Организация проектирования




Нормативный педагогический проект

«Сколько нужно мне игрушек?»

Автор: Рудакова Нина Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория; пос. Коноша, Архангельской области.

Название нормативного проекта: «Сколько нужно мне игрушек?»

Название организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка».

Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по закреплению новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни ребенка в детском саду и окружающем социуме. Проект направлен на приобретение дошкольником необходимых навыков поведения по данному направлению – внимательнее относиться друг к другу и родителям, руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов ребенка, формирование у него в детском саду и дома социально-нравственных качеств; овладение нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: нормативный, практико-ориентированный.

По количеству участников: индивидуальный.

По времени проведения: краткосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

 

Введение

Детская игрушка появилась очень давно. С древнейших времен она помогала ребенку адаптироваться к жизни взрослых, развивала в нем качества, которые пригодятся ему в дальнейшем. С самого рождения малыш знакомится с объектами окружающей среды, их свойствами и особенностями. На первых порах это познание происходит через непосредственные наблюдения, а также с помощью игрушек и игр. Понимая важность игрушек в развитии личностных свойств и качеств ребенка, их нужно подбирать таким образом, чтобы они становились для него первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать мир вещей, природы и человека. К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой – развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире.

То, что игрушки необходимы для развития ребенка, - бесспорно. Но разве об этом думают родители, покупая ребенку двадцать пятую машинку или сто пятнадцатую куклу? Они заваливают своих детей игрушками, покупая их по поводу и без, мчаться к полкам с конструкторами и плюшевыми собаками по первому требованию чада. А еще есть дедушки с бабушками, визит которых обязательно сопровождается игрушками, и соседская девочка Света, у которой есть Барби-невеста, а «у меня такой нету».

Заваливать ребенка игрушками – неправильно.

Ø Во-первых, из-за изобилия у малыша может не оказаться любимой игрушки. А это очень важно в формировании чувства привязанности.

Ø Во-вторых, ребенок не учится ценить то, что имеет. Ведь вместо сломанной машинки ему тут же купят другую.

Ø В-третьих, ребенок привыкает к тому, что мама с папой выполнят все, что он пожелает. С возрастом это может вырасти в довольно серьезную проблему: ваш сын или дочь искренне будут считать, что вы должны исполнять все его/ее желания.

Ø В-четвертых, малыш, немедленно получая желаемую игрушку, не может научиться ждать и терпеть. А ведь без этого невозможно достижение цели.

Ø В-пятых, требуя очередную игрушку, ребенок не может сам себе объяснить – зачем она ему? То есть, родители, сами того не желая, не прививают умения сделать выбор и расставить приоритеты.

Ø В-шестых, как ни пафосно это звучит, но ребенок, который получает все, что хочет – лишен мечты. А долгожданный подарок, его предвкушение приносит гораздо больше радости, чем немедленно купленный.

И наконец, зачастую покупка очередного подарка замещает родительское общение с малышом. Покупая игрушку, родители неосознанно покупают любовь к себе. И это плавно перетекает во взрослую жизнь – родители, боясь показаться плохими в глазах своего великовозрастного чада, продолжают потакать его требованиям. Ничего хорошего из этого не получается – ни для самого ребенка, ни для его родителей.

Родителям, их друзьям и родственникам доставляет удовольствие дарить ребенку игрушки, но потом «тонны» их пылятся в ящиках или на книжных полках, а родители замечают, что малыш с ними не играет и плюшевые мишки и вельветовых зайцы покрываются пылью. Так какие же игрушки необходимы для полноценного развития ребенка и так ли уж много их нужно?

Мы решили исследовать данную проблему с воспитанницей старшей группы Веселовской Валерией в проектной деятельности на тему «Сколько нужно мне игрушек?».

Постановка проблемы:

ü большое количество игрушек, имеющихся у ребенка, обесценивает их педагогическую и практическую значимость;

ü процесс покупки новой игрушки превращается в самоцель, инструмент управления родительской любовью;

ü существование детей, которые не имеют большого количества игрушек, ставится под сомнение.

 

Организация проектирования

Цель исследования: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.

Задачи для ребенка:

· Развивать интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

· Формировать эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.

· Закрепить умение договариваться, организовывать членов детского коллектива для выполнения общего дела.

· Научить определять необходимость приобретения игрушки.

· Воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

 

Задачи для педагога:

  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

 

Ожидаемый результат в процессе реализации проекта:

Ребенок:

• овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;

• проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;

• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;

Педагог: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

Участники проекта:

Основной участник – Валерия Веселовская, 5лет 7 мес.

Участники второго плана – дети старшей группы, родители ребенка, педагог Рудакова Н.Н.

Длительность проекта: 2 недели.

Формы и методы работы:

o анкетирование ребенка;

o консультация для родителей;

o интервьюирование детей группы;

o беседы;

o создание фотоальбома игровых уголков;

o создание книги рисунков;

o чтение художественной литературы;

o художественно-творческая деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Основная часть

1. Подготовительный этап

Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

Ø изучить методическую литературу по теме проекта;

Ø скоординировать действия педагога и родителей по формированию у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств;

Ø разработать основные методические материалы и подобрать необходимые дидактические пособия.

2. Основной этап реализации проекта:

Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.

1. Содержание деятельности родителей:

• Анкетирование «Детская игрушка в вашем доме».

• Совместный с педагогом, ребенком и родителями анализ поведения за день.

• Участие в оформлении фотоальбома «Мой игровой уголок».

 

2.Содержание деятельности ребенка и педагога.

срок Мероприятие Содержание Осуществление деятельности
1-й день -Анкета для родителей«Детская игрушка в вашем доме» (Приложение 1)   - Фотографирование игрушек и домашнего игрового уголка ребенка.   - Чтение худ. произведения «Что такое хорошо, что такое плохо», В. Маяковского. - Анализ домашней игровой среды, поведения ребенка.   - Анализ количественной и качественной домашней игровой среды.   - Развитие умения давать моральную оценку поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию. - Педагог, родители.     - Педагог, родители.     - Педагог – чтение, ребенок – обсуждение.
2-й день - Диагностический опрос ребенка «Мои игрушки». (Приложение 2)   - Беседа «Для чего нужны игрушки» - Чтение стихотворений из книги «Лучшие на свете - воспитанные дети» - Выявление эмоциональной и практической значимости игрушек для ребенка. - Выявление знаний по теме. - Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. - Педагог, ребенок.   - Педагог, ребенок. - Ребенок - обсуждение
3-й день - Интервьюирование детей группы «Расскажи про свою любимую игрушку». (Приложение 3)   - Рисование «Мои игрушки»   - Ситуации «Как не надо поступать» - Выявление речевых умений ребенка и интервьюируемых по передаче информации о своей игрушке. - Трансляция через художественно-творческую деятельность впечатлений и предпочтений своей игровой среды. - Игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. - Ребенок и дети группы.     - Ребенок и дети группы.   - Ребенок и дети группы.
4-й день - Оформление фотоальбома «Мой игровой уголок».   - Зарождение замысла проведения акции «Обмен игрушек»   - Чтение стихотворений Н. Малютиной «Сцены у прилавка» (Приложение 4) - Закрепление в общении и творческой деятельности умений коллективной работы. - Активизация мыслительной деятельности при возникновении идеи проведения акции. - Обсуждение проблемных ситуаций - Ребенок, дети группы.   - Ребенок, дети группы.   - Ребенок.
5-й день - Оформление книги рисунков «Мои игрушки»   - Консультация для родителей «Купи мне целый мир…». (Приложение 5) Обсуждение с родителями изменений в поведении ребенка.   - Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» - Закрепление в общении и творческой деятельности умений коллективной работы. - Трансляция педагогического опыта.   - Анализ изменений под влиянием педагогического воздействия и изменений в собственной мотивационной сфере ребенка. - Продолжать учить детей описывать предметы, находить их существенные признаки, узнавать предмет по описанию; закреплять навыки общения в общественных местах. - Ребенок, дети группы, педагог. - Педагог.   - Педагог, родители.     - Ребенок, дети группы.
6-й день - Акция «Обмен игрушек». (Приложение 6)   - Дидактическая игра «Где можно это купить?»     - Чтение стихотворения Г. Остера «Советы непослушным детям» - Формирование у детей социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения радовать окружающих своими поступками. Составление плана проведения акции. - Закрепить знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах; учить различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки, общаться в совместной деятельности. - Развитие умения давать моральную оценку поступкам. - Ребенок, дети группы.   - Ребенок, дети группы.     - Ребенок.
7-й день - Беседа «Дети без семьи». (Приложение 7) - Игровое упражнение «Болезнь куклы».     - Аппликация «Подарки для малышей». - Выявление знаний по теме беседы. - Упражнение воспитывает умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному; учит проигрывать воображаемую ситуацию. - Развитие конструктивных способностей, воспитание доброжелательного отношения к детям младшего возраста. - Ребенок. - Ребенок.   - Ребенок, дети группы
8-й день - Беседа «Что можно сделать с «лишними» игрушками». - Зарождение замысла проведения благотворительной акции «Добрые сердца: мне не жалко…». (Приложение 8)   - Сюжетно-ролевая игра «Два жадных медвежонка».   - Выявление знаний по теме беседы. - Активизация мыслительной деятельности при возникновении идеи проведения акции. Составление плана проведения акции. - Игра учит детей оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый), сопереживать персонажам; вести себя правильно в затруднительных ситуациях. - Ребенок, педагог. - Ребенок.   - Ребенок, дети группы.
9-й день - Сбор игрушек для передачи их детям детского дома.     - Дидактическая игра «Не поделили игрушку».     - Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки» - Формирование у детей социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения радовать окружающих своими поступками. - Игра учит благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. - Развитие умения оценивать свои поступки и поступки товарищей. - Ребенок, педагог, дети группы и их родители.     - Ребенок, дети группы.   - Ребенок.
10-й день - Благотворительная акция «Добрые сердца: мне не жалко…» (поездка в детский дом для вручения игрушек детям дошкольного возраста).   - Беседа «Сколько нужно мне игрушек?» - Обсуждение с родителями изменений в поведении ребенка. - Формирование у ребенка социально-нравственных качеств, осознание мотивов своего поведения и формирование умения радовать окружающих своими поступками. - Обобщение полученных знаний,. - Анализ изменений под влиянием педагогического воздействия и изменений в собственной мотивационной сфере ребенка. - Педагог, ребенок и его родители.   - Ребенок, педагог.   - Педагог, родители.

Заключительный этап.

 

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

· тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;

· данный проект способствовал улучшению психологического климата;

· возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;

· удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

· ребенок научился определять необходимость приобретения игрушки;

· у ребенка возросло желание делиться игрушками, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

 

Презентация проекта:

v Книга рисунков «Мои игрушки».

v Фотоальбом «Мой игровой уголок».

v Фотоотчет о посещении детского дома.

 

Заключение.

Так сколько же нужно ребенку игрушек? Однозначно ответить сколько – 10, 20, 100 или 200 нельзя. Функция детской игрушки не ограничивается развлекательной стороной, главная ее роль состоит в развитии творческого начала, активности и самостоятельности у ребенка, потому, чем больше простора для фантазии предоставляет та или иная игрушка, тем интереснее будет малышу с ней играть, и тем сильнее она будет способствовать развитию ребенка. Главное, чтобы игрушки были разными, будили фантазию, развивали способности, побуждали к игре и нравились самому ребенку. К тому же, сколько бы ни было игрушек у ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, задача родителей – научить ребенка играть и через игру развивать собственно интеллект.

 

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

2. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС" 2004.

3. Малюткина Н.В. Я хороший или советы по коррекции поведения ребенка. – СПб: КАРО, 2003.

4.Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

 

 

Приложение № 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: