КСР 2: обосновать свою точку зрения по вопросу изменения круга субъектов права зак-ной инициативы.




Субъекты права зак-ной инициативы по вопросу о внесении изм. и доп. Конституции:

Конституция 1994 г:

- не менее 40 депутатов ВС

- Президент

- КС

- не менее 150 тыс гр-н

Конституция 1996 г.:

- Президент

- не менее 150 тыс гр-н

Обсуждение законопроекта – самая объемная стадия; предполагает работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат (чтение законопроекта), так и в комитетах (комиссиях).

· Первое чтение – решить, нужен ли такой закон вообще; существует ли необходимость в принятии, есть ли пробелы в данной области; обсудить идею и основную концепцию; решит ли проблему.

· Второе чтение – обсуждение законопроекта по существу и внесенных к нему поправок; здесь могут выявиться какие-то принципиальные позиции парламентариев по отдельным законопроектам; могут обсуждаться заранее внесенные поправки;

· Третье чтение – обсуждение проекта в целом со всеми принятыми ранее поправками, новые поправки не допускаются (только редакционные, технические).

Предварительное рассмотрение законопроекта:

Председатель ПП определяет головную комиссию по законопроекту…..

Рассмотрения законопроекта в первом чтении: выступление субъекта права зак-ной инициативы; доклад головной комиссии по законопроекту; обсуждается концепция, направленность, структура, целесообразность принятия; замечания и предложения депутатов; голосование в ПП (большинство от полного состава). Если проект принят, то он передается во второе чтение. Если проект отклонен – возвращается субъекту. Не принят и не отклонен – отправляется на доработку.

Подготовка законопроекта к рассмотрению во втором чтении: принятый в первом чтении законопроект направляется в головную комиссию; народное обсуждение, подготовка поправок, правовая экспертиза, лингвистическая экспертиза; внесение поправок и подготовка ко второму чтению, согласование с внесшим проект субъектом, заключение НЦЗПИ. Поправки, одобренные комиссией, включаются в текст законопроекта. Поправки, не одобренные комиссией, прилагаются к проекту в форме таблицы. Проект закона с заключением головной комиссии направляется депутатами субъекту зак-ной инициативы не позднее за 7 дней до рассмотрения законопроекта во втором чтении.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении: выступление председателя головной комиссии или назначенного им лица; обсуждение законопроекта начинается с наименования, затем – преамбула; далее проект может обсуждаться по статьям/по разделам/по главам/в целом; обсуждается каждая поправка, не полученная одобрения субъекта зак-ной инициативы; выступление депутатов, субъекта права зак-ной инициативы по внесенным поправкам. Далее голосование либо отправление на доработку (в целом или отдельные части).

Принятие законопроекта ПП: голосование производится постатейно, по главам, по разделам или в целом вне зависимости от того, как проходило его обсуждение; принятие большинством голосов или квалифицированным большинством для программных и конституционных законов. Если проект принят, то он отправляется на одобрение в СР. Если проект не набрал достаточного кол-ва голосов – проект отклонен. Если проект отклонен, то повторное рассмотрение проекта возможно только после повторной реализации права зак-ной инициативы. Если проект отправлен на доработку, то потом он рассматривается во втором чтении. Также может быть принято решение об отправке на рассмотрение в первом чтении(доработка концепции). О принятом решении информируется субъект права зак-ной инициативы. Принятый законопроект и все док-ты к нему визируются председателем ПП и передаются в 5 дневный срок в СР.

Рассмотрение законопроекта СР: определение Председателем СР постоянной комиссии ответственной по проекту; заключение экспертно-правового управления Секретариата, направление проекта всем членам СР, предварительное обсуждение на парламентских слушаниях, организовать круглый стол или созвать рабочую группу, выслушать мнения заинтересованных сторон; анализа поступивших замечаний и предложений по проекту, подготовка комиссией мотивированного заключения; рекомендовать СР одобрить проект, рекомендовать СР отклонить; предложение о включении вопроса в повестку дня сессии. Оглашение председателем постоянной комиссии заключения по законопроекту; обсуждение законопроекта; голосование по законопроекту производится согласно заключению постоянной комиссии; одобрение законопроекта – в теч.10дн. передается на подпись Президента. Отклонение законопроекта – урегулирование разногласий между палатами.

Урегулирование разногласий по законопроекту между палатами: постановление СР об отклонении законопроекта. Может содержать предложение ПП о создании согласительной комиссии, создается согласительная комиссия. Другом случае - направляется в 5-дневный срок в ПП, повторное рассмотрение в головной комиссии и рассмотрение законопроекта во втором чтении, либо ПП может предложить СР создать согласительную комиссию.

Механизм создания и работа согласительной комиссии: согласительная комиссия создается по инициативе одной из палат и эта инициатива должна быть поддержана другой палатой. СК создается на паритетных началах (равное кол-во представителей от каждой палаты). Как правило, в СК включаются представители головной комиссии, представителей постоянной комиссии СР, осуществлявшей подготовку законопроекта. Иные парламентарии, не входящие в состав СК вправе участвовать в заседаниях СК с правом совещательного голоса. СК вправе привлекать к своей работе работников секретариата палат Нацсобрания, приглашать представителей др.гос органов и орг-ций, ученых, специалистов и экспертов. На заседаниях СК вправе присутствовать и выступать помощник Президента – полномочный представитель Президента в Нац.собрании. СК рассматривает каждое возражение СР в отдельности и по итогу вырабатывает согласованный текст закона, который устроил бы каждую из палат. Голосование проходит отдельно – отдельно ПП и отдельно СР. Для принятия решения требуется простое большинство голосов. После того, как СК выработала единый согласованный текст проекта, он отправляется на заключение в НЦЗПИ и субъекту права зак-ной инициативы. Если по итогу согласования были высказаны какие-о замечания и предложения, они должны быть рассмотрены СК.

Механизм действий при выработке согласованного текста законопроекта: …….

Механизм действий при невыработке согласованного текста законопроекта: президент или по его поручению Правительство может потребовать от ПП принять окончательное решение; тогда в палате ставится на голосование проект закона в прежней редакции (та, которая была приняты ПП во втором чтении); если не набрал 2\3 голосов – направляется на доработку в головную комиссию; ПП может также принять решение об отклонении законопроекта. Если президент не потребовал от ПП принять окончательного решения, ПП после заслушивания СК может принять решение на отправление в головную комиссию, далее - рассмотрение во втором чтении.

Подписание закона Президентом:

Промульгация – санкционирование законопроекта главой гос-ва в установленные сроки, а также его опубликование в официальном вестнике.

Санкционирование – подписание официального текста закона главой гос-ва.

В большинстве стран этой стадии зак-го процесса возможно отлагательное вето главы гос-ва, после чего закон возвращается в парламент на новое рассмотрение.

 

Предварительный конституционный контроль:

С 28.06.2008 г КС осуществляет обязательный предварительный конституционный контроль конституционности всех законов, принятых ПП и одобренных СР либо прнятых ПП по требованию Президента до подписания данных законов Президентом. Рассмотрение КС дел осуществляется с использованием:

- устной формы конституционного судопроизводства в отношении законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ

- письменной формы конституционного судопроизводства в отношении иных законов.

Соответствующее решение принимается КС в течение 5 дней со дня поступления закона. Рассмотрению дела о проверке конституционности закона предшествует проведение в КС досудебной подготовительной работы (досудебной подготовки).

Законы проверяются по их форме, содержанию закрепленных в них норм, с т.зр.разграничения компетенции между гос органами, а также по порядку их принятия.

Проверка КС конституционности законов в порядке предварительного конституционного контроля, не препятствует проверке конституционности в порядке последующего конституционного контроля.

КСР 3: почему возможно рассмотрение законов в порядке последующего конституционного контроля, если он был рассмотрен в прядке предварительного конституционного контроля.

Право вето Президента:

Право вето – право главы гос-ва не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в законную силу. Право вето используется на стадии подписания закона. Мотивы при этом могут быть самые разные, но они должны быть всегда изложены в виде обоснованных возражений. Право вето является элементом системы сдержек и противовесов. Это способ участия Президента в зак-м процессе.

Абсолютное (резолютивное) вето – отказ главы гос-ва утвердить принятый парламента закон является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя.

Относительное (отлагательное) вето – может быть преодолен парламента либо носит временный хар-р.

Механизм преодоления вето Президента: ПП должна рассмотреть закон с возражениями Президента в теч. 30 дней; Председатель ПП направляет его в головную комиссию; доклад и заключение комиссии на заседании ПП; обсуждение, голосование и принятие одного из решений – согласие с возражениями либо преодоление возражений и принятия закона повторно в прежней редакции.

Принято решение о согласии с возражениями Президента; текст закона направляется на доработку в головную комиссию или субъекту права зак-ной инициативы; получается согласие Президента с принятыми головной комиссией поправками; рассмотрение законопроекта во втором чтении по общим правилам.

Принято решение о преодолении вето Президента, голосование производится по предней редакции закона, который поступал Президенту на подпись, голосуется в целом за законопроект и требуется квалифицированное большинство; направляется в СР; СР рассматривает в теч. 20 дн.; СР может отклонить инициативу ПП о преодолении возражений Президента, тогда он направляется в головную комиссию на доработку; либо согласиться с инициативой ПП и преодолеть возражения Президента. Далее закон направляется на подпись Президенту.

Опубликование закона: законы после подписания их Президентом, в т.ч. и случаи, когда закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

Официальное опубликование – доведение правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии в подписанными подлинниками на Нац.правовом портале РБ.

Датой официального опубликования считается дата размещения на Нац.правовом портале РБ.

Официальное опубликование правовых актов в неполном изложении не допускается.

Опубликование в сборнике НПА, газете «Звязда», «Народной газете» - не официальные источники.

Законы РБ вступают в силу через 10 дней после официального опубликования.

 

ПРЕЗИДЕНТ РБ КАК СУБЪЕКТ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место и роль президента в правотворческом процессе h,

Взаимодействие с Нац.собранием и его палатами

Взаимодействие с органами гос управления

Взаимодействие с органами судебной власти

Местные Советы депутатов

Роль администрации Президента в правотворческом процессе

НПА:

Закон О Президенте РБ 21 февр.1995г

Указ Президента от 23 июня 1998г Об Утверждении Положения о порядке рассмотрения Президентом проектов правовых актов

Указ Президента 23 янв.1997г №97 Вопросы Администрации Президента

Указ Президента 14 дек.1999г №724

Ссылки:

www.president.gov.by

www.pravo.by

 

Место и роль Президента в правотворческом процессе.

Собственная нормотворческая д-ть Президента: издает декреты, указы, распоряжения.

Президент выступает в роли общего организатора всей нормотворческой работы в РБ: обеспечивает взаимодействие между всеми органами гос власти, осуществляя взаимодействие между ними (вытекает из ст. 77 Конституции).

Акты Президента.

Декрет – НПА главы гос-ва, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией РБ на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

По своему содержанию декреты всегда являются актами нормативного хар-ра.

Декреты бывают:

- делегированные

- временные

Указ – НПА главы гос-ва, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы.

По своему содержанию указы могут быть как актами нормативного характера, так и правоприменительного характера.

Указы бывают:

- подконституционные

- программные (директивы)

- подзаконные

Распоряжения – правовой акт главы гос-ва (ненормативного хар-ра), рассчитанный на осуществление конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, например, о создании какой-либо комиссии.

Распоряжение, как правило, является правовым актом ненормативного хар-ра, если иное не предусмотрено Президентом.

Взаимодействие Президента с Национальным собранием и его палатами по вопросам правотворчества.

Участие президента в законодательном процессе:

- наличие права зак-ной инициативы

- согласие на внесение определенных законопроектов

- объявление законопроектов срочными к рассмотрению

- имеет право предлагать поправки к внесенным законопроектам

- возлагается право подписывать или не подписывать законы

- реализация Президентом права вето в отношении законов

Иное взаимодействие Президента с Парламентом:

- обращение к Парламенту с посланием

- участие Президента в работе парламента и его органов, право выступать перед ними в любое время с речью или сообщением

- СР утверждает Указы Президента о введении чрезвычайного или военного положения, б объявлении полной или частичной мобилизации

- принятие Парламентом закона о делегировании Президенту законодательных полномочий

- рассмотрение палатами Парламента временных декретов Президента и возможность их последующей отмены

Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию:

www.president.gov.by – События/Выступления/Послание…

Взаимодействие Президента с органами гос управления в сфере правотворчества.

- Президент поручает подготовку проектов нормативных правовых актов (установление обязательных процедур разработки и принятия правовых актов)

- согласование с Президентом подготовленных Советом Министров и другими органами гос управления проектов законов, декретов, указов и распоряжений

- отмена правовых актов органов гос управления (Совета Министров и местных исполкомов)

- осуществление контроля за ходом подготовки проектов НПА.

Взаимодействие Президента с органами судебной власти по вопросам правотворчества.

- инициирование Президентом судебной проверки соответствия НПА Конституции

- осуществление КС РБ некоторых полномочий только по инициативе Президента

- КС вправе вносить Президенту в соответствии с его компетенцией предложения о необходимости внесения в акты зак-ва изменений и (или) дополнений, принятия новых НПА.

Местные Советы депутатов и Президент в сфере правотворчества.

В отношении местных Советов депутатов Президент обладает правом приостановления их решений.

При этом, если акты Правительства могут быть отменены Президентом независимо от того, противоречат они зак-ву или нет, приостановить акты местных Советов депутатов и отменить акты местных исполнительных и распорядительных органов Президент вправе только в том случае, если они противоречат зак-ву.

Роль Администрации Президента.

Президент образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента, другие органы гос управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте (п.5 ст.84 Конституции).

Указом Президента от 23 января 1997г. №97 было утверждено Положение об Администрации Президента РБ.

Администрация Президента – орган гос управления, обеспечивающий д-ть Президента в области гос кадровой политики, идеологии белорусского гос-ва, права, осуществляющий подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента РБ.

Структура Администрации Президента. ГГПУ (главное гос-правовое управление).

Основные функции Администрации Президента.

Взаимодействие Администрации с Совмином: в двустороннем порядке. С одной стороны – Администрация рассматривает проекты правовых актов, внесенных Совмином. С другой стороны, Совмин рассматривает проекты правовых актов, замечаний и предложений по таким проектам, иных материалов, касающихся подготовки проектов, направленных Администрацией Президента.

Взаимодействие Администрации с Совмином осуществляется в связи с внесением Совмином на рассмотрение Президента проектов:

- декретов, указов, распоряжений Президента

- законов

- постановлений Совмина, подлежащих согласованию с Президентом

- иных постановлений Совмина по запросу Президента или уполномоченного им органа

- других правовых актов, подлежащих рассмотрению Президентом в соответствии с зак-вом.

Порядок рассмотрения в Администрации проектов правовых актов, внесенных Совмином.

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Место и роль исполнительной власти и Правительства в механизме гос правотворчества

Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом по вопросам правотворческой д-ти

Республиканские органы гос управления в правотворческом процессе

НПА:

Закон от 23 июля 2008г О Совмине

Постановление Совмина14 февр.2009г №193 О Регламенте Совмина

Указа Президента №711 О некоторых вопросах осуществления юридической экспертизы НПА

Постановление Совмина №1244 Об обязательной юридической экспертизе НПА…

Место и роль исполнительной власти и Правительства в механизме государственного правотворчества.

Посредством правовой формы гос управления организуется выполнение задач и функций управления, повседневное руководство д-тью предприятий, учреждений и организаций, служащих и граждан в сфере и отраслях управления на основе и во исполнение законов.

В правовых формах гос управления наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный хар-р органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Признаки НПА рогу:

- НПА создается в результате правотворческой д-ти компетентных органов

- каждый орган исполнительной власти имеет право на издание НПА только в определенной форме

- в НПА устанавливаются нормы права, представляющие собой общеобязательные государственные предписания постоянного и временного хар-ра, рассчитанные на многократные применение.

Юридические формулы, определяющие характер подзаконности актов органов исполнительной власти (акты рогу, ведомственные акты):

- в соответствии с Конституцией и законами означает принципиальную нормативную «связанность»

- на основе и во исполнение закона означает самостоятельные действия органов по реализации закона

- в пределах прав, предоставленных законом, означает действия органов в установленных законом рамках

- в случаях, предусмотренных законом, означает случаи, когда им точно определены основания принятия акта

- содержат ограничения и запреты совершить определенные действия.

Основные признаки правового акта управления:

- имеет юридическую природу, обалдает гос-властным хар-ром и обязателен для того, кому адресован. Исполнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой гос-ва.

- принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта гос управления.

- устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения, в последнем случае влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

- носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов.

- принимается субъектом управления только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами.

НПА органа исполнительной власти – письменный официальный документ, принятый в определенной форме органом (должностным лицом) в пределах его компетенции, регулирующий общественные отношения, на регулирование которых он направлен, обладающий гос-властным хар-ром и разрешающий конкретный вопрос или дело.

Административно-правовые акты при проведении соц реформ выполняют след ф-ции:

- совершенствуют НП-базу, обеспечивая ее приведение в соответствие с современным условиям социальной жизни, способствуют более эффективному применению.

- образуют основания возникновения, изменения, прекращения административных и иных правоотношений, т.е. конкретизирую общие предписания правовых норм применительно к отдельным участникам правоотношений.

- выступают средством реализации административных прав и обязанностей органов гос-ва – субъектов административно-правовых отношений.

Параметры качества НПА органа исполнительной власти:

- экономические – достижение экономических результатов с учетом перспективного экономического прогнозирования.

- социальные – степень отражения аспектов социальной политики, защиты публичного интереса и достижение оптимального баланса интересов общества, гражданина и гос-ва.

- правовые – системность зак-ва с точки зрения его соответствия Конституции РБ и иному зак-ву.

Формы осуществления Правительством правотворческой д-ти:

- собственная правотворческая д-ть Совмина, выражающаяся в планировании, подготовке и принятии постановлений в пределах компетенции, установленной Конституцией, законами, декретами и указами.

- подготовка и внесение законопроектов в ПП по собственной инициативе.

- выполнение поручений Президента по внесению в ПП и СР законопроектов.

- делегирование при необходимости ряда вопросов, входящих в компетенцию Совмина, на решение рогу.

- отмена актов рогу и др.

Основной НПА Правительства – Постановление Совмина.

Принимаемые Совмином иные НПА (положения, уставы, правила и т.д.) утверждаются постановлениями Правительства.

Распоряжения Премьер-министра являются ненормативными правовыми актами.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, и не носят нормативный хар-р.

Источник официального опубликования Постановлений Совмина – Нац.интернет-портал РБ. Вступают в силу со дня их включения в НРПА (по общему правилу).

Распоряжения Премьер-министра вступают в силу со дня их принятия (по общему правилу).

Взаимодействие Правительства с Президентом и Парламентом по вопросам правотворческой д-ти.

Правительство вносит на рассмотрение Президента предложения по вопросам, относящимся к его компетенции.

Предложения по вопросам, относящимся к компетенции Президента, проектам законов, которые разработаны и вносятся на рассмотрение Президента, а также декретов, указов и распоряжений Президента представляются органами гос управления исключительно через Совмин.

Правительство обладает правом зак-ной инициативы.

Проекты законов рассматриваются на заседаниях Совмина и его Президиума, и после одобрения и визирования соответствующими должностными лицами направляются Премьер-министром (в его отсутствие – первым замом или по его поручению одним из замов) в ПП.

Докладчиком в ПП по проекту закона, вносимому Совмином в Парламент, назначается, как правило, руководитель рогу, вносившего законопроект в Совмин.

РОГУ в правотворческом процессе (ведомственное правотворчество).

Ведомственное правотворчество – д-ть рогу по подготовке и принятию (изменению, отмене) правовых норм, направленных на обеспечение д-ти в соответствующих отраслях управления и сферах общественной жизни, осуществляемая в пределах их компетенции и в рамках соответствующих процедур на основе и во исполнение НПА вышестоящих органов с целью удовлетворения потребностей в правовом регулировании.

Ведомственное правотворчество необходимо как важная профессиональная и компетентная система юридической практики, обеспечивающая реализацию законов, актов Президента и Правительства.

Ведомственные акты призваны опосредовать:

- вопросы, имеющие отраслевое значение

- межотраслевые и надотраслевые вопросы, определяемые на основе нормативных актов, обладающих большей юридической силой з законов, декретов и указов Президента, постановлений Правительства.

Признаки ведомственных актов:

- один из видов НПА

- принимаются органами, обладающими спец отраслевой компетенцией

- подзаконны, т.е. создаются на основе и во исполнение закона; не могут противоречить актам более высокой юр силы, в т.ч. постановлений Совмина

- носят вторичный хар-р, т.к. развивают правовые положения актов более высокого уровня

- являются формой реализации компетенции республиканских органов исполнительной власти

- направлены на регулирование внутриведомственных отношений строго определенной сферы

- носит предметно-специализированный хар-р и обладает свойствами «оперативной распорядительности и тематической методичности»

- ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гр-на, устанавливающие правовой статус юр лиц или носят межведомственный хар-р, должны пройти обязательную юридическую экспертизу в Минюсте и быть официально опубликованы

- разнообразны по форме и содержанию, что обусловлено различием в характеристике самих издающих органов и спецификой компетенции и характером круга решаемых задач.

Ведомственный акт – правовой акт, изданный РОГУ в пределах его компетенции и в рамках соответствующих функций для обеспечения д-ти в соответствующих отраслях управления и в сферах общественной жизни, принятый во исполнение НПА вышестоящих органов.

Требования к ведомственным актам:

- законность

- целесообразность принятия

- обоснованность

-эффективность действия

- своевременность принятия

- стабильность

- экономичность

- реальность

- оптимальность

НПА рогу могут приниматься только в случаях и в пределах, предусмотренных Конституцией, законами, НПА Президента, положениями о соответствующих органах, а также НПА Совмина.

НПА рогу принимаются в форме постановлений и приказов.

Постановления – НПА, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение НПА большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего гос органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной д-ти.

Приказ – НПА функционально-отраслевого хар-ра, издаваемый руководителем рогу, в пределах компетенции возглавляемого руководителем рогу.

В Законе О НПА предусмотрена возможность принятия НПА несколькими нормотворческими органами.

При этом не допускается принятие совместного НПА нормотворческими органами, один из которых является вышестоящим по отношению к другому.

Наиболее часто встречается принятие совместных постановлений рогу (напр., Мин-вом экономики и Мин-вом финансов или Мин-вом по налогам и сборам, Минюстом и МВД).

Спецификой ведомственных актов является то, что они подлежат обязательной юридической экспертизе.

Источник официального опубликования – Нац.интернет-портал.

Вступают в силу со дня их включения в НРПА (по общему правилу).

НПА, касающиеся прав и свобод граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

В Минюст направляются:

- постановления Правления Нацбанка

- постановления Нац Академии наук

- постановления рогу

- приказы рогу, имеющие нормативный хар-р

- решения областных, Минского городского Совета депутатов…

РОЛЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В ПРАВОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

НПА:

Кодекс О судоустройстве и статусе судей 2006г

Закон О КС РБ 1994г

Декрет Президента №14 О некоторых мерах по усовершенствованию д-ти КС

Регламент КС 1997г

ППВХС №6 2010г О Регламенте Пленума ВХС РБ.

Механизм и формы участия судебных органов РБ в правотворческом процессе.

Судебные органы призваны решать правовые споры. Однако в процессе их разрешения выявляются противоречия, пробелы в зак-ве, что приводит к их неоднозначному пониманию и толкованию

Поэтому роль судов как правоприменительных органов, вынужденных даже при наличии пробелов в текущем зак-ве выносить вердикт, очень велика. Основой для этого является Конституция РБ, сформулированные в ней нормы и принципы.

Суды могут воздействовать на правовую систему посредством:

- судебных прецедентов

- внесения конкретных предложений в акты текущего зак-ва

- принятия на уровне высших судебных инстанций общих и хозяйственных судов постановлений пленумов о практике применения соответствующего зак-ва

- признаний КС НПА несоответствующими Конституции, что означает невозможность их применения судами, иными гос органами и должностными лицами.

