Карьера специалиста-логиста




 

Как правило, карьера менеджера по логистике начинается с ассистентских или стажерских позиций в отделе логистики. Работу на начальном этапе карьеры сложно назвать интересной и разнообразной: обязанности ассистента, в основном, заключаются в ведении различной документации. Тем не менее, здесь у молодого специалиста есть много возможностей развития: ведь понятие «логистика» со временем расширяется и, помимо транспортировки и складирования, к логистике относят все больше узких специальностей: специалист по закупкам, специалист по сбыту. как правило, еще на начальном этапе построения карьеры молодой специалист может выбрать узкую специализацию логистики и развиваться в ней.

Карьера логиста выстраивается путем накопления профессионального опыта. Необязательно начинать с должности оператора или диспетчера, но понимать суть бизнес-процессов и операций необходимо каждому мидл-менеджеру и топу. Вузовские выпускники-логисты обычно приходят в отрасль на позицию технолога-аналитика, затем, набравшись практических знаний и увидев бизнес-процессы изнутри, можно за 2–3 года подвинуться в мидл-менеджмент. Дальнейшая траектория движения к «вершинам» в немалой степени зависит от индивидуальных качеств: харизмы, установки на карьерный рост и наличия менеджерских качеств.

В среднем, после шести-семи лет работы менеджер по логистике может рассчитывать на позицию директора отдела. Кроме того, у специалиста есть возможность перейти в логистический консалтинг или в отдел управления цепочками поставок.

На высшей ступени иерархии стоит топ-менеджер, логист-стратег. Это главный человек в департаменте или отделе логистики: он разрабатывает корпоративную стратегию, рассчитывает бюджет, принимает важные решения. Это уровень вице-президента компании по логистике, директора, начальника отдела логистики. В его подчинении находятся руководители структурных подразделений отдела логистики (склад, транспортное хозяйство, управление заказами, поставки и т. д.). Это тоже стратеги и тактики, только на «местном» уровне.

Но большинство сотрудников логистического отдела – рядовые менеджеры по логистике. Они занимаются статистикой и оформлением документов, выполняют решения руководства, являются связующим звеном между руководством и рабочим персоналом.

Устроиться по окончании вуза сразу на должность логиста – нереально: в этой сфере большую роль играет опыт. Прежде чем начать изобретать и воплощать собственные стратегии, необходимо уяснить ряд нюансов, которым не научат даже в лучшем вузе.

Принимая на работу специалиста по логистике, обращают внимание не только на уровень его профессиональных навыков, но и на его личностные качества – насколько он амбициозен, стремится ли к профессиональному развитию. Что логист делает для того, чтобы реализовать свои карьерные планы, какие книги по специальности читает. Хороший логист должен уметь стратегически мыслить, общаться с людьми самого разного уровня – от руководителя до разнорабочего, обладать организаторскими способностями, настойчивостью, целеустремленностью, стрессоустойчивостью. В последнее время не только филиалы и структурные подразделения московских организаций, но и региональные компании начинают привлекать на топ-позиции специалистов из других регионов. Эта тенденция способствует повышению общего уровня оплаты труда специалистов данного сегмента рынка. В таблице выше представлены основные требования, предъявляемые к кандидатам на должности логистов, основные обязанности и обзор заработных плат специалистов по логистике.

Что входит в обязанности менеджера по логистике? Нередко четко ответить на этот вопрос не может и компания-работодатель. Обязанности логиста многообразны и непредсказуемы, все время приходится решать новые задачи.

Общим должностным обязанностям менеджера по логистике можно отнести следующие:

· Составление логистических прогнозов, планирование логистического бюджета

· Управление материально-техническим снабжением и закупками

· Разработка плана закупок

· Работа с поставщиками

· Организация складирования

· Определение типа, месторасположения и размера складов, необходимых для хранения сырья или готового товара

· Выбор складского оборудования

· Управление транспортировкой товаров

· Определение перевозчика грузов, исходя из наиболее эффективных схем работы транспортных организаций, наиболее оптимальных видов транспорта и возможных маршрутов

· Управление распределением продукции

· Разработка и реализация каналов распределения

· Расчет эффективности использования каналов распределения

· Определение условий отгрузки продукции

· Страхование оборудования, товара, сырья, материалов, транспорта

· Таможенное оформление

· Ведение документации

В некоторых компаниях большую часть этих обязанностей выполняет один человек, а в некоторых – для осуществления каждой функции задействована группа сотрудников. В целом, это зависит от масштаба деятельности компании и от того, насколько развита ее логистическая система. Требования, предъявляемые к менеджеру по логистике, зависят от спектра его обязанностей. Общие требования включают:

· Высшее логистическое образование. Сейчас открыто множество факультетов в государственных и негосударственных вузах России, где целенаправленно подготавливают логистов широкого профиля. Работодатели охотно принимают на работу и молодых специалистов, закончивших факультеты по специальностям «экономика», «финансы», «таможенное дело», а также выпускников технических вузов.

· Дополнительное образование по специальности «Логистика» (актуально для специалистов с непрофильным образованием)

· Диплом о повышении квалификации (например, различные программы обучения Международного центра логистики ГУ-ВШЭ или MBA Высшей школы бизнеса МГУ в области логистики), а также наличие международного сертификата (например, ELA/ ECBL).

· Отличные аналитические способности - одна из самых незаменимых характеристик успешного логиста

· Знание английского языка на высоком уровне необходимо в большинстве случаев, так как нередко компании взаимодействуют с иностранными поставщиками или клиентами

· Отличные коммуникативные навыки должны быть присущи каждому менеджеру по логистике, потому что работа предполагает взаимодействие с большим количеством людей

· Организаторские способности

· Стрессоустойчивость

· Ответственность

 

 

ЛОГИСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ

 

Динамичное развитие рыночных отношений является наиболее выраженной тенденцией современной экономики Украины. Развитие рынка привело к повышению интенсивности конкуренции и ужесточению борьбы за потребителя. Анализируя различные подходы к ведению хозяйственной деятельности в развитых экономиках, большинство участников рынка убеждаются в эффективности использования логистики в качестве идеологии оптимизации управления и сокращения издержек. Интерес к логистике объясняется хорошими результатами, которые удалось достичь зарубежным компаниям за счёт её использования. Основными факторами, влияющими на возрастание популярности логистики, являются:

Сокращение жизненного цикла продукта и расширение ассортимента. Данный процесс привёл к осложнению прогнозирования спроса на определённый вид товара. Как следствие, понизилась точность прогноза потребности в запасах сырья, используемого в процессе производства; увеличилась вероятность неликвидности заделов, запасных узлов и деталей.

Высокая динамичность рыночных процессов. Поведение конкурентов становится всё более непредсказуемым. Эта тенденция приводит к осложнениям в прогнозировании рыночного спроса.

Сокращение совокупных расходов. Запас является оборотным капиталом, который не даёт возможности расширения производства путём интенсификации использования капитальных вложений.

Рынок и распределение товаров. Внедрение логистики позволяет на 25% уменьшить временные затраты на производство товаров, почти на 30% снизить себестоимость продукции, на 30-70% сократить объёмы материально-технических запасов (по данным Европейской логистической ассоциации) [1,2]. По данным фирм Бош-Сименс, Мицубиси, «Дженерал моторс» 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имеет тот же эффект, что и увеличение объемов сбыта на 10%.

Повышение уровня требований клиентов. С развитием рыночных отношений потребители получают больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания. Фирма, качественно исполняющая требования заказчиков при этом по более низкой цене, нежели её конкуренты выгодно позиционирует себя на рынке. Например, высокий уровень качества, низкая себестоимость японских товаров обеспечивается использованием метода «Just in time» («Точно в срок»). Используя данный подход, фирмы избегают затраты на складирование, хранение и управление запасами. [1]

В Украине отдельные элементы логистики применялись и во времена плановой экономики. При разработке народнохозяйственных, отраслевых и межотраслевых пятилетних и долгосрочных планов использовались оптимизационные модели управления запасами, а также методы решения транспортных задач. Однако отсутствовала характерная для логистики интеграция всех этапов перемещения материального потока в единую логистическую цепь, элементы рассматривались отдельно и независимо друг от друга.

Для зарубежных стран давно стало характерным функционирование разнообразных национальных логистических сообществ, организаций и ассоциаций. В США, например, существуют такие организации, как Общество инженеров-логистов, Американское общество по проблемам управления

закупками, успешно работает Европейская логистическая ассоциация, Союз логистики Германии.

В 2005 году была зарегистрирована Украинская логистическая ассоциация (УЛА), целью создания которой являлось объединение усилий и координация действий предприятий, организаций, государственных, научных и образовательных учреждений для популяризации и развития теории и практики логистики в Украине. [1,3]

Практическое направление логистики развивается общими усилиями отечественных и зарубежных компаний. Например, лидерами в сфере распределительной и складской логистики являются компании “УВК”, ''Raben Group'', “Комора-С”, “Kuehne&Nagel”, “Schenker Ukraine”, “ICT”, “REWICO”, “FIM Group”. В ближайшем будущем следует ожидать качественных изменений на рынке: поскольку клиенты становятся всё более требовательными, логистические операторы будут работать над повышением качества услуг, расширять сеть региональных офисов и городов доставки. Рынок также будет развиваться количественно: будут увеличиваться складские площадки, расти автопарки, появятся новые операторы рынка и специализированные логистические компании.

Параллельно с ростом рынка логистических услуг растёт и спрос на высоквалифицированных логистов, сфера деятельности которых включает закупки, поставку, транспортировку, связь с таможенными и государственными органами, упаковку и продажу товаров. Сегодня основными потребителями логистических услуг являются транспортно – логистические и строительные компании, оптовые фирмы, производственные предприятия. В Украине наблюдается нехватка дипломированных специалистов в этой области, так как серьёзно логистикой заинтересовались лишь в середине 90-х гг. [1] Первые дипломированные логисты появились в Украине в 2005 г. – 20 специалистов Львовского Национального Университета «Львовская политехника». Сейчас студентов по специальности «Логистика» готовят 10 учебных заведений. Каждый ВУЗ отличается собственной концепцией подготовки кадров и отраслевой направленностью. Одни готовят логистов для промышленных предприятий, другие – для транспорта и провайдеров логистических услуг, третьи больше внимания уделяют экономической составляющей логистики. Анализ существующих вакансий показал, что около 40% экономических и управленческих позиций связано с логистикой или граничат с ней. По словам Е.В. Крикавского спрос на логистов в 2009 году будет колебаться от 200 до 250 вакансий в неделю. [5]

Спрос на услуги специалистов с образованием в области логистики постоянно растет, а к этому украинский рынок кадров пока не готов. [4]

Актуальность изменения отношения к логистике возрастает при представлении статистических данных. По словам Уве Зорге, вице-президента УЛА, - Германия зарабатывает на логистике 170 миллиардов евро в год, а Украина – всего 300 миллионов, причём потенциал логистического рынка составляет 300 млрд. долларов. По данным ELA (Европейской логистической ассоциации) валовые затраты Украины на логистические операции составляют примерно 35% от общей суммы затрат на производство, в то время в США этот показатель принимает значение 25 %, а в Европе он колеблется с 8 до 12%. [3]

На данный момент для Украины приоритетны следующие шаги в развитии логистики:

интенсификация развития инновационных технологий;

дальнейшая интеграция в мировое сообщество, изучение и внедрение зарубежного опыта;

строительство логистических центров и развитие инфраструктуры на всей территории страны;

воспитание высококвалифицированных кадров путем развития вузовского образования и бизнес - программ повышения квалификации.

 

 

Функциональные области

До появления термина цепочка поставок логистика оперировала отдельными функциональными областями. И затраты минимизировались исключительно в каждой функциональной области. Например, начальник транспортного цеха уменьшал исключительно свои затраты на транспорт. При этом могло оказаться, что бизнес в целом, из-за отсутствия поставок свежих продуктов вовремя в магазины, терпел убытки. Локальная экономия выливалась в потери бизнеса в целом.

 

В логистике выделяются следующие функциональные области:

 

Логистическая инфраструктура представляет собой комплекс объектов, имеющих определенное географическое расположение и различные характеристики. Например, завод может быть расположен вблизи источников сырья и иметь определенную мощность по выпуску продукции. В другом месте может быть размещен склад. Таких складов в стране, да и мире в целом (для транснациональных корпораций) может быть несколько. Вся эта инфраструктура пронизывается связями.

 

Транспортировка осуществляет связи между объектами инфраструктуры, перевозя необходимые продукты. Различные виды транспорта нам известны с детства. Наиболее массовые перевозки осуществляет автомобильный и железнодорожный транспорт. Также применяется водный транспорт, воздушный. Еще существует и трубопроводный транспорт, который перемещает, например, газ или нефть.

 

Складирование и грузопереработка являются неотъемлемыми функциональными элементами системы логистики. На складах хранятся все необходимые объемы продукции и материалов. Склады могут быть самостоятельными и привязанными к производству. Они могут располагаться на оптовых базах и в розничных магазинах, где мы приобретаем свежий хлеб, молоко и другие продукты. А грузопереработка подразумевает погрузку-разгрузку и перемещение по складу всего этого добра.

 

Управление запасами подразумевает расчет необходимого количества запасов во всех точках инфраструктуры исходя из потребностей всей цепочки. При этом реализуется общая цель доставки необходимой продукции потребителю в оговоренный срок.

 

Информационное обеспечение является, наверное, самой важной частью всей системы логистики. Именно появление информационных технологий повлияло на превращение набора отдельных функциональных областей в единую интегрированную систему позволяющую минимизировать общие расходы по всей цепочке поставок. Именно информационные системы, вовремя поставляющие необходимую информацию, позволяют планировать поставки точно в срок и в нужном месте.

 

Существует еще такое понятие как функциональный цикл логистики. Он включает в себя много различных операций. Начинается такой цикл обычно с приема заказа. Иногда в некоторых компаниях начальная стадия цикла может обслуживаться отдельной функциональной областью, одновременно связанной и с маркетингом.

 

Организация бизнеса

Сегодня бизнес в целом занимается организацией по-разному. Одни полностью исполняют все функции, связанные с логистикой, своими силами. Другие используют транспортные фирмы для организации перевозок. Кто-то ищет склады на стороне в том регионе, где необходимо разместить продажи или производство. Однако наиболее перспективным методом организации логистики является использование специализированных логистических фирм. Эти компании осуществляют большинство функций логистики. (Хотя такое название может быть и у компании, выполняющей только одну-две функции.) Они могут помочь в организации всей логистической цепочки для своего клиента. Однако постановка целей и формулировка задач всегда остается за тем, для кого эта самая логистика организуется. Если предприятие (его руководители) не понимают, как логистика может улучшить их бизнес в целом, то никакая внешняя организация не поможет.

 

 


Список использованной литературы:

1. Гурч Л. Современное состояние логистики в Украине и кадровые проблемы // Персонал. – 2003. - № 4-5. - с. 94 -100.

2. Луценко І. Логістика та її роль в умовах реформування економіки України // Економіст. -2000. - №12. – с.62-63.

3. https://ubc.org.ua/ubk2000/site/Main.htm - официальный сайт организации Укрбизнес консалтинг

4. Тушканова И. Хорошее вино должно быть выдержано //Автопрофи. – 2006. - №4. с. 23.

5. Курікіна Ю. Через три роки попит на логістів в Україні буде на рівні 200-250 вакансій щотижня // Львівська газета. - 2006. - № 51 (858). – с.8-10.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: