Ключ к тесту Д. Голланда (лист ответов учащихся)




МЕТОДИКА Д. ГОЛЛАНДА

(определение типа личности)

Инструкция: ниже попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий выберите ту, которой отдаете предпочтение. Например, из двух профессий»Поэт или Психолог» - вы предпочитаете вторую, тогда в листе ответов в графе 41(б) вы должны поставить знак «+».

 


а) инженер – техник

б) инженер – контролер

а) вязальщик

б) санитарный врач

а) повар

б) наборщик

а) фотограф

б) заведующий магазином

а) чертежник

б) дизайнер

а) философ

б) психиатр

а) ученый - химик

б) бухгалтер

а) редактор научного журнала

б) адвокат

а) лингвист

б) переводчик художественной литературы

а) педиатр

б) статистик

а) организатор воспитательной работы

б) председатель профсоюза

а) спортивный врач

б) фельетонист

а) нотариус

б) снабженец

а) перфоратор

б) карикатурист

а) политический деятель

б) писатель

а) садовник

б) метеоролог

а) водитель троллейбуса

б) медсестра

а) инженер – электрик

б) секретарь – машинистка

а) маляр

б) художник по металлу

а) биолог

б) главный врач

а) телеоператор

а) гидролог

б) ревизор

а) зоолог

б) зоотехник

а) математик

б) архитектор

а) работник ИДН

б) счетовод

а) учитель

б) командир дружинников

а) воспитатель

б) художник по керамике

а) экономист

б) заведующий отделом

а) корректор

б) критик

а) завхоз

б) директор

а) радиоинженер

б) специалист по ядерной физике

а) наладчик

б) механик

а) агроном

б) председатель колхоза

а) закройщик – модельер

б) декоратор

а) археолог

б) эксперт

а) работник музея

б) консультант

а) ученый

б) актер

а) логопед

б) стенографист

а) врач

б) дипломат

а) главный бухгалтер

б) директор

а) поэт

б) психолог

а) архивариус

б) скульптор


б) режиссер

 

 

Ключ к тесту Д. Голланда (лист ответов учащихся)

Реалисти- ческий тип Интеллект-туальный тип Социальный тип Конвенци-альный тип Предприим-чивый тип Артистичес-кий тип
           
           
    10а   10б   11б   12б  
    11а   13а   13б   14б  
    12а   14а   15а   15б  
16а   16б   17б   18б   23б   19б  
17а   20а   20б   22б   26б   21б  
18а   22а   25а   25б   28б   24б  
19а   23а   26а   28а   30а   27б  
21а   24а   27а   29а   33б   29б  
31а   31б   36б   32б   35б   30б  
32а   35а   38а   38б   37б   34б  
33а   36а   39а   40а   39б   41а  
34а   37а   41б   42а   40б   42б  
Σ =   Σ =   Σ =   Σ =   Σ =   Σ =  

 

Автор выделяет 6 типов социальной направленности личности:

  1. Реалистичный – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

  1. Интеллектуальный – не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.

  1. Социальный – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты характера: стремление поучать, воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (врач, учитель, психолог).

  1. Конвенциальный – предпочитает четко структурированную деятельность; характер стереотипный, конкретный, практичный. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, риги ден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

  1. Предприимчивый – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминанте, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом, властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат.

  1. Артистический – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т.д.

ОПРОСНИК

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

ДЖ.ГОЛЛАНДА

 

 

«Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) в своем теоретическом обосновании базируется на известной теории профессионального выбора, разработанной американским профессором Дж.Холландом (Дж.Голландом). Сущность теории Дж.Холланда можно свести к следующим основным положениям:

1. В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).

Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультурное влияние, физическое окружение и т.д. Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем эти деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.

2. Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.

В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больший процент людей С-типа, чем, например, Р-типа.

В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам.

3. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблем и брать на себя соответствующие запросам роли.

Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип, ищет, соответственно, социальное и т.д. Аналогично и соответствующее окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.

Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти типов. Другой составной частью окружения является досуг человека, его времяпрепровождение вне работы.

4. Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.

Если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: