Лабораторное занятие № 1




Общий объем учебного времени – 40 час.

Лекции – 6 час.

Лабораторные работы – 14 час.

Самостоятельная работа – 20 час.

 

 

Содержание курса соответствует требованиям, утвержденным в 2005 году

Государственным образовательным стандартом

по специальности 032500 «география»

с дополнительной специальностью «биология»

 

Учебная программа

обсуждена и утверждена

на заседании кафедры педагогики

(протокол № от 27.декабря. 2007 г.)

Заведующая кафедрой

____________Н.В.Чернова

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Кафедра педагогики

 

УТВЕРЖДАЮ:

проректор по учебной работе

____________Е.Н.Старостина

«___»______________2007 г.

 

Учебная программа

по дисциплине «Педагогика»

специальности 032300 «химия»

с дополнительной специальностью «биология»

«Психолого-педагогический практикум»

(4 курс 7 семестр)

 

Общий объем учебного времени – 40 час.

Лекции – 6 час.

Лабораторные работы – 14 час.

Самостоятельная работа – 20 час.

 

Содержание курса соответствует требованиям, утвержденным в 2005 году

Государственным образовательным стандартом

по специальности 032300 «химия»

с дополнительной специальностью «биология»

 

 

Учебная программа

обсуждена и утверждена

на заседании кафедры педагогики

(протокол № от 27.декабря. 2007 г.)

Заведующая кафедрой

____________Н.В.Чернова

 

 

Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.

 

Пояснительная записка

Учитывая необходимость ориентации профессионально-педагогической подготовки на формирование целостной личности учителя-воспитателя, изучение пропедевтического курса «Психолого-педагогический практикум» должно привести к сформированности в сознании студентов обобщенного идеала личности учителя и целостного представления о педагогической профессии, представления о многообразии педагогических специальностей и видов педагогической деятельности, общего и особенного в них. Таким образом, университетское педагогическое образование наряду с познавательной и психологической должно реализовывать социальную функцию – формировать профессионально – педагогическую культуру будущего учителя.

Данный курс выполняет профессионально-ориентационную и мотивационно-прогностическую функции в подготовке будущих педагогов, открывает перспективу их творческой самореализации в педагогической профессии и имеет следующие задачи:

· формирование ценностных ориентаций на гуманность и творчество в педагогической деятельности;

· развитие эмоционально-волевой сферы личности будущего учителя;

· ознакомление с базовыми профессиональными умениями педагога;

Уяснение студентами совокупности профессионально обусловленных требований, предъявляемых к учителю и его деятельности на современном этапе развития общеобразовательной и профессиональной школы должно быть тесно связано со стимулированием потребности будущих учителей в профессиональном самосовершенствовании.

Рассматривая коммуникативную культуру как органичную часть профессиональной культуры, обеспечивающую реализацию профессиональных знаний, умений и навыков педагога, мы и уделяем ей в содержании практических занятий главное внимание.

Настоящая программа рассчитана на 40 часов и предлагает 6 лекционных, 14 лабораторных, самостоятельная работа – 20 час.

Степень усвоения материала оценивается в 7 семестре (зачет).

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (час.) Аудиторные занятия (час.) СРС
В том числе
Лк. Пр. Лб.
  Особенности педагогического общения          
  Педагогическая деятельность и ее особенности          
  Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства          
  Мастерство учителя в управлении собой.          
  Решение педагогических ситуаций          
  Всего:          

 

Содержание:

 

Тема 1. Особенности педагогического общения.

Возрастание роли учителя в период социально-экономических преобразований общества.

Учитель – доверенное лицо общества в воспитании подрастающего поколения. Учитель как субъект культуры, как носитель общечеловеческих и профессиональных ценностей. Участие учителя в общественной жизни страны. Сущность педагогического общения. Задачи и функции педагогического общения. Система педагогического общения. Стили педагогического общения. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство. Индивидуальный стиль педагогического общения и деятельности учителя. Общая характеристика затруднений в деятельности учителя.

 

Тема 2. Педагогическая деятельность и ее особенности.

 

Педагогическая профессия – совокупность педагогических специальностей. Общее и особенное в педагогических специальностях.

Понятие педагогической деятельности и ее особенности: объект труда, орудия труда, результат труда. Осуществление педагогической деятельности. Специфика средств педагогической деятельности. Учитель как организатор учебно-воспитательного процесса. Учитель – воспитатель подрастающего поколения. Учитель – преподаватель учебного предмета. Учитель и педагогическое творчество. Учитель как исследователь. Конкретно-историческая обусловленность проявления функций учителя. Воспитательная работа и преподавание – основные виды педагогической деятельности. Их диалектическое единство.

Задачная структура педагогической деятельности. Умение решать педагогические задачи как единство умений педагогически мыслить и действовать. Педагогические умения и их классификации.

Умение педагогически мыслить – выражение содержания теоретической готовности. Конструктивные умения как совокупность диагностических, Аналитических, прогностических и проективных умений.

Умение педагогически действовать – выражение содержания практической готовности. Организаторские умения как совокупность мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений. Коммуникативные умения: социально-перцептивные, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники. Взаимоотношения с людьми – основное содержание труда учителя. Единство дидактических и коммуникативных задач в деятельности учителя. Коммуникабельность педагога как предпосылка успешной педагогической деятельности.

Рефлексивные умения учителя-воспитателя в структуре его профессиональной деятельности.

Особенности педагогической специальности соответственно профилю факультета.

Понятие о квалификационной характеристике как модели содержания профессиональной готовности. Профессиональная готовность учителя как единство профессиональной пригодности и компетентности.

Профессиональное мастерство учителя – сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский о педагогическом мастерстве.

Единство общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки учителя – содержание его профессиональной компетентности.

Творческая природа труда учителя. Творчество – профессиональная необходимость учителя. Основные источники развития творчества учителя. Педагогическое творчество и его признаки. Сферы проявления педагогического творчества. Педагогическое мастерство учителя. Творчество и новаторство. Критерии оценки опыта творческой деятельности учителя. Барьеры творческой деятельности. Наука и искусство в творческом труде учителя.

Образцы творческой деятельности педагогов. Развитие творческих умений.

 

Лабораторное занятие № 1

 

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства

 

Техника речи учителя.

Цель:

1. С помощью специальных упражнений выработать навыки фонационного дыхания, правильного распределения голосовой нагрузки.

2. Отработка дикции, развитие артикуляционного аппарата, изучение правил произнесения согласных звуков

Теоретическая часть:

1. Понятие о технике речи и ее значение в работе педагога.

2. Механизм звукообразования. Гигиенические правила предупреждения голосовых деформаций.

3. Типы дыхания. Механизмы дыхания. Гигиена дыхания. Причины и пути устранения нарушений речевого дыхания.

4. Профессиональные требования к голосу педагога: сила звука, выносливость, адаптивность и помехоустойчивость голоса, полетность, гибкость и подвижность голоса, диапазон как объем голоса, тембр, суггестивность как способность голоса к внушению, интонационная выразительность.

5. Дикция как четкость произношения. Недостатки произношения, пути их устранения.

6. Ритмика речи. Значение паузы (логической и психологической). Оптимальная скорость речи учителя.

Практическая часть занятия включает в себя:

§ Упражнения на развитие фонационного дыхания.

§ Упражнения на развитие речевого голоса.

§ Упражнения для развития дикции.

Творческие задания:

Составить словарик скороговорок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: