Тест-опросник А.А. Карманова используется для исследования структуры деятельности и показывает, насколько человек успешен и почему, на каждом этапе (Цель-Средство-Результат) своей активности.
Основные черты любой деятельности могут быть описаны в рамках Цель-Средство-Результат, т.е. любую деятельность можно рассматривать как состоящую из трех составляющих:
- в начале любой деятельности человек, объединяя большое количество информации, вырабатывает Цель деятельности, т.е. начинает представлять более или менее ясную картину желаемого будущего, то конечное состояние в которое он хочет привести ситуацию и себя;
- далее в ход вступает Средство, т.е. те ресурсы, которые человек готов использовать для достижения цели;
- итогом любой деятельности является оценка Результата - того итога, которого достиг человек.
Опросник рекомендуется применять, начиная с подросткового возраста. Опросник состоит из 32 вопросов. Примерное время тестирования 15-20 минут.
Инструкция.
В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся вашего характера, поведения. К опроснику приложен бланк ответов. Номер на бланке ответа соответствует номеру утверждения. Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно или нет. Если вы решили, что данное утверждение верно, поставьте плюс на бланке ответов рядом с номером, соответствующим номеру утверждения. Если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте минус. Если утверждение по отношению к вам бывает верно или неверно в разные периоды вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Если Вы затрудняетесь однозначно ответить на какой-либо вопрос, то можете не ставить никакой знак. Если пропустить 5 и более утверждений, то результат буден признан недостоверным
|
Тестовый материал.
1. Я активный человек
2. Иногда я прихожу в сильное возбуждение
3. Бывает так, что я чем-нибудь раздражен
4. Я всегда ем то, что мне подают
5. Чтобы добиться чего-то в жизни - надо уметь ставить перед собой цели
6. Я бы сравнил себя с хорошо настроенным музыкальным инструментом
7. Я всегда делаю так, как мне говорят
8. Иногда я задумываюсь о смысле жизни
9. Не люблю, когда мне подсказывают, как надо делать
10. Я могу объяснить поступки каждого человека
11. Часто мои близкие меня не слушают, и мне приходится повторять одну фразу несколько раз, пока наконец меня не услышат
12. Часто со мной случаются странные вещи
13. Обычно я не могу однозначно сказать про кого-то, хороший он человек или нет
14. Я предпочитаю ставить перед собой цели не очень сложные, но и не очень простые
15. Со мной часто происходят вещи, которые я не могу объяснить
16. Когда остаюсь один, я много размышляю
17. Я скучаю редко
18. Мне можно доверить любую тайну
19. В любой ситуации можно найти выход
20. Вид заходящего солнца вызывает у меня вдохновение
21. Проходя мимо лежащего мяча, у меня возникает желание пнуть его
22. Когда волнуюсь, то чаще я краснею, чем бледнею
23. Хорошая музыка меня воодушевляет
24. Цели перед собой предпочитаю ставить сам
25. Вид неприятного мне человека вызывает у меня желание его побить или нанести ему какой-нибудь другой ущерб
26. Все, что мне дорого, одинаково ценно для меня
27. Когда я что-то делаю, то охотно выслушиваю любые советы
|
28. Удачно законченное дело вызывает у меня прилив хорошего настроения
29. Принимая решение, я взвешиваю все "за" и "против"
30. Иногда бывает, что я говорю о ком-то плохо
31. У меня характер скорее "нападающего", чем "защитника"
32. Стабильность лучше непредсказуемости
Бланк ответов
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. |
17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | 23. | 24. |
25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. | 31. | 32. |
Ключ для обработки результатов
1. С+ | 2. С+ | 3. Л- | 4. Л+ | 5. Ц+ | 6. Ц+ | 7. Л+ | 8. Ц- |
9. С+ | 10. Р+ | 11. Р+ | 12.Р- | 13.Р- | 14. Ц+ | 15.Р- | 16.Ц- |
17. Ц+ | 18. Л+ | 19. С+ | 20.Р- | 21.С- | 22.С- | 23.Р- | 24. Ц+ |
25. С+ | 26.Ц- | 27.С- | 28.Р- | 29. Ц+ | 30.Л- | 31. С+ | 32. Р+ |
Сначала подсчитываются следующие показатели:
Цсовп - количество совпадений по шкале "Цель" (например, положительный ответ на 5 утверждение считается совпадением по шкале "Цель"),
Цнесовп - количество несовпадений по шкале "Цель" (например, положительный ответ на 8 утверждение считается несовпадением по шкале "Цель"),
Ссовп - количество совпадений по шкале "Средство",
Снесовп - количество несовпадений по шкале "Средство",
Рсовп - количество совпадений по шкале "Результат",
Рнесовп - количество несовпадений по шкале "Результат",
Лсовп - количество совпадений по шкале "Ложь",
Лнесовп - количество несовпадений по шкале "Ложь".
Путем вычитания получаются окончательные баллы:
Ц=Цсовп - Цнесовп (шкала "Цель")
С=Ссовп - Снесовп (шкала "Средство")
Р=Рсовп - Рнесовп (шкала "Результат")
Л=Лсовп - Лнесовп (шкала "Ложь")
Недостоверными признаются результаты в случает 5 и более пропущенных утверждений, а также если Л больше 0.
|
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов осуществляется в соответствии со следующей таблицей:
Цель | |||
от -9 до -5 баллов. Вместо того, чтобы ставить реальные цели деятельности, достигать весомых результатов, человек ограничивается постановкой либо "микроцелей", ограниченных текущей ситуацией, либо же фиксируется на постановке глобальных целей. | от -4 до +4 баллов. В случае затруднения с выбором цели легко пользуется подсказкой извне, готов принять цель извне. Чтобы подготовить себя к выполнению какой-либо деятельности - всегда требуется определенная сила воли, чтобы "собраться". | от +5 до +9 баллов.Оптимальный результат. Человек ставит перед собой реальные цели, настроен на достижение, мотивы целеобразования и деятельности в целом систематичны, иерархизированы. Практически все, что делает тестируемый, он может объяснить с точки зрения целесообразности. Не склонен к пустому времяпрепровождению. Решительность связана с легкостью образования целей, немнительностью. | |
Средство | |||
от -9 до -2 балла. Человек испытывает хронический недостаток средств достижения поставленных целей. Типичные проявления ограниченности в выборе средств: низкий энергетический потенциал, преобладание парасимпатической составляющей вегетативной нервной системы, конформность, зависимость от ситуации, от других людей (в первую очередь от их мнения), внушаемость, пониженная самооценка, которые в том числе мешают использовать на 100 % внутренний потенциал. | от -1 до +2 баллов. Испытуемый периодически встречается с трудностями в выборе средств (речь идет о психологических барьерах). Причиной такой скованности часто бывает отсутствие конструктивной, достигаемой цели. Также одним из факторов подобного поведения является комплекс причин, который можно назвать "страхом самовыражения". В установках испытуемого преобладают "энергосберегающие мотивы". Недостаточно спонтанное поведение. | от +3 до +6 баллов.Оптимальный результат. Человек достаточно свободен в выборе средств, его поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация. Хороший энергетический потенциал. Сбалансированность симпатики и парасимпатики. Не агрессивен, но и не конформен. Поведение не вызывающее, но и не блокируется комплексами, мнительностью, негативизмом. | от +7 до +9 баллов. Не ищет помощи от окружающих, предпочитает ими руководить. В своих действиях тестируемый мало обращает внимания на имеющиеся стандарты поведения. Напорист, целеустремлен, иногда чрезмерно. |
Результат | |||
от -9 до -5 баллов.Испытуемый склонен переоценивать результат своей деятельности. Удача вызывает сильное веселье, неудачи провоцируют переживания. Даже небольшие события способны вызвать настоящее потрясение. Человек как бы находится в состоянии хронического перехода. Личностный рост тестируемого непредсказуем. Как правило, повышенная тревожность. Интерес к своему внутреннему миру. | от -4 до +4 баллов.Оптимальный результат. Как правило, испытуемый довольно трезво оценивает результаты своей деятельности. Он не переоценивает, но и не недооценивает итоги. В оценках других людей, событий довольно беспристрастен. Личностный рост нормально динамичен. | от +5 до +9 баллов. Человек склонен недооценивать результаты своей деятельности. Излишняя критичность. В оценках поведения других людей преобладает оттенок неодобрения, как скрытая форма неуверенности в себе, своей компетентности. Тестируемый неоднократно повторяет одну и ту же фразу, совершает одно и то же действие. Редко испытывает сильные эмоции, даже самые эффектные результаты не вызывают яркого удовольствия или же огорчения. |