Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цели изучения предмета в параметрах деятельности врача выпускника университета.

1.2. Задачи изучения учебной дисциплины.

1.3. Исходный уровень знаний студента (контроль тестированием).

Содержание материала учебной дисциплины.

2.1. Тематический план лекций, их содержание и объем в часах.

2.2. Тематический план семинаров, практический занятий, их содержание, объем в часах.

2.3.Тематический план самостоятельной (внеаудиторной) работы студента.

Информационно-методическое обеспечение лекций и занятий.

3.1. Список литературы (основной и дополнительной, отечественной и зарубежной).

3.2. Перечень методических указаний для студентов, методических разработок для преподавателей, практикумов и т.п.

3.3. Перечень наглядных материалов, учебных пособий, технических средств обучения и контроля.

Результаты изучения материала учебной дисциплины.

Методы контроля и учета результатов усвоения материала учебной дисциплины.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Туберкулез как хроническое инфекционное заболевание остается важной национальной и международной проблемой, сохраняющей высокую актуальность и в настоящее время. Сохраняющиеся высокие показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза в Российской Федерации говорят о наличии большого резервуара данной инфекции в нашем обществе. Противотуберкулезные мероприятия имеют приоритетное значение как в Федеральной программе, так и в региональных программах современного здравоохранения.

При раннем и своевременном выявлении туберкулез излечивается без выраженных остаточных изменений и достигается полная социальная и профессиональная реабилитация больных этим заболеванием. А случаи выявления больных туберкулезом в запущенной стадии (в стадии развития необратимых деструктивных изменений и обширного поражения органов), кроме высокой эпидемиологической опасности для окружающих их людей, сопровождаются развитием тяжелых осложнений и нередко заканчиваются летальным исходом. Только постоянное внимание практических врачей различных специальностей на вопросы раннего выявления туберкулеза, его профилактики за счет своевременного выявления очагов инфекции и эффективного лечения больных этим тяжелым заболеванием могут обеспечить успех в этой борьбе. Зная типичные клинические проявления как туберкулеза органов дыхания (как наиболее частой локализации поражения), так и туберкулеза других органов, врачи общей лечебной сети могут заподозрить данное заболевание, назначить необходимое обследование и своевременно направить данного больного к соответствующему специалисту. Поэтому в программу подготовки врачей по специальности «лечебное дело» входит изучение дисциплины «фтизиопульмонология».

Одним из важнейших разделов противотуберкулезной работы считают образовательную программу по туберкулезу для подготовки медицинских кадров и просвещения населения. Для повышения эффективности образования на всех уровнях необходимы периодическое обновление учебных программ, распространение прогрессивных форм обучения с использованием технических средств.

Фтизиопульмонология включает изучение вопросов этиологии, патогенеза, патоморфологии, эпидемиологии туберкулеза, особенностей клинических проявлений при различных клинических формах заболевания, а также современных методов активного выявления, диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики туберкулеза органов дыхания и внелегочного туберкулеза.

Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

 

1.1. Цели изучения дисциплины: Овладение необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями для решения профессиональных задач по раннему выявлению, диагностике, дифференциальной диагностике, лечению и профилактике туберкулёза у взрослых, детей и подростков.

 

 

1.2. Задачи изучения дисциплины:

В результате изучения дисциплины «фтизиопульмонология» студент должен приобрести следующие умения:

- выявлять лиц, относящихся к группам риска по туберкулёзу;

- распознавать заболевание туберкулёзом на ранних этапах его развития (оценка жалоб, анамнеза, клинико-рентгенологической картины, туберкулиновых проб и лабораторных показателей);

- интерпретировать данные пробы Манту и диаскин-теста;

- проводить дифференциальную диагностику поствакцинальной и постинфекционной аллергии;

- выявлять и интерпретировать патологические тени на рентгенограммах грудной клетки;

- выявлять признаки осложненного течения туберкулёза, проводить их дифференциальную диагностику с заболеваниями нетуберкулёзной этиологии;

- оказывать помощь больным туберкулезом органов дыхания при неотложных состояниях (кровохарканье, лёгочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс);

- выявлять источники инфицирования;

- обследовать очаг туберкулёзной инфекции, установить его тип и эпидемиологическую опасность;

- проводить профилактические противотуберкулёзные мероприятия в очаге туберкулёзной инфекции, в условиях поликлиники и стационара.

 

Для формирования умений необходимо знать:

- источники и пути распространения туберкулезной инфекции;

- методику обследования больных туберкулезом;

- обязательный клинический минимум обследования на туберкулез;

- клинические проявления туберкулеза органов дыхания, в том числе при ВИЧ-инфекции;

- методы лечения туберкулеза;

- методы специфической и санитарной профилактики туберкулеза;

- основные эпидемиологические показатели по туберкулезу в Российской Федерации и в Республике Башкортостан;

- основные положения законов и постановлений по туберкулезу в РФ и РБ, Федеральной и Республиканской целевых программ по борьбе с туберкулезом;

- роль врача-лечебника в раннем выявлении больных туберкулезом.

 

 

Перечень дисциплин и разделов, усвоение которых необходимо для изучения фтизиопульмонологии.

Исходный уровень знаний студента определяется контрольным тестированием по следующим дисциплинам:

- микробиология (возбудитель туберкулеза, методы его обнаружения);

- патологическая анатомия (патоморфология туберкулеза легких и внелегочных поражений);

- патологическая физиология (иммунитет и аллергия при туберкулезе, роль генетических факторов при туберкулезной инфекции);

- лучевая диагностика (методы исследования легких и челюстно-лицевой области в норме и при патологии);

- пропедевтика внутренних болезней (методы исследования кожи, подкожной клетчатки, периферических лимфоузлов и органов дыхания, интерпретация анализов крови, мочи и мокроты);

- фармакология (фармакокинетика и фармакодинамика противотуберкулезных лекарственных препаратов);

- инфекционные болезни (заболевания, сопровождающиеся интоксикацией, увеличением периферических лимфатических узлов, менингококковая инфекция).


Содержание материала учебной дисциплины.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: