Проблемы и трудности миротворцев ООН в ДРК.




Создание многонациональных миротворческих сил в ДРК привело к возникновению у ООН множества проблем. Это объясняется целым рядом причин. Некоторые проблемы связаны с особенностью и структурой самой организации. Другие связаны со сложностью и уникальностью миротворческих операций как таковых. Третьи возникли из-за сложной, противоречивой обстановки, сложившейся в стране.

Сложнейшие проблемы, связанные с миротворчеством в ДРК возникали на всех уровнях, начиная от командования и заканчивая рядовыми военнослужащими. Множество сложностей, преследовавших силы ООН, сплетались в целый комплекс, начиная с вполне житейских вопросов, касавшихся выбора продуктов питания с учетом индивидуальных особенностей каждого солдата, включая его религиозные верования и заканчивая моральными нормами, которые не позволяли командирам применять вооруженную силу даже в целях самообороны, за исключением крайних случаев.

Давайте затронем проблему осуществления миротворческой миссии ООН в Демократической Республике Конго (ДРК).

Миссия ООН в ДРК была создана и направлена в Конго в ноябре 1999 года в рамках резолюции 1279 СБ ООН с целью установления и поддержки связи со всеми конфликтующими сторонами, подписавшими Лусакское соглашение о прекращении огня (июль 1999 года). Она выполняла и другие задачи по поддержанию мира. МООНДРК (позднее МООНСДРК) с момента ее развертывания возглавлял специальный представитель Генерального Секретаря ООН ДРК Уильям Лесси Свинг, в прошлом – посол США в ДРК, ЮАР, Нигерии, Либерии, Республике Конго (Браззавиль) и Гаити.

С тех пор Миссия неоднократно расширялась и укреплялась в рамках Устава ООН. Значительную помощь она оказала конголезскому руководству в период подготовки и проведения в ДРК первых общенациональных выборов в 2006 году. После избрания легитимной власти мир в стране так и не наступил. На основании выводов международных аналитических центров, можно заключить, что проблемы безопасности в Центральной Африке, включая Район Великих Озер, после завершения общенациональных выборов в ДРК были решены лишь отчасти. Военные действия на востоке ДРК продолжались и были привычно связаны с расхищением природных ресурсов этого региона. Потоки оружия продолжали переправляться по нелегальным каналам. В соответствии с резолюциями СБ ООН МООНДРК осталась в стране и после общенациональных выборов для оказания содействия конголезскому правительству в решении политических и военных задач по обеспечению мира. Во второй половине 2007 года отряды бандформирований во главе с дезертиром конголезской армии Л. Нкундой возобновили свои действия против правительственных войск.

В такой ситуации миротворческие силы ООН были востребованы и оказывали значительную поддержку вооруженным силам ДРК. В задачи Миссии входила защита мирного населения и сопровождение процессов демократического строительства, при этом полномочия «голубых касок» были строго ограничены самообороной и эвакуацией населения во время столкновений. Для повышения эффективности и в ответ на обвинения в «инертности» 15 мая 2007 года СБ ООН принял резолюцию 1756, в соответствии с которой мандат МООНДРК был продлен до 31 декабря 2007 года, а его рамки значительно расширены. Главным образом это касалось области обучения интегрированных бригад национальной армии, а также силовой поддержки совместных операций с вооруженными силами ДРК на востоке страны в целях разоружения и демобилизации конголезских и иностранных незаконных вооруженных групп. В соответствии с более гибким мандатом 1 июля 2007 года МООНДРК запустила программу обучения военнослужащих вышеупомянутых интегрированных бригад. Срок обучения одной бригады, по оценкам экспертов Миссии, составлял 3 месяца, а программа в целом была рассчитана на 18 месяцев.

Параллельно с МООНДРК была развернута Программа развития ООН (ПРООН / Киншаса), В переходный период Программа включала активную поддержку электорального процесса и решение вопросов укрепления сферы безопасности ДРК.

Приоритетными направлениями деятельности ПРООН / Киншаса были обеспечение эффективной работы госорганов, борьба с бедностью с учетом Целей Тысячелетия ООН и принятие антикризисных мер. В связи с этим властям оказывается поддержка в области подготовки нормативных документов, реформирования судебной и правоохранительной систем, обучения госслужащих, финансируются совместные социальные проекты. Тем не менее, основным вектором деятельности как МООНДРК, так и ПРООН / Киншаса оставалось обеспечение безопасности на всех уровнях и, в первую очередь, поддержка процессов интеграции и создания боеспособной национальной армии. Несмотря на приоритетность политико-дипломатического пути разрешения конфликтов, особо подчеркнутую постоянным представителем Франции при ООН Ж.-М. де ля Саблиером в ходе визита в Киншасу 19–20 июня 2007 года специальной Миссии Совета Безопасности, руководством МООНДРК все же не исключалась возможность вынужденных совместных силовых операций.

Подобная позиция была обусловлена обострением ситуации на востоке страны, где продолжались столкновения вооруженных руандийских хуту, формирований мятежного генерала Л. Нкунды, группировок «Май-Май» и военнослужащих национальной армии, что препятствовало нормальному протеканию в стране процессов восстановления и демократического строительства. В условиях бедственного социально-экономического и военно-политического положения в ДРК, при отсутствии адекватных финансовых и силовых институтов воздействия на ее развитие, руководство страны было вынуждено опираться на внешние источники содействия. Наряду с другими международными организациями МООНДРК с целым рядом институтов системы ООН была вовлечена во внутриконголезские процессы.

Мандат Миссии неоднократно продлевался в ожидании подвижек в урегулировании военно-политического кризиса в восточных районах, где активизация боевиков различного происхождения угрожала территориальной целостности и ставила под вопрос дальнейшее демократическое строительство. В конце 2008 года (резолюция 1856 СБ ООН) полномочия Миссии были значительно расширены для организации эффективной защиты гражданского населения, а численность контингентов увеличена. Однако на деле направление дополнительных сил не дало ожидаемых результатов. В этих условиях руководство Миссии заявило об отсутствии адекватных возможностей для реализации мандата.

В условиях политической трансформации вооруженных формирований (в первую очередь, НКЗН и «Май-Май») особую важность приобретала интеграция бывших бандформирований в правоохранительные органы. По предварительным подсчетам Миссии, процесс должен был охватить 1,5 тысячи боевиков. На практике это оказалось нереальным, поскольку, по сути, мародеры, убийцы и грабители не могли в одночасье превратиться в образцовых полицейских. Необходимо было формировать национальные кадры из обученной молодежи, несмотря на то, что в постконфликтный период такой возможности у конголезских властей не было. Несмотря на положительный, казалось бы, эффект присутствия ооновской Миссии в ДРК, в ее адрес продолжали поступать упреки, обвинения. Одни утверждали, что ооновские миротворцы инертны в своих действиях и не выполняют предписанных им функций, другие считали присутствие «голубых касок» в ДРК необходимым. Ж. Кабила не раз выражал свое недовольство по поводу чрезмерного присутствия Миссии в его стране, хотя официальных заявлений по этому поводу не последовало.

Специальный корреспондент журнала «Жён Африк» в Северном Киву Фабиен Помпей писала: «Киншаса постоянно критикует ооновские силы и обвиняет западные страны в том, что они намерены поддерживать статус-кво на востоке для сохранения интересов мультинациональных компаний, которые покупают “кровавые минералы”».

 

В чем причина? Возможно, она кроется в низком уровне подготовки миротворцев, контингенты которых составлены преимущественно военнослужащими из африканского и азиатского регионов, включая ЮАР, Марокко, Тунис, Бенин и Сенегал, а также Индию и Пакистан.

в 2007 году генерал призвал западные страны направлять в Африку специализированные отряды из европейских стран для содействия миротворческим операциям, поскольку африканские страны нуждаются в инженерах, медицинском персонале и спецназе.

Многие забывают, что миротворцы – это прежде всего солдаты, которые выполняют команды своих военачальников. А они, в свою очередь, выполняют требования Устава ООН, определенного Советом Безопасности мандата, ограничивающим их возможности. Не следует забывать также, что территория ДРК – это более 2 миллионов квадратных километров, практически без дорог и соответствующей инфраструктуры. И хотя Миссия ООН – одна из крупнейших африканском континенте, охватить всю территорию ДРК не представляется возможным. Основная часть ооновского контингента состоит из индийских и пакистанских миротворцев. Что касается россиян, то они в своем большинстве работают в Миссии в качестве военных наблюдателей. Как показывает практика, российские миротворцы с честью и доблестью несут свою службу на африканском направлении, а отечественная авиационная техника всегда приводится в пример как образец надежности и безопасности.

Служба в Миссии подвержена различным рискам и опасности. В период с 1999 по 2011 годы в ДРК погибло 157 миротворцев. «Голубые каски» гибнут от рук бандитов, в результате обстрелов патрульных вертолетов, внезапных нападений. Даже в центре столицы ооновская миссия вынуждена защищать себя от вооруженных нападений. Штаб Миссии в Киншасе обнесен колючей проволокой, а его стекла защищены пуленепробиваемой пленкой. Обеспечить абсолютную защиту мирного населения не под силу даже Миссии ООН при условии постоянного увеличения ее исполнителей. К тому же следует учесть, что, если миротворцы действуют цивилизованно, соблюдая предписания уставных документов, то для боевиков-повстанцев правил не существует. Усиленное патрулирование ооновских контингентов на земле и в воздухе в отдаленных точках страны и в столице не раз помогало предотвращать конфликты, стабилизировать ситуацию. Миротворцы спасли жизнь многим людям во время военно-политических конфликтов. Если взвесить все «за» и «против» присутствия ооновской Миссии в ДРК, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на ограниченный круг возможностей МООНСДРК, ситуация была бы существенно хуже, сложнее в ее отсутствие. «Голубые каски» выполняют важную роль в обеспечении защиты десятков тысяч гражданских лиц, в оказании гуманитарной помощи и предотвращении серьезных нарушений, связанных с правами человека, служат тормозом в процессе деградации ситуации в проблемных районах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: