Правила пожарной безопасности в учреждении образования служат для предотвращения возникновения в нем чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечения четких и слаженных действий персонала и подопечных по борьбе с огнем, организованного выхода в безопасные места и спасения ценного имущества. Для этого осуществляется ряд практических мероприятий, включающих в себя обустройство помещений, установку технических средств и разработку пакета документов. Требования поведения доводятся до сотрудников, проводятся инструктажи и тренировки.
Пожарная безопасность в образовательном учреждении
Деятельность детских заведений имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке их планировки. Несовершеннолетние питомцы не умеют ориентироваться в критических ситуациях, не обладают силой и выносливостью для выполнения первоочередных и последующих действий, совершения быстрых переходов в условиях задымленности, высокой температуры и воздействия открытого пламени.
Архитектурная составляющая предполагает наличие основных и аварийных выходов, внутренних и внешних лестниц, оборудованных глухими перилами с установленной поверху металлической сеткой.
Обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях предполагает наличие следующих технических средств:
· автоматическая сигнализация;
· дождевальная система тушения огня;
· вентиляторы для удаления дыма;
· система светового и звукового оповещения;
· кнопки подачи сигнала тревоги;
· светящиеся знаки и табло эвакуации;
· резервное автономное освещения;
· ручные приспособления для гашения огня.
При строительстве и ремонте используются устойчивые к возгоранию материалы, не выделяющие дым при нагревании и контакте с пламенем. Для затенения оконных проемов используются металлические жалюзи. Двери изготавливаются из металла или древесины, прошедшей обработку против возгорания.
В детских учреждениях разрабатывается и ведется следующая документация:
Приказы:
· организационный;
· об установлении режимов ПБ;
· о назначении ответственных лиц;
· о создании добровольной дружины;
· о проведении занятий и тренировок.
Планы:
· по проведению мероприятий по обеспечению ПБ;
· эвакуации при пожаре;
· тренировок персонала.
Инструкции:
· о мерах ПБ;
· о действиях при обнаружении возгорания и задымления;
· об оказании первой медицинской помощи.
Журналы:
· вводного инструктажа;
· инструктажа на рабочем месте;
· учета средств тушения огня.
Акты:
· инспекции средств тушения пожара;
· проверки системы предупреждения;
· проверки состояния огнезащиты отделки, дверей и чердачных перекрытий.
В образовательных учреждениях должны быть лицензии и договоры с компаниями на установку и обслуживание технических средств.
Организация пожарной безопасности
Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях обязательны для выполнения всеми сотрудниками и подопечными. Доведение основных положений осуществляется во время инструктажей, теоретических и показательных занятий, практических тренировок и учений с использованием имитационных средств. В каждом помещении на видном месте вывешивается инструкция, написанная хорошо видимым шрифтом.
Единые требования к пожарной сигнализации предполагают ее срабатывание при появлении огня, дыма и повышении температуры, в том числе в условиях отключения электричества. Линия выводится на дежурного и диспетчера МЧС. В учреждении дополнительного образования датчики устанавливаются во всех помещениях, независимо от того, находятся там люди временно или постоянно.
При отсутствии гидрантов и центрального водоснабжения в здании, рядом с ним обустраивается резервуар для забора воды техникой МЧС. Использование водоема не по назначению (для прогулок на лодках, купания, выращивание в нем рыбы), разведение на берегу костров и вырубка береговых насаждений запрещены. Уровень воды в резервуаре должен поддерживаться на технологическом уровне. Подъездные пути и пирс следует поддерживать в рабочем состоянии, не заставлять их оборудованием и машинами, своевременно ремонтировать.
Меры пожарной безопасности распространяются не только на здание, но и на прилегающую территорию. Не допускаются организация рядом со строением стихийных свалок, складирование старых столов, куч сухой травы и листьев. Эти объекты легко возгораются, а огонь может перекинуться на здание. Мусор должен своевременно вывозиться, а ненужные предметы утилизироваться или храниться в железных сараях с закрытыми на замок воротами.
Подъезд к учреждению должен быть всегда свободным, чтобы обеспечить маневрирование техники спасателей. Его необходимо регулярно очищать от растений, льда и снеговых заносов. При необходимости устанавливаются знаки о запрещении въезда и стоянки посторонних транспортных средств.
Уборка расходного материала осуществляется сразу после окончания занятий. Уничтожение отходов производится в соответствии с технологией их хранения и утилизации.
Обеспечение пожарной безопасности включает
Данный процесс затрагивает все сферы жизнедеятельности организации. Для поддержания системы безопасности на высоком уровне проводятся плановые и внеплановые мероприятия различной направленности. К ним может быть привлечено ограниченное количество лиц или весь персонал учреждения.
Направления деятельности существуют следующие:
Технического плана:
1. Ежедневная проверка исправности всех устройств и приспособлений. Пожарная сигнализация в учреждении проверяется утром перед приемом обучающихся и вечером перед закрытием учреждения.
2. Обслуживание и ремонт средств реагирования на чрезвычайную ситуацию. Необходимо регулярно заправлять или менять огнетушители, восполнять запасы воды и песка. Кабельные линии периодически проверяются на предмет целостности металлических жил и изоляционного покрытия.
3. Контроль состояния эвакуационных дверей и лестниц. Их следует очищать от ржавчины, смазывать шарнирные соединения, менять износившиеся детали и узлы.
4. Обустройство здания информационными, предупреждающими, запрещающими знаками, световыми табло и стендами.
Организационного плана:
1. Проведение инструктажей со всеми категориями работников и питомцев. Принятие зачетов о знании правил ПБ с выставлением оценок, влияющих на денежное содержание.
2. Занятия с сотрудниками на тему последовательности действий при возникновении возгорания или задымления неизвестного происхождения. Обучение пользованию всеми имеющимися средствами тушения пожара.
3. Подготовка детей к правильному поведению в условиях чрезвычайной ситуации. Выработка у питомцев автоматической реакции на указания руководителей. Проведение игр, викторин и конкурсов на противопожарную тематику.
Проведение комплекса этих мероприятий помогает достичь следующих целей:
· уменьшение вероятности возникновения нештатных ситуаций;
· формирование сознательности питомцев учреждения;
· создание безопасных условий для работы и учебы;
· снижение риска травматизма и человеческих жертв.
Важную роль в обеспечении пожарной безопасности отводится плану эвакуации. Данный документ состоит из текстовой и графической части. Схемы изготавливаются в формате 20х30 см для отдельных помещений и 30х40 см для общих мест (залов, коридоров, холлов).
Свод схем и пояснительная записка хранятся у дежурного, предъявляются прибывшему по вызову расчету МЧС.