ВС, ВХС, КС не наделены правом зак-ной инициативы. Поэтому высшие судебные инстанции не вносят законопроекты (оформленные надлежащим образом) или зак-ные конкретные предложения (идеи, концепции).

Одной из форм участия судебных органов в законотворчестве является право участия председателей КС, ВХС, ВС на заседаниях Палат парламента.

КС вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совмин, др.гос органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты зак-ва изменений и (или) дополнений, принятия новых НПА (ч.8 ст.22 Кодекса).

ВС разрабатывает предложения по совершенствованию зак-ва (ст.46 Кодекса).

ВХС разрабатывает предложения по совершенствованию зак-ва, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной д-ти (ст.69 Кодекса).

КС является специализированным органом судебного конституционного контроля, призванным обеспечить конституционность всего массива зак-ных актов, и является таким образом «негативным» законодателем, осуществляет «негативное правотворчество» (т.е. изымает нормы из системы зак-ва).

Формы конституционного судопроизводства:

-устная: последующий контроль; предварительный конституционны контроль в отношении конституционных законов; дача заключений о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента; принятие ежегодных посланий о состоянии конституционной законности.

- письменная: предварительный контроль всех остальных законов; изложение позиции о конституционности международных договоров до их подписания; дача официального толкования декретов и указов Президента; принятие решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения зак-ва местными Советами депутатов; изложение позиции о документах иностранных гос-в, международных орг-ций или их органов, затрагивающих интересы РБ в части соответствия этих документов общепризнанным нормам и принципам международного права.

……

КС по поручению президента дает толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

Рассмотрение КС подобных дел осуществляется с использованием письменной формы конституционного судопроизводства.

….

По поручению Президента судьи КС проводят проверку нормотворческой и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных гос органов.

НПА, признанные КС неконституционными, считаются не действующими только после отмены принявшим их органом.

КС разрешая вопрос о……

Заключения и решения КС, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера вступают в силу со дня их принятия, если в таких актах не установлен иной срок.

Заключения и решения КС провозглашаются на его заседании в сроки, установленные КС, являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Взаимодействие судебных органов с зак-ной и исполнительной ветвями власти.

Согласно Регламентам палат Парламента, на заседании каждой палаты могут присутствовать председатели КС, ВС, ВХС. Руководители судебных органов и другие лица, приглашенные на заседание, вправе с разрешения председательствующего участвовать в обсуждении, задавать вопросы, давать справки, передавать в секретариат сессии тексты своих выступлений и другие материалы.

В заседании Пленума ВС могут участвовать:

- президент и его представители

- председатели палат Нац.собрания, их заместители, председатели постоянных комиссий Нац.собрания

- Премьер-министр, его заместители

- Председатель КС, ВХС и заместители

- Генпрокурор и его заместители

- Министр юстиции и его заместители

В заседании Пленума ВХС еще и:

- Председатель ВС

- председатель Комитета госконтроля

- Министр по налогам и сборам и его заместители

- Министр экономики и его заместители

……

В предложении о проверке конституционности акта должны содержаться:

- наименование международного договора или акта, подлежащего проверке, сведения об источнике его опубликования

- основания для рассмотрения вопроса в КС

- позиция инициатора предложения, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы зак-ва

- перечень прилагаемых документо

Совмин имеет право обращения в КС для проверки конституционности НПА. Гос органы не обладающие правом внесения в КС документов на рассмотрение, члены Совмина……

Премьер-министр или его зам, в ведение которого находятся вопросы, поднятые….. см. РЕГЛАМЕНТ КС!!

Судебная практика, судебная статистика.

Судбеная практика признается источником права только в той мере, в какой она находит отражение в руководящих указаниях высших судебных органов.

Судебная практика признается источником права в полном объеме, включая результаты д-ти нижестоящих судов.

Судебная практика вне зависимости от форм ее выражения источником права не является.

Наделение органов судебного конституционного контроля правом принятия решений о прекращении действия НПА.

……….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: