Социологическое исследование




Говорите правильно

 

 

Работу выполнила: Смолянинова Яна,

ученица 7А класса

Руководитель проекта: Ремезова Римма Раиловна,

учитель русского языка

 

 

Сухиничи, 2021

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Теоретическая часть

1.1. Определение норм языка………………………………………………4

1.2. Классификация речевых ошибок доктора филологических наук

Ю. В. Фоменко ……………………………………………………………..5

2. Практическая часть

2.1. Социологическое исследование………………………………………7

Оформление стенда «Говорите правильно»

Создание буклета «Говорите правильно»

Вывод………………………………………………………………………..9

Список литературы…………………………………………………………10

Приложение

 

Введение

Наша жизнь – это постоянное общение. Общение со сверстниками, родителями, учителями; общение в школе, дома, в соцсетях. И мы почти не задумываемся над тем, когда и с кем какие формы общения выбирать, правильно или неправильно произносим слова, соблюдаем ли мы речевые нормы. Мы много времени проводим в соцсетях и стараемся упрост и ть общение, сокращая слова, чтобы написать как можно больше и быстрее. И иногда эти «упрощённые» слова входят в нашу лексику и, естественно, многие из нас даже не замечают, что нарушают нормы языка. Это происходит по разным причинам. Самая первая – плохое знание этих норм.

Для меня актуальность этой темы заключается в том, что я, почти хорошистка, к сожалению, имею одну неудовлетворительную оценку по русскому языку. И первый довод, почему я взяла эту тему, конечно же, повысить уровень знаний по этому предмету.

Цель проекта: привлечь вниманиесверстников к культуре речи, к сохранению родного языка.

Задачи проекта:

1. Изучение информации о нормах литературного языка

2. Провести опрос и узнать, какие ошибки допускают мои сверстники чаще всего

3. Оформить стенд в кабинете русского языка «Говорите правильно»

4. Создание для одноклассников буклета-напоминалки «Говорите правильно»

 

Нормы языка

Нормы языка — это общепринятые в общественно-речевой практике (в речи образованных людей, в театре, на телевидении, радио и т. п.) правила произношения, грамматики и словоупотребления.(1)Выделяют нормы ударения, нормы произношения, нормы словоупотребления, нормы в морфологии и синтаксисе.

 

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. (3)Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

 

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

- Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

- Ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов:

- Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

- Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы.

- Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии.

Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя».

Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм.ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Социологическое исследование

Следующим этапом работы стал опрос. Былиданы тест-опросы, в которых нужно либо найти ошибку, либо сформулировать верно. По результатам построена диаграмма, которая показала, что чаще всего допускаются орфоэпические или произносительныеи орфографические ошибки.

Результат работы

Издиаграммывидно, что чаще всего нарушаются орфографические и орфоэпические нормы. Я задумалась, почему мы совершаем такие ошибки? Есть несколько объяснений этому явлению:
1. Незнание правил русского языка

2. Автоматизм устной речи (говорить, даже не задумываясь, а потом привыкнуть к этому произношению) 3.Влияние речи окружающих (родителей, знакомых, одноклассников)

4. И, как уже говорилось выше, влияние сленга, используемого в соцсетях.

Соблюдать чистоту языка нам, в первую очередь, поможет чтение. И, конечно,почаще заглядывать в словари. А при общении в интернете, очень удобно по любому возникшему вопросу обратиться на сайт Грамота.ру

 

Вывод

Работая над проектом, я изучила литературу по нормам языка, культуре речи, провела тест-опрос и проанализировала результаты. Подводя итог, я хочу подчеркнуть главную мысль моей работы: проблема засорения русского языка является очень актуальной в наши дни. И овладение навыками культурной речи делает еѐ красивой, грамотной, обогащает словарный запас. Для меня эта работа оказалась очень познавательной и интересной. Очень хочется, чтобы интерес к данной теме возник и у моих сверстников, ведь вопросы культуры речи важны. Мы должны любить и беречь наш родной язык.

Итогом моей работы стало:

- оформление стенда в нашем кабинете примерами разного рода нарушениями и правильным произношением;

- создание буклета, в котором каждый может найти познавательный материал.

Мой проект может быть использован учителями русского языка на уроках, надеюсь, поможет всем кто считает, что в его речи много пробелов, исправить ошибки и не допускать их в дальнейшем.

 

 

Список литературы

1.Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка

2. Сайт./https://gramota.ru

3. Сайт. /www.sites.google.com https://4brain.ru/blog/речевые-ошибки-виды-причины-примеры

4. Сайт./https://studopedia.org/10-130753.html

5. Сайт./https://velikayakultura.ru

 

 

Приложение

Задания для тест-опроса

1 Расставь ударение:
путепровод, договор, свекла, торты, банты, звонит, баловать, столяр

2 Расставь запятые.
Палка торчавшая из воды служила ориентиром. Засеянные пшеницей поля дали дружные всходы.
Листва убитая морозом текла с неподвижных веток.

3 Обозначь все орфограммы.
Горит заря. Шёл неслышно.
Творит вечернюю прохладу бор,
Молоко пригорело.Листва ведет неслышный разговор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: