Учебный план
Обучение чтению | форма проведения | количество занятий в год | количество занятий в неделю |
фронтальная | 64 занятия | 2 занятия |
Содержание занятий:
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3.Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5.Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
|
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6.Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7.Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.
Диагностическое исследование навыков чтения проводится по 4 критериям:
скорость чтения, способ чтения, правильность, понимание смысла прочитанного.
Результаты диагностики фиксируются в тестовом листе.
Перечень используемого материала и оборудования на каждого ребёнка:
v Касса букв и слогов;
v Дурова Н.В. Читаем сами.- М.: Школьная Пресса, 2001;
v Слоговые окошечки;
v Пенал для звукового анализа слова;
v Карта-схема для звукового анализа слова;
v Тетрадь для печатания слов;
v Указка.
Дети должны знать:
v определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
v отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
v графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
|
v обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;
Дети должны уметь:
v различать гласные и согласные звуки;
v дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
v различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
v определять ударные гласные, слоги;
v определять в словах место и последовательность звуков;
v определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
v выполнять звукобуквенный анализ слов;
v производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
v графически обозначать звуки, слоги и слова;
v составлять графическую схему предложения.
Тестовый лист диагностики навыка чтения
Летом.
Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. |
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
1. Какая ягода поспела в саду?
2. Кто собирал смородину в ведёрко?
3. Куда девочка положила смородину?
4. Что мама сварит из ягод?
5. Что будут делать дети зимой в холода?
Начало года.
Скорость чтения _________ слов
Способ чтения: слоговое, целыми словами.
Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).
Конец года.
Скорость чтения _________ слов
|
Способ чтения: слоговое, целыми словами.
Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).
Утверждаю
Заведующая МДОУ
«Детский сад № 5»
Антонова Л.В………………………..
………………………………………...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫКРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
«ГРАМОТЕЙКА»
Воспитатели:
Демина С.В.
Саламаткина Е.В.
Время проведения:
вторник-четверг 16.00-16.30
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество занятий |
1. | Речь (письменная, устная). | |
2. | Слово. | |
3. | Звук. Слово. | |
4. | Речевые звуки. Гласные – согласные звуки. | |
5. | Звук и буква У. | |
6. | Звук, буква. | |
7. | Слова, обозначающие предметы. Живые – неживые предметы. | |
8. | Звук и буква А. | |
9. | Слова, обозначающие действие предмета. | |
10. | Звук и буква И. | |
11. | Слова, обозначающие признак предмета. | |
12. | Звуки "П", "Пь". Буква П. | |
13. | Заглавные буквы. | |
14. | Звуки "Т", "Ть". Буква Т. | |
15. | Твёрдые – мягкие согласные звуки. | |
16. | Предложение. Точка в конце предложения. | |
17. | Побудительные, вопросительные предложения. | |
18. | Звук и буква О. | |
19. | Звук и буква Э. | |
20. | Звуки "к", "кь". Буква К. | |
21. | Звуки "м", "мь". Буква М. | |
22. | Звонкие – глухие согласные звуки. | |
23. | Звуки "х", "хь". Буква Х. | |
24. | Звук и буква Ы. | |
25. | Гласные звуки. | |
26. | Слог. Деление слов на слоги. | |
27. | Ударение. | |
28. | Звуки "с", "сь". Буква С. | |
29. | Звуки "н", "нь". Буква Н. | |
30. | Звук и буква Й. | |
31-32 | Буква Я. | |
Звуки "з", "зь", Буква З. | ||
34. | Буквы С, З. | |
35. | Звуки "б", "бь". Буква Б. | |
36. | Буквы П, Б. | |
37. | Звуки "в", "вь". Буква В. | |
38. | Звуки "д", "дь". Буква Д. | |
39. | Буквы Т, Д. | |
40. | Звуки "л", "ль". Буква Л. | |
41. | Звуки "г", "гь". Буква Г. | |
42. | Буквы К, Г. | |
43. | Звук и буква Ш. | |
44 -45 | Буква Е. | |
46. | Звук и буква Ж. | |
47. | Буквы Ш, Ж. | |
48 -49 | Буква Ё. | |
50. | Звуки "р", "рь". Буква Р. | |
51. | Звуки "ф", "фь". Буква Ф. | |
52. | Буквы В, Ф. | |
53. | Звук и буква Ч. | |
54 -55 | Буква Ю. | |
56. | Гласные звуки и буквы. | |
57. | Звук и буква Ц. | |
58. | Буквы С, Ц, Ч. | |
59. | Звук и буква Щ. | |
60. | Буквы Ш, Щ, Ч. | |
61. | Мягкий знак. | |
62. | Разделительный мягкий знак. | |
63. | Разделительный твёрдый знак. | |
64. | Алфавит. Итоговое занятие. |
Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
v Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада /[Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. Рук. Е.В. Соловьёва]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
v Гризик Т.И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М.: «Просвещение», 2009.
v Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
v Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
v Корнев А.Н., Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2006.
v Морозова Н.Г., Известия Академии Педагогических Наук. РСФСР, вып. 7, М.-Л., 1947.
v Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
v Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000