Формы воспитательной работы.




Семинар № 1

Педагогическая ситуация и педагогическая задача.

 

Вопросы для рассмотрения

1. Сущность понятий «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «конфликт», их взаимосвязь.

2. Виды педагогических ситуаций.

3. Алгоритм анализа педагогической ситуации.

4. Сущность и специфика педагогической задачи.

5. Типы педагогических задач и их характеристика.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое педагогическая ситуация и когда она становится педагогической задачей?

2. Как создаются педагогические ситуации и с какой целью?

3. Определите место педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Приведите пример.

4. Каковы условия правильного решения той или иной педагогической задачи?

5. Установите взаимосвязь понятий «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «конфликт».

6. Выполните упражнение.

А) укажите несколько вариантов разрешения педагогических ситуаций, выберите наиболее оптимальный вариант и объясните свое решение:

- ученик, в который раз, опоздал на урок…

- в начале урока оказалось, что все ученики не поняли домашнее задание…

- двое детей накануне сбежали с урока…

 

Б) Придумайте продолжение ситуации: «У учителя была обидная для учащихся манера обсуждения выполнения контрольных работ. И происходило это так:…».

7. Ответьте на вопросы сами и предложите ответить двум-трем педагогам. Сделайте сравнительный анализ полученных данных

- Были ли в вашей практике конфликты с учащимися?

- Если были, то какой из них вам запомнился?

- В чем заключалась суть конфликта?

- Что послужило причиной конфликта?

- Что вас беспокоит в связи с конфликтом?

- Были ли подобные случаи в Вашем детстве, что Вам вспоминается? Удовлетворены ли Вы поведением взрослого?

- Удовлетворены ли Вы своим поведением в конфликте?

- Если нет, то в чем заключались Ваши просчеты в конфликте?

- Какие средства Вы использовали для разрешения конфликта?

- Как бы Вы разрешали конфликт сейчас?

Алгоритм решения педагогической задачи

Вопросы для рассмотрения

1. Алгоритмы решения профессионально-педагогических задач.

2. Индивидуальное и групповое решение задач. Организация дискуссии в процессе решения задач.

3. Рефлексивный анализ решения педагогической задачи.

 

Литература

  1. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие /Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Рос. пед. агентство, 1998. – 263 с.
  2. Галагузов, А.Н. Социально-педагогические задачи: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионов. – М.: Владос, 2008. – 190 с.
  3. Королева, Е.В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие /Е.В. Королева и др. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
  4. Омельяненко, В.Л. Задания и педагогические ситуации: пособ. для студентов пед. ин-тов и учителей / В.Л. Омельяненко и др. – М.: Просвещение, 1993. – 272 с.
  5. Поташник, М.М. Педагогические ситуации / М.М. Поташник, Б.З. Вульфов. – М.: Педагогика, 1983. – 144 с.
  6. Спирин Л. Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: учеб. пособие/ Ярослав. гос. пед. ин-т; Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин; под ред. В. А. Сластенина.- Ярославль, 1974.
  7. Спирин, Л.Ф. Педагогические задачи и их решения : метод. рек. / Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин, Г.Л. Павличкова; под ред. В.А. Сластенина. – Кострома : КГПИ, 1991. – 56 с.
  8. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 174 с.

 

Особенности педагогических ситуаций с учениками разного возрастного периода.

Цель.Выявить особенности педагогических ситуаций и конфликтов с учениками разного возрастного периода: младшего школьного возраста, подросткового и старшего школьного возраста.

Вопросы для рассмотрения

1. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов с учениками младшего школьного возраста.

1. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов с учениками подросткового возраста

2. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов с учениками юношеского возраста

Контрольные вопросы и задания:

1. Укажите причины возникновения педагогических ситуаций и конфликтов с учениками 1-4 классов

2. Укажите причины возникновения педагогических ситуаций и конфликтов с учениками 5-9 классов

3. Укажите причины возникновения педагогических ситуаций и конфликтов с учениками 10-11 классов

4. Дайте сравнительную характеристику личностного развития младшего школьника и личностного развития подростка. В чём вы видите их сходство и отличие?

Семинар №2

Коллективное творческое воспитание. Методика коллективного творческого дела.

Вопросы для рассмотрения

1. Основные положения и развитие концепции коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Роль и позиция педагога в коллективном творческом воспитании.

2. Коллективное творческое дело (КТД). Методика КТД: характеристика стадий, алгоритм КТД; приемы методики (постановка проблемы, создание микрогрупп, мозговой штурм, отбор идей, защита идей).

Заполнить таблицу:

Этапы КТД Организаторские задачи Позиция и действия организатора Приемы КТД
       

 

3. Условия эффективности методики КТД. Современные акценты использования методики КТД.

Практическая работа

1. Разработка, реализация и анализ КТД.

Литература:

1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 250-255.

 

Семинар № 3

Формы воспитательной работы.

Вопросы для рассмотрения

1. Понятие «форма воспитательной работы». Функции форм воспитательной работы (организаторская, регулирующая, информативная).

2. Классификации форм воспитательной работы (по времени подготовки, по времени проведения, по видам деятельности, по субъекту организации, по количеству участников).

3. Принципы выбора форм воспитания.

4. Этапы организации форм воспитательной работы (подготовка, проведение, анализ), рекомендации по каждому этапу.

Практическая работа

1. Разработка, реализация и анализ одной из форм.

Литература

1. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 432 с.

2. Титова Е. В. Если знать, как действовать. —М.: Просвещение, 1993.

Семинар № 4





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!