Нормативный педагогический проект
«Сколько нужно мне игрушек?»
Автор: Рудакова Нина Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория; пос. Коноша, Архангельской области.
Название нормативного проекта: «Сколько нужно мне игрушек?»
Название организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по закреплению новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни ребенка в детском саду и окружающем социуме. Проект направлен на приобретение дошкольником необходимых навыков поведения по данному направлению – внимательнее относиться друг к другу и родителям, руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов ребенка, формирование у него в детском саду и дома социально-нравственных качеств; овладение нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: нормативный, практико-ориентированный.
По количеству участников: индивидуальный.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Введение
Детская игрушка появилась очень давно. С древнейших времен она помогала ребенку адаптироваться к жизни взрослых, развивала в нем качества, которые пригодятся ему в дальнейшем. С самого рождения малыш знакомится с объектами окружающей среды, их свойствами и особенностями. На первых порах это познание происходит через непосредственные наблюдения, а также с помощью игрушек и игр. Понимая важность игрушек в развитии личностных свойств и качеств ребенка, их нужно подбирать таким образом, чтобы они становились для него первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать мир вещей, природы и человека. К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой – развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире.
|
То, что игрушки необходимы для развития ребенка, - бесспорно. Но разве об этом думают родители, покупая ребенку двадцать пятую машинку или сто пятнадцатую куклу? Они заваливают своих детей игрушками, покупая их по поводу и без, мчаться к полкам с конструкторами и плюшевыми собаками по первому требованию чада. А еще есть дедушки с бабушками, визит которых обязательно сопровождается игрушками, и соседская девочка Света, у которой есть Барби-невеста, а «у меня такой нету».
Заваливать ребенка игрушками – неправильно.
Ø Во-первых, из-за изобилия у малыша может не оказаться любимой игрушки. А это очень важно в формировании чувства привязанности.
Ø Во-вторых, ребенок не учится ценить то, что имеет. Ведь вместо сломанной машинки ему тут же купят другую.
Ø В-третьих, ребенок привыкает к тому, что мама с папой выполнят все, что он пожелает. С возрастом это может вырасти в довольно серьезную проблему: ваш сын или дочь искренне будут считать, что вы должны исполнять все его/ее желания.
|
Ø В-четвертых, малыш, немедленно получая желаемую игрушку, не может научиться ждать и терпеть. А ведь без этого невозможно достижение цели.
Ø В-пятых, требуя очередную игрушку, ребенок не может сам себе объяснить – зачем она ему? То есть, родители, сами того не желая, не прививают умения сделать выбор и расставить приоритеты.
Ø В-шестых, как ни пафосно это звучит, но ребенок, который получает все, что хочет – лишен мечты. А долгожданный подарок, его предвкушение приносит гораздо больше радости, чем немедленно купленный.
И наконец, зачастую покупка очередного подарка замещает родительское общение с малышом. Покупая игрушку, родители неосознанно покупают любовь к себе. И это плавно перетекает во взрослую жизнь – родители, боясь показаться плохими в глазах своего великовозрастного чада, продолжают потакать его требованиям. Ничего хорошего из этого не получается – ни для самого ребенка, ни для его родителей.
Родителям, их друзьям и родственникам доставляет удовольствие дарить ребенку игрушки, но потом «тонны» их пылятся в ящиках или на книжных полках, а родители замечают, что малыш с ними не играет и плюшевые мишки и вельветовых зайцы покрываются пылью. Так какие же игрушки необходимы для полноценного развития ребенка и так ли уж много их нужно?
Мы решили исследовать данную проблему с воспитанницей старшей группы Веселовской Валерией в проектной деятельности на тему «Сколько нужно мне игрушек?».
Постановка проблемы:
ü большое количество игрушек, имеющихся у ребенка, обесценивает их педагогическую и практическую значимость;
|
ü процесс покупки новой игрушки превращается в самоцель, инструмент управления родительской любовью;
ü существование детей, которые не имеют большого количества игрушек, ставится под сомнение.
Организация проектирования
Цель исследования: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.
Задачи для ребенка:
· Развивать интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
· Формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.
· Закрепить умение договариваться, организовывать членов детского коллектива для выполнения общего дела.
· Научить определять необходимость приобретения игрушки.
· Воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Задачи для педагога:
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ожидаемый результат в процессе реализации проекта:
Ребенок:
• овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
• проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;
Педагог: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Участники проекта:
Основной участник – Валерия Веселовская, 5лет 7 мес.
Участники второго плана – дети старшей группы, родители ребенка, педагог Рудакова Н.Н.
Длительность проекта: 2 недели.
Формы и методы работы:
o анкетирование ребенка;
o консультация для родителей;
o интервьюирование детей группы;
o беседы;
o создание фотоальбома игровых уголков;
o создание книги рисунков;
o чтение художественной литературы;
o художественно-творческая деятельность.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Основная часть
1. Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
Ø изучить методическую литературу по теме проекта;
Ø скоординировать действия педагога и родителей по формированию у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств;
Ø разработать основные методические материалы и подобрать необходимые дидактические пособия.
2. Основной этап реализации проекта:
Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.
1. Содержание деятельности родителей:
• Анкетирование «Детская игрушка в вашем доме».
• Совместный с педагогом, ребенком и родителями анализ поведения за день.
• Участие в оформлении фотоальбома «Мой игровой уголок».
2.Содержание деятельности ребенка и педагога.
срок | Мероприятие | Содержание | Осуществление деятельности |
1-й день | -Анкета для родителей«Детская игрушка в вашем доме» (Приложение 1) - Фотографирование игрушек и домашнего игрового уголка ребенка. - Чтение худ. произведения «Что такое хорошо, что такое плохо», В. Маяковского. | - Анализ домашней игровой среды, поведения ребенка. - Анализ количественной и качественной домашней игровой среды. - Развитие умения давать моральную оценку поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию. | - Педагог, родители. - Педагог, родители. - Педагог – чтение, ребенок – обсуждение. |
2-й день | - Диагностический опрос ребенка «Мои игрушки». (Приложение 2) - Беседа «Для чего нужны игрушки» - Чтение стихотворений из книги «Лучшие на свете - воспитанные дети» | - Выявление эмоциональной и практической значимости игрушек для ребенка. - Выявление знаний по теме. - Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. | - Педагог, ребенок. - Педагог, ребенок. - Ребенок - обсуждение |
3-й день | - Интервьюирование детей группы «Расскажи про свою любимую игрушку». (Приложение 3) - Рисование «Мои игрушки» - Ситуации «Как не надо поступать» | - Выявление речевых умений ребенка и интервьюируемых по передаче информации о своей игрушке. - Трансляция через художественно-творческую деятельность впечатлений и предпочтений своей игровой среды. - Игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. | - Ребенок и дети группы. - Ребенок и дети группы. - Ребенок и дети группы. |
4-й день | - Оформление фотоальбома «Мой игровой уголок». - Зарождение замысла проведения акции «Обмен игрушек» - Чтение стихотворений Н. Малютиной «Сцены у прилавка» (Приложение 4) | - Закрепление в общении и творческой деятельности умений коллективной работы. - Активизация мыслительной деятельности при возникновении идеи проведения акции. - Обсуждение проблемных ситуаций | - Ребенок, дети группы. - Ребенок, дети группы. - Ребенок. |
5-й день | - Оформление книги рисунков «Мои игрушки» - Консультация для родителей «Купи мне целый мир…». (Приложение 5) Обсуждение с родителями изменений в поведении ребенка. - Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | - Закрепление в общении и творческой деятельности умений коллективной работы. - Трансляция педагогического опыта. - Анализ изменений под влиянием педагогического воздействия и изменений в собственной мотивационной сфере ребенка. - Продолжать учить детей описывать предметы, находить их существенные признаки, узнавать предмет по описанию; закреплять навыки общения в общественных местах. | - Ребенок, дети группы, педагог. - Педагог. - Педагог, родители. - Ребенок, дети группы. |
6-й день | - Акция «Обмен игрушек». (Приложение 6) - Дидактическая игра «Где можно это купить?» - Чтение стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям» | - Формирование у детей социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения радовать окружающих своими поступками. Составление плана проведения акции. - Закрепить знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах; учить различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки, общаться в совместной деятельности. - Развитие умения давать моральную оценку поступкам. | - Ребенок, дети группы. - Ребенок, дети группы. - Ребенок. |
7-й день | - Беседа «Дети без семьи». (Приложение 7) - Игровое упражнение «Болезнь куклы». - Аппликация «Подарки для малышей». | - Выявление знаний по теме беседы. - Упражнение воспитывает умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учит проигрывать воображаемую ситуацию. - Развитие конструктивных способностей, воспитание доброжелательного отношения к детям младшего возраста. | - Ребенок. - Ребенок. - Ребенок, дети группы |
8-й день | - Беседа «Что можно сделать с «лишними» игрушками». - Зарождение замысла проведения благотворительной акции «Добрые сердца: мне не жалко…». (Приложение 8) - Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка». | - Выявление знаний по теме беседы. - Активизация мыслительной деятельности при возникновении идеи проведения акции. Составление плана проведения акции. - Игра учит детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый), сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных ситуациях. | - Ребенок, педагог. - Ребенок. - Ребенок, дети группы. |
9-й день | - Сбор игрушек для передачи их детям детского дома. - Дидактическая игра «Не поделили игрушку». - Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки» | - Формирование у детей социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения радовать окружающих своими поступками. - Игра учит благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. - Развитие умения оценивать свои поступки и поступки товарищей. | - Ребенок, педагог, дети группы и их родители. - Ребенок, дети группы. - Ребенок. |
10-й день | - Благотворительная акция «Добрые сердца: мне не жалко…» (поездка в детский дом для вручения игрушек детям дошкольного возраста). - Беседа «Сколько нужно мне игрушек?» - Обсуждение с родителями изменений в поведении ребенка. | - Формирование у ребенка социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения радовать окружающих своими поступками. - Обобщение полученных знаний,. - Анализ изменений под влиянием педагогического воздействия и изменений в собственной мотивационной сфере ребенка. | - Педагог, ребенок и его родители. - Ребенок, педагог. - Педагог, родители. |
Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
· тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;
· данный проект способствовал улучшению психологического климата;
· возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
· удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
· ребенок научился определять необходимость приобретения игрушки;
· у ребенка возросло желание делиться игрушками, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Презентация проекта:
v Книга рисунков «Мои игрушки».
v Фотоальбом «Мой игровой уголок».
v Фотоотчет о посещении детского дома.
Заключение.
Так сколько же нужно ребенку игрушек? Однозначно ответить сколько – 10, 20, 100 или 200 нельзя. Функция детской игрушки не ограничивается развлекательной стороной, главная ее роль состоит в развитии творческого начала, активности и самостоятельности у ребенка, потому, чем больше простора для фантазии предоставляет та или иная игрушка, тем интереснее будет малышу с ней играть, и тем сильнее она будет способствовать развитию ребенка. Главное, чтобы игрушки были разными, будили фантазию, развивали способности, побуждали к игре и нравились самому ребенку. К тому же, сколько бы ни было игрушек у ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, задача родителей – научить ребенка играть и через игру развивать собственно интеллект.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
2. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС" 2004.
3. Малюткина Н.В. Я хороший или советы по коррекции поведения ребенка. – СПб: КАРО, 2003.
4.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Приложение № 1