Теория Жан-Жака Руссо
Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории — создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.
· теологическая теория происхождения государства (теория божественного происхождения государства; государство есть результат божественной воли, оно нерушимо и призвано осуществлять свою политику в свете реализации важнейших религиозных идеалов и ценностей; монарх, глава государства является ставленником Всевышнего, помазанником божьим на Земле);
Сходные мысли о Божественном первоисточнике государственной власти в ХХ в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X.Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (Его Разуме, Воле, Творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикана.
· Патерналистская теория
От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семьей. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти…
· Патриархальная теория
Основана на правах, равных перед всеми в обществе. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.
· классическая (есть нация – есть государство, другими словами, процесс формирования государства основан на механизмах этногенеза народа, формирования основ его уникальной культуры, закрепляя его существенные отличия от других народов и их культур);
· институциональная (государство есть результат последовательного развития слагающих его частей, институтов, которые иерархизированы между собой, ибо оно представляет собой не безусловный монолит, а может быть рассмотрено как система необходимых и взаимосвязанных элементов – в политике, экономике, социальной и духовной сферах и т. д.);
· марксистская (государство есть результат развития производительных сил и общественного разделения труда, имевших место вследствие появления избыточного продукта, частной собственности и раскола общества на антагонистические классы; государство призвано выражать интересы господствующих классов);
· теория насилия (государство можно рассматривать как средство контроля победивших над побежденными, как реализацию механизма превосходства групп, одержавших победу в борьбе за власть; в древности государство образуется для управления новыми захваченными территориями, в настоящее же время оно воссоздается в результате победы одних групп над другими на демократических выборах).
При всех спорных сторонах в вопросе о происхождении государства можно выделить его важнейшие признаки, а также описать основу его общепризнанной структуры и перечень выполняемых им ключевых функций.
· Органические концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов. Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом био-социальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.
Теория Герберта Спенсера
Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т. д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.
· Психологические концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.
Теория Т. Д. Баштима
Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.
Признаки государства
§ Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
§ конституция,
§ военная доктрина,
§ законодательство.
§ Публичная власть:
§ глава государства (правительство),
§ парламент,
§ суд.
§ Управление и планирование:
§ нормирование жизни общества (система права),
§ государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,
§ хозяйственная деятельность (экономика),
§ собственная денежная система,
§ налоговые сборы,
§ государственная казна;
§ Собственность (ресурсы);
§ Территория;
§ Население;
§ Наличие подчиненных организаций:
§ охрана правопорядка,
§ вооружённые силы,
§ периферийные административные организации.
§ Наличие государственного языка (языков);
§ Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо);
§ Гражданство;
§ Государственные символы.
Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.
Функции государства, как правило, подразделяются на внутренние и внешние:
внутренние функции:
- политическая функция – осуществление властных полномочий и реализация политического курса, управления, одобренного гражданами;
- правовая – установление правовых норм, поддержание законности и правопорядка в обществе;
- экономическая – стимулирование и регулирование экономической деятельности, производства и распределения материальных благ;
- организаторская – интеграция всех членов общества, создание механизма их продуктивного и созидательного взаимодействия;
- социальная - регулирование социальных отношений - защита социально уязвимых слоев населения, предотвращение социальных конфликтов, обеспечение равного доступа вресурсам общества, гуманизация социальной среды;
- культурно-воспитательная – охрана, обогащение и передача новым поколениям историко-культурного наследия общества, совершенствование условий социализации граждан, культивирование важнейших духовных ценностей общества;
внешние функции:
- защита территории;
- развитие всестороннего международного сотрудничества (экономического, торгового, политического, культурного, экологического, военного и пр.).