Общий объем учебного времени – 40 час.
Лекции – 6 час.
Лабораторные работы – 14 час.
Самостоятельная работа – 20 час.
Содержание курса соответствует требованиям, утвержденным в 2005 году
Государственным образовательным стандартом
по специальности 032500 «география»
с дополнительной специальностью «биология»
Учебная программа
обсуждена и утверждена
на заседании кафедры педагогики
(протокол № от 27.декабря. 2007 г.)
Заведующая кафедрой
____________Н.В.Чернова
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Кафедра педагогики
УТВЕРЖДАЮ:
проректор по учебной работе
____________Е.Н.Старостина
«___»______________2007 г.
Учебная программа
по дисциплине «Педагогика»
специальности 032300 «химия»
с дополнительной специальностью «биология»
«Психолого-педагогический практикум»
(4 курс 7 семестр)
Общий объем учебного времени – 40 час.
Лекции – 6 час.
Лабораторные работы – 14 час.
Самостоятельная работа – 20 час.
Содержание курса соответствует требованиям, утвержденным в 2005 году
Государственным образовательным стандартом
по специальности 032300 «химия»
с дополнительной специальностью «биология»
Учебная программа
обсуждена и утверждена
на заседании кафедры педагогики
(протокол № от 27.декабря. 2007 г.)
Заведующая кафедрой
____________Н.В.Чернова
Психолого-педагогический практикум. Решение психолого-педагогических задач, конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта.
|
Пояснительная записка
Учитывая необходимость ориентации профессионально-педагогической подготовки на формирование целостной личности учителя-воспитателя, изучение пропедевтического курса «Психолого-педагогический практикум» должно привести к сформированности в сознании студентов обобщенного идеала личности учителя и целостного представления о педагогической профессии, представления о многообразии педагогических специальностей и видов педагогической деятельности, общего и особенного в них. Таким образом, университетское педагогическое образование наряду с познавательной и психологической должно реализовывать социальную функцию – формировать профессионально – педагогическую культуру будущего учителя.
Данный курс выполняет профессионально-ориентационную и мотивационно-прогностическую функции в подготовке будущих педагогов, открывает перспективу их творческой самореализации в педагогической профессии и имеет следующие задачи:
· формирование ценностных ориентаций на гуманность и творчество в педагогической деятельности;
· развитие эмоционально-волевой сферы личности будущего учителя;
· ознакомление с базовыми профессиональными умениями педагога;
Уяснение студентами совокупности профессионально обусловленных требований, предъявляемых к учителю и его деятельности на современном этапе развития общеобразовательной и профессиональной школы должно быть тесно связано со стимулированием потребности будущих учителей в профессиональном самосовершенствовании.
|
Рассматривая коммуникативную культуру как органичную часть профессиональной культуры, обеспечивающую реализацию профессиональных знаний, умений и навыков педагога, мы и уделяем ей в содержании практических занятий главное внимание.
Настоящая программа рассчитана на 40 часов и предлагает 6 лекционных, 14 лабораторных, самостоятельная работа – 20 час.
Степень усвоения материала оценивается в 7 семестре (зачет).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего (час.) | Аудиторные занятия (час.) | СРС | ||
В том числе | ||||||
Лк. | Пр. | Лб. | ||||
Особенности педагогического общения | ||||||
Педагогическая деятельность и ее особенности | ||||||
Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства | ||||||
Мастерство учителя в управлении собой. | ||||||
Решение педагогических ситуаций | ||||||
Всего: |
Содержание:
Тема 1. Особенности педагогического общения.
Возрастание роли учителя в период социально-экономических преобразований общества.
Учитель – доверенное лицо общества в воспитании подрастающего поколения. Учитель как субъект культуры, как носитель общечеловеческих и профессиональных ценностей. Участие учителя в общественной жизни страны. Сущность педагогического общения. Задачи и функции педагогического общения. Система педагогического общения. Стили педагогического общения. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство. Индивидуальный стиль педагогического общения и деятельности учителя. Общая характеристика затруднений в деятельности учителя.
|
Тема 2. Педагогическая деятельность и ее особенности.
Педагогическая профессия – совокупность педагогических специальностей. Общее и особенное в педагогических специальностях.
Понятие педагогической деятельности и ее особенности: объект труда, орудия труда, результат труда. Осуществление педагогической деятельности. Специфика средств педагогической деятельности. Учитель как организатор учебно-воспитательного процесса. Учитель – воспитатель подрастающего поколения. Учитель – преподаватель учебного предмета. Учитель и педагогическое творчество. Учитель как исследователь. Конкретно-историческая обусловленность проявления функций учителя. Воспитательная работа и преподавание – основные виды педагогической деятельности. Их диалектическое единство.
Задачная структура педагогической деятельности. Умение решать педагогические задачи как единство умений педагогически мыслить и действовать. Педагогические умения и их классификации.
Умение педагогически мыслить – выражение содержания теоретической готовности. Конструктивные умения как совокупность диагностических, Аналитических, прогностических и проективных умений.
Умение педагогически действовать – выражение содержания практической готовности. Организаторские умения как совокупность мобилизационных, информационных, развивающих и ориентационных умений. Коммуникативные умения: социально-перцептивные, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники. Взаимоотношения с людьми – основное содержание труда учителя. Единство дидактических и коммуникативных задач в деятельности учителя. Коммуникабельность педагога как предпосылка успешной педагогической деятельности.
Рефлексивные умения учителя-воспитателя в структуре его профессиональной деятельности.
Особенности педагогической специальности соответственно профилю факультета.
Понятие о квалификационной характеристике как модели содержания профессиональной готовности. Профессиональная готовность учителя как единство профессиональной пригодности и компетентности.
Профессиональное мастерство учителя – сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский о педагогическом мастерстве.
Единство общекультурной, психолого-педагогической и специальной подготовки учителя – содержание его профессиональной компетентности.
Творческая природа труда учителя. Творчество – профессиональная необходимость учителя. Основные источники развития творчества учителя. Педагогическое творчество и его признаки. Сферы проявления педагогического творчества. Педагогическое мастерство учителя. Творчество и новаторство. Критерии оценки опыта творческой деятельности учителя. Барьеры творческой деятельности. Наука и искусство в творческом труде учителя.
Образцы творческой деятельности педагогов. Развитие творческих умений.
Лабораторное занятие № 1
Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства
Техника речи учителя.
Цель:
1. С помощью специальных упражнений выработать навыки фонационного дыхания, правильного распределения голосовой нагрузки.
2. Отработка дикции, развитие артикуляционного аппарата, изучение правил произнесения согласных звуков
Теоретическая часть:
1. Понятие о технике речи и ее значение в работе педагога.
2. Механизм звукообразования. Гигиенические правила предупреждения голосовых деформаций.
3. Типы дыхания. Механизмы дыхания. Гигиена дыхания. Причины и пути устранения нарушений речевого дыхания.
4. Профессиональные требования к голосу педагога: сила звука, выносливость, адаптивность и помехоустойчивость голоса, полетность, гибкость и подвижность голоса, диапазон как объем голоса, тембр, суггестивность как способность голоса к внушению, интонационная выразительность.
5. Дикция как четкость произношения. Недостатки произношения, пути их устранения.
6. Ритмика речи. Значение паузы (логической и психологической). Оптимальная скорость речи учителя.
Практическая часть занятия включает в себя:
§ Упражнения на развитие фонационного дыхания.
§ Упражнения на развитие речевого голоса.
§ Упражнения для развития дикции.
Творческие задания:
Составить словарик скороговорок.