ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Эмоции
Цель: Формирование представлений об эмоциональной сфере личности и умений управлять ею.
Литература
Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1990.
Крутецкий В.А. Психология. – М., 1989.
Маклаков А.Г. Общая психология. – Пушкин, 2002.
Немов Р.С. Психология. Т.1.– М.,1994.
План.
1. Понятие об эмоциях. Теории эмоций.
2. Виды, свойства, особенности эмоций.
3. Развитие эмоций у детей.
Понятие об эмоциях. Теории эмоций
Эмоции – особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру…
Функции: - коммуникативная, сигнальная;
- регулирующая (стимулирующая, тормозящая;
- оздоровительная.
Теории эмоций
1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», где утверждает, что эмоции возникли в процессе эволюции живых существ как приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. (Фото проявления эмоций у человека и обезьян.)
Позже ученые Джемс и Ланге отметили, что эмоции сопровождаются органическими изменениями, «они первопричина эмоций». П.Бард доказал, что они возникают почти одновременно.
Х.Дельгадо вскрыл физиологическую основу эмоций: «Из всех структур головного мозга с эмоциями более связана подкорка (гипоталамус и центральные части лимбической системы.)» Путем вживления электродов здесь обнаружены центры страдания, наслаждения и внутренних органов (исследования на крысах). Ретикулярная формация определяет основные свойства эмоций – силу, продолжительность, изменчивость…
Отечественный психолог П.В.Симонов попытался формулой представить факторы, влияющие на возникновение и характер эмоций. В основе эмоций лежат потребности.
|
Э = F(П(Ин – Ис)), где П – величина потребности, Ин – информация о средствах необходимых для удовлетворения потребностей; Ис – информация о наличных средствах.
Проблемный вопрос. Определите, при каких условиях Э положительны, нейтральны, отрицательны?
Виды, свойства, особенности эмоций
Виды: 1) по знаку (положительные, нейтральные, отрицательные);
2) по воздействию на организм (стенические, астенические);
3) по происхождению, по характеру потребностей (низшие, высшие)
Чувства – высшие эмоции; это сложное устоявшееся отношение человека к миру; черта личности, присущая только человеку, возникшая в результате культурно-исторического развития при удовлетворении высших потребностей.
Бывают: моральные, интеллектуальные, эстетические.
Приведите примеры.
Свойства: сила, темп, ритм, интенсивность, продолжительность..
Они ложатся в основу разных эмоциональных состояний (ЭС) как особенностей эмоций. Основные ЭС: страсть, стресс, аффект, настроение, фрустрация…
Настроение | Слабое, длительное, устойчивое ЭС, отражающееся на поведении и деятельности человека, вызывается внешними и внутренними причинами. Может управляться. |
Аффект | Сильное, кратковременное, бурно протекающее ЭС, вызванное постепенным нарастанием напряжения, сопровождается сужением сознания и резко выраженными органическими изменениями. Бессознательное ЭС, неуправляемое. (Иван Грозный) |
Стресс | Вид аффекта, но вызывается неожиданной ситуацией, требующей мгновенного разрешения. Сопровождается сужением сознания, ошибками восприятия, памяти. (Авария) |
Фрустрация (обман) Тревожность | Возникает, когда на пути к цели – препятствия и степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести. Характерны: досада, озлобленность, подавленность, безразличие. (Избалованные дети) |
Страсть | Сильное, стойкое, всеохватывающее ЭС, побуждающее к высокой активности. Это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или объекта (человека). |
Развитие эмоций у детей
|
Эмоции – это врожденная или приобретенная особенность?
Элементарные эмоции – врожденны, устойчивы, неизменчивы; высшие эмоции -формируются, развиваются, человек ими учится управлять.
В новорожденности ребенок рождается с отрицательными эмоциями, положительные появляются позже (слепорожденные дети улыбаются так же, как здоровые). Необходимо общение или развивается ранний детский аутизм (РДА).
В раннем и дошкольном детстве дети легко возбудимы, неустойчивы, есть эмоциональное заражение. Учатся сдерживать эмоции. Развиваются моральные и эстетические чувства через общение, продуктивные виды деятельности, игру, труд по самообслуживанию.
В школьном возрасте учатся управлять эмоциями, развиваются все виды чувств, появляется устойчивая эмоциональная привязанность: дружба, влюбленность…Через общение и учение.
Условия развития:
- включение в сферу эмоциональных переживаний как +, так и -;
- разнообразная деятельность, общение;
- развитие воли для управления ЭС…
|
Сегодня есть категория трудных детей с эмоциональными нарушениями (замкнутые, агрессивные…), для них разрабатываются коррекционные программы. Напрмер: Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, Боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2002.
Воля
Цель: Формирование потребности в произвольной регуляции.
Литература
1. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии.
2. Крутецкий В.А. Психология. – М.,1989.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. – С.-Пб., 2001.
4. Серван-Шрейбер Давид Одна пастила или две? // PSYCHOLOGIES. 2008.03.№25
План:
1. Понятие о воле. Теории воли.
2. Анализ волевого действия. Волевые качества личности.
3. Развитие воли у детей.
Понятие о воле. Теории воли
Воля – способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления препятствий (внешних и внутренних) (3).
Это психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий (2;175).
Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий (1;204).
В основе воли лежат потребности (как в эмоциях).
Она имеет для человека огромное значение:
- пусковое, помогает нам действовать, достигать цели;
- регулирующее, стимулирует к активности и тормозит нежелательные поступки;
- компенсирующее, помогает компенсировать дефекты физического и психического развития.
Теории воли
Изучение воли началось давно. Еще АРИСТОТЕЛЬ ввел это понятие в категориальный аппарат науки о душе.
18-19 в.в. – это центральная проблема психологии. Но из-за трудности ее изучения многие ученые стали утверждать, что ее как психической функции не существует.
Сегодня сохранилось 2 направления:
- реактивные теории воли (бихевиористы, К.Н.Корнилов, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др.). Понятие воли не нужно, т.к. поведение человека можно выразить формулой стимул(St – R) реакция.
- активная (А.К.Бернштейн, П.К.Анохин, В.И.Селиванов и др.)
Поведение человека активно, он сам способен к сознательному выбору и волевая регуляция здесь необходима.
Позже обнаружены центры воли. Т.К. воля всегда связана с действиями человека и проявляется, развивается с ними, то физиологической основой являются сложные системы нервных связей в двигательных участках КГМ (центральная мозговая извилина.(2;176)