасность, поэтому такие действия, как мелкое хулиганство, демонстрация фашистской атрибутики или символики, появление в общественном месте в состоянии опьянения, признаются административным правонарушением. Граждане обязаны соблюдать установленный порядок управления, подчиняться законным требованиям должностных лиц органов государственного управления, вовремя получать паспорт, вставать на воинский учет и т. д. Граждане обязаны беречь природу, соблюдать правила, установленные на транспорте (например, платить за проезд), получать основное общее образование, соблюдать правила дорожного движения, не допускать порчу земель и добросовестно исполнять иные обязанности, возложенные на них законодательством.
Таким образом, взаимоотношения граждан и органов управления должны состоять из того, что граждане обязаны выполнять законные требования органов государственного управления, а органы государственного управления должны защищать права граждан и создавать им все необходимые условия для реализации этих прав. Однако в жизни бывает так, что права граждан нарушаются органами государственного управления. Есть ли у человека какие-либо возможности защищаться от органов государственного управления, влиять на их работу, высказывать свою точку зрения на решения, которые принимаются такими органами?
В с оответствии с законом каждый гражданин может обратиться в суд, если его права нарушены органами государственного управления. Например, гражданин обратился в поселковую администрацию с просьбой предоставить ему земельный участок, а местная администрация нарушила сроки рассмотрения таких просьб. Или местная администрация приняла решение о строительство нового жилого дома, нарушив при этом нормативные документы в области строительства и соответственно права граждан, проживающих рядом с новым строительством. Или налоговый орган отказался поставить на налоговый учет предпринимателя в установленные законом сроки. Жалоба может быть подана в следующих случаях:
■ нарушены права и свободы гражданина;
■ созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
■ на гражданина незаконно возложены какие-либо обязанности или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Жалоба — это документ, в котором содержится требование об устранении нарушения прав, принадлежащих гражданину.
По своему желанию гражданин может подать жалобу в суд или по месту своего жительства, или по месту нахождения органа, на действия которого он жалуется.
Для обращения в суд законом установлен трехмесячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. Жалоба подлежит разрешению в срок до одного месяца.
Если суд признает жалобу обоснованной, он обязывает орган, допустивший нарушение прав гражданина, удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Например, военкомат не принял во внимание, что призывник учится в школе, а следовательно, имеет право на отсрочку от призыва на военную службу, и отказал ему в такой отсрочке. Суд, рассмотрев жалобу призывника, признал решение военкомата незаконным и обязал его удовлетворить требование призывника об отсрочке от призыва на военную службу до окончания обучения.
Если же суд признает действие или решение органа в отношении гражданина законным, то он отказывает в удовлетворении жалобы.
Гражданин по своему выбору может обратиться с жалобой не только непосредственно в суд, но и в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу.
Например, если гражданин был незаконно привлечен начальником отделения милиции к административной ответственности, то он может вместо обращения в суд подать жалобу вышестоящему начальнику органа внутренних дел. Жалобу, поданную гражданином, должен рассматривать именно вышестоящий начальник (или орган). Вышестоящий начальник (или орган) не может направить поступившую к нему жалобу лицу, чьи действия нарушили права граждан, потому что пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которого она подана, запрещается.
Запрещено рассмотрение анонимных жалоб. Любая жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество лица, ее подающего, его адрес, а также сведения о месте работы или учебы.
Граждане имеют также право обращаться в органы исполнительной власти с заявлениями, предложениями.
Заявление — это обращение, в котором граждане излагают какую-либо свою просьбу (заявление о назначении пенсии, о получении жилплощади и т. д.).
Предложение — это обращение, которое, как правило, не связано с каким-либо нарушением прав граждан. В предложениях граждане высказывают свои соображения, например, об улучшении, совершенствовании работы того или иного органа.
Если жалоба подается вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, то предложения и заявления подаются гражданами в те государственные органы или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан установлены документом, который был принят еще в 1968 г., а в 1988 г. была принята его новая редакция. Этот документ называется Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Поскольку граждане имеют право обращаться в органы государственного управления не только письменно, но и устно, во всех органах управления должен быть организован прием граждан. Проводить личный прием граждан должны все руководители и должностные лица государственных органов.
Предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения. Заявления рассматриваются, и по ним принимаются решения в срок до 1 месяца со дня поступления в орган или должностному лицу. А если для принятия решения по поступившему заявлению не нужно проводить дополнительного изучения и проверки, то решение должно быть принято безотлагательно, но не позднее 15 дней.
О решениях, которые приняты по результатам рассмотрения предложений и заявлений граждан, орган или должностное лицо должны проинформировать гражданина.
Наряду с нормами, относящимися к порядку рассмотрения обращений граждан, Указ «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» содержит требование к государственным органам и их должностным лицам систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, и совершенствования своей работы.
Таким образом, направляя в органы исполнительной власти заявления, предложения и жалобы, граждане оказывают влияние на их деятельность и принимаемые ими решения.
СЛОВАРЬ ПАРАГРАФА ______________________________________________________________
Административное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления (осуществления исполнительной власти).
Жалоба — обращение в суд, в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
Органы исполнительной власти (государственного управления) — вид органов государственной власти, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность в экономической, социально-культурной, социально-политической и межотраслевой сферах управления.
ВОПРОСЫД ЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие органы относятся к федеральным органам исполнительной власти?
2. Какую сферу общественных отношений регулируют нормы административного права?
3. Какие права имеют граждане в сфере государственного управления?
4. Какие обязанности возложены на граждан в сфере государственного управления?
5. Куда и в какие сроки может обратиться гражданин, если его права нарушены?