Субъектно-объектные отношения в ранней лирике В. Маяковского
Введение
маяковский лирика персонаж художественный
Имя Владимира Маяковского всегда было окружено легендами, как и сама жизнь поэта. Выражение собственных мыслей, рассуждений, переживаний проявлялось весьма в не стандартной форме, о чем будет говориться позднее.
По мнению Л. Кассиля «Маяковский ищет новые средства стиха для того, чтобы рассказать людям о своих ощущениях и мыслях» (Кассиль; с. 28). В поэзии Владимира Владимировича Маяковского, всеми известные кличи и обращения к толпе выражаются особенно часто.
Оппозиция «Я - Вы», «гений - толпа» явно выражается во многих стихотворениях В. Маяковского. Чаще всего Маяковский выступает в своих произведениях как сатирик, критик. Его настрой - это разрушение застывшей пошлой жизни его героев и читателей.
Однако, эти отношения не так просты, и не так однозначны. Анализ субъектно-объектных отношений и оппозиций, лежащих в их основе, в лирических стихотворениях Маяковского - является главной целью данной работы. Задачами данного исследования являются:
) создание теоретической базы исследования, формулирование таких понятий, как:
лирика и лирический герой;
субъект и объект;
субъектно-объектные отношения;
биографический и художественный образ писателя;
лирический адресат;
лирический персонаж.
) анализ субъектно-объектных отношений в лирических стихотворениях раннего периода.
Материалом анализа будут служить такие стихотворения, как: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!». Эти стихотворения относятся к раннему периоду творчества В. Маяковского. Наумов Е.И. выделял несколько периодов творчества Маяковского: 1912-1917, 1917-1922, 1921-1922, 1922-1930. По мнению Наумова, в период 1912-1917 в стихотворениях Маяковского появляется протест поэта против буржуазного строя. Маяковский в первых произведениях делал уступки футуризму, и принадлежал к демократическому лагерю русской литературы. 1917-1922 в этот период, по мнению Наумова, Маяковский связывает свое творчество с интересами народа и государства. С 1921 по 1922 его поэзия становится более свободной от футуристической зависимости. 1922-1930: в эти годы связь Маяковского с советской политикой становится еще более ощутимой. «Воодушевленный успехами строительства социализма, поэт создает наиболее значительные свои произведения» (Наумов; с. 24).
|
Иную периодизацию предложил А.А. Михайлов. Он акцентировал внимание на том, что сам Маяковский считал началом своего творчества не 1912 г. «когда были написаны и напечатаны первые, как он сам называл, профессиональные стихи» (Михайлов; с. 6), а 1909. Этот год (1909) - Маяковский считал, годом «рождения» стихов из пропавшей в тюрьме тетради. Михайлов также выделяет 1913 г., т.к. этот год стал для Маяковского годом поэтического «крещения». В начале 1915 г. поэт «хоронит» футуризм в том виде, в котором он есть, и призывает к созданию нового искусства. События 1917 года, когда революция становится все масштабней, влияют в большей мере на творчество Маяковского. В 1921 г. положение футуризма меняется: «дело в том, что теперь они (футуристы) уже не занимали руководящих постов в отделах Наркомпроса, а критика футуризма как эстетического течения становилась все более основательной, принципы его - становятся уязвимыми. Прижатый к стенке, футуризм не хотел сдавать позиций, и был еще достаточно агрессивен. Лишь немногие трезвые голоса (Н. Асеев) заговорили о роли мировоззрения, о пафосе революции, связывая с этим в первую очередь творчество Маяковского» (Михайлов; с. 17). В 1923-1925 годах, Маяковский выступает в качестве конструктора, «творца литературы социалистического реализма» (Михайлов; с. 18). В 1929 «пыл бойца Маяковский отдает сатире». (Михайлов; с. 18).
|
Почему интересен именно ранний период? Именно в ранний период, в литературной жизни Маяковского происходит множество событий: после того, как арестовали поэта, он начал писать стихи. Он принимает «поэтическое крещение». Позже, он начинает писать про войну, в его стихах появляется протест против буржуазного строя. Эти события были очень важными в его жизни и в его творчестве.
Актуальность работы продиктована недостаточностью исследования субъектно-объектных отношенийв лирике Маяковского, в работе представлен новый взгляд на поэзию Маяковского раннего периода его творчества.
Значимость работы: работа может использоваться в учебном процессе в курсе «История русской литературы» при изучении творческого пути Маяковского. В связи с тем, что помимо психологического и литературоведческого определения субъектно-объектных отношений, существует определение этого термина и в философском понимании. Работа может иметь продолжение, как исследование философских идей в поэзии Владимира Владимировича. Маяковский выступает как создатель определенного поэтического стиля, который несет философию активной жизненной позиции.
|
Объектом исследования является: субъектно-объектные отношения в ранней лирике Маяковского, субъект, объект, лирический герой и адресат в лирическом тексте.
Предметом исследования являются определенные элементы, интересующие в выше приведенных стихотворениях:
субъект;
объект.
В стихотворении «А вы могли бы?» объектами являются мысли окружающих его людей. В стихотворении «Послушайте!» объектом является мечта, которая, по мнению Маяковского, должна стать целью жизни. В стихотворении «Нате!» объектом становится люди, не воспринимающие реальную действительность.
взаимодействия субъекта и объекта.
1. С убъектно-объектные отношения в лирическом произведении
Для раскрытия понятия субъектно-объектных отношений, необходимо раскрыть такие понятия, как: субъект и объект, лирический герой, биографический и художественный образ писателя, лирический адресат, лирический персонаж. Начнем же с раскрытия таких понятий, как «субъект» и «объект». В современной науке субъект и объект понимаются следующим образом. «Под объектом речи понимается все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: это люди и их поступки, предметы, обстоятельства, пейзаж и события, под субъектом речи - того, кто изображает и описывает» (Корман; с. 20).
В любом художественном тексте всегда присутствует субъект - тот, от кого идет речь - автор повествования. Автор сам выбирает форму, выбор же этой формы объясняется идейной позицией и художественным замыслом писателя. Исходя из этого, анализ текста строится на понимании единства содержания и формы, одним из важнейших формальных элементов произведения является субъект, расставляющий смысловые акценты, корректирующий внимание читателя.
Понятие субъекта и объекта, и их взаимодействия достаточно широкие понятия. В данной работе будет наиболее интересно понятие этих определений в литературоведческом ключе. Но для начала нужно разобрать данные термины в психологическом и философском смысле.
В психологическом контексте понятие «отношение» раскрывается следующим образом: «отношение - в самом общем виде - фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Объект может иметь место как среди меняющихся объектов, явлений и свойств <…>, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе)» (Карпенко; с. 242). В психологическом контексте «субъект» понимается как: «индивид или группа, как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом.<…> Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо» (Карпенко; с. 375). Объект же понимается следующим образом: «объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта. Вещи, существующие независимо от субъекта, становятся объектом того, как субъект взаимодействует с ними. В процессе действия и познания они выступают как вещи для нас, т.е. для людей, обладающих сознанием и психикой. Таким образом, взаимосвязь субъекта с объектом характеризует психический уровень взаимодействия человека с миром; физиологический его уровень определяется через взаимосвязь реакций с раздражителями » (Карпенко; с. 231).
Определения этих терминов, в психологическом ключе, важны, поскольку в данной работе важно понимать значение терминов «объект» и «субъект». Исходя из выше упомянутых определений, можно сделать вывод, что в психологическом ключе, субъект - существо, познающее что-либо, или осуществляющее изменение в других людях. Он является активным. Объектом является вещь, на которую направлена активность субъекта. Их взаимосвязь - есть связь человека с миром, его понимание и видение мира.
Согласно философскому словарю существуют два аспекта трактовки субъектно-объектных отношений: глобальный и локальный. В первом случае - объект (материя), а субъект (Бог, идея или сознание). Все это вместе - «можно квалифицировать как материализм, идеализм (объективный либо субъективный) либо дуализм» (философский словарь). В локальном же аспекте представляется несколько иначе: «с одной стороны, он сам, оснащенный наличествующими у него орудиями познания, а с другой - противостоящий ему объект, природа, познаваемый им мир» (философский словарь).
Следовательно, субъектные связи и отношения, это «мир «мнений», всевозможных мнемонических схем, гносеологических моделей, умозрительно (априори) созданных концепций, составляющих аппарат познания. Объектные связи и отношения это имманентные, присущие миру законы, существующие вне и независимо от субъекта и его эпистемологической практики. Постижение этих законов, открытие их субъектом «для себя» и составляет содержание субъектно-объектных и объектно-субъектных связей и отношений: первые - это каналы воздействия на объект, а вторые - каналы получения его реакции на эти воздействия (отражение объекта), представляющей собою ту информацию, на основе которой делаются заключения о характере объектных связей и отношений, что собственно знание и образует» (философский словарь).
Исходя из выше упомянутых определений, можно сделать вывод, что в философском аспекте субъект - Бог, идея или сознание, а объект - материя. Их взаимосвязь сложна, она составляет аппарат сознания.
В философском контексте стихотворения Маяковского, согласно Сироткину Е.Н., понимаются следующим образом: «Если в традиционной культуре эстетическое познание мира совершается в точке столкновения двух сил в результате борьбы, противодействия субъективного объективного, то в поэзии такое познание осуществляется на энергетическом поле деятельности субъекта, объективное здесь практически сведено к нулю. Мир не нуждается в абсолютном объекте (Боге), все функции Бога присваивает себе поэт-заумник: он является началом мира, он воплощает в себе принцип его организации.
Иначе Субъект - художник - реализует свои претензии на роль Бога в поэзии В.В. Маяковского. <…> Фундаментальный принцип этой поэтики - реализация метафоры, или, шире, «овеществление семантики» (И.П. Смирнов). Это становится возможным благодаря тому, что в традиционных метафорах первый член «занимает ярус актуализаций, конкретных объектов», «являет собой мир (изображаемое)», а второй представляет «ярус родовых понятий» и «играет роль языка (изображающих средств)». Маяковский же снимает эту двойственность: благодаря тому, что в его произведениях ведущим приёмом становится реализация метафоры, деление на «изображаемое» и «изображающее», на «означаемое» и «означающее» перестаёт быть релевантным. Означаемое сохраняется лишь постольку, поскольку читатель в состоянии идентифицировать слово Маяковского с «общеязыковым» словом. У Маяковского слово вступает в иные отношения с другими словами, нежели в обычном языке, и почти полностью утрачивает свои прежние свойства - такие, как отнесение к семантическим комплексам, синонимические свойства, ограничения сочетаемости» (Сироткин; с. 1).
Субъектно-объектные отношения в литературоведении, прежде всего, связаны с такими понятиями, как лирический герой (лирический субъект) и адресат лирического произведения.
Лирический герой - одно из основных и оригинальных понятий отечественного литературоведения. Лирический герой - поэтический или прозаический персонаж, являющийся жертвой тех или иных обстоятельств, желающий преодолеть их (как, например, некрасовский герой) или призывающий услышать себя, призывающий принять какие-то меры (как герой Маяковского).
Согласно Хализеву В.Е.: «Лирический герой не просто связан стесненными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но, оказывается, от него не отличимым. Лирическое произведение организуется сознанием и речью единого субъекта (лирическое «я»). Иногда, под лирическим «я» подразумевается несколько субъектов» (Хализев; с. 18).
Многие литературоведы высказывали свои точки зрения на взаимосвязь между лирическим героем и автором (поэтом). Связь эта осознавалась по-разному. С.Н. Бройтман утверждает, что для лирической поэзии «характерна не «интерсубъектность», т.е. запечатление взаимодействующих сознаний. Чувства поэта становятся одновременно и нашим чувством. Автор и его читатель образует некое единое, не раздельное «мы» и в этом состоит особое обаяние лирики» (Хализев; с. 12).
По мнению Кормана Б.О. «собственные жизнь, биография, внутренний мир во многом служат для писателя исходными материалом, но этот исходный материал, как и всякий жизненный материал, подвергается переработке и лишь тогда обретет общее значение, становясь фактом искусстве: одно в процессе переработке опускается, другое сглаживается, третье резче выделяется, и в результате возникает художественного образа, который и похоже и не похоже на реальный биографический образ писателя. В отличие от биографического образа, художественный образ автора воплощает мировоззрение автора, его идейную позицию, творческую концепцию писателя» (Корман; с. 152).
На примере стихотворения Лермонтова («Спеша на север издалека»), Корман Б.О. показывает, что образ автора и биографический автор полностью могут не совпадать (сопоставление фактов реальной биографии и биографии художественной). Биографы Лермонтова не сомневаются что «я» стихотворения и М.Ю. Лермонтов - одно и то же лицо. Однако если вдаваться в детали, можно увидеть некоторые факты которые не совпадают с реальными фактами жизни Лермонтова.
На примере поэзии Некрасова, Корман Б.О. определяет лирического героя следующим образом: «Лирический герой у Некрасова был поразительно нов прежде всего, по своей биографии и судьбе.<…> Герой Некрасова одинок. Мотив одиночества, появившись буквально в первых стихотворениях зрелой поры, в середине 40-ых годов, становится в дальнейшем одним из самых устойчивых» (Корман; с. 82).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в лирическом произведении с одной стороны автор отображает самого себя, свои чувства, эмоции в своем лирическом герое. Лирический герой, в большинстве случаев, является прямым передающим самого поэта или писателя. Чувства лирического героя описываются достаточно подробно, что читатель сам испытывает чувства, испытываемые героем. С другой стороны, лирический герой является образом эпохи (образом жизни людей) передаваемый автором. В данном значении автор не всегда поддерживает своего героя, и даже иногда, осуждает его, показывая читателю чему не нужно следовать.
Для раскрытия субъектно-объектных отношений в литературоведении помимо термина «лирический герой» важен такой термин, как «лирический адресат - герой лирического произведения, к которому устремлены раздумья и чувства автора (структурно это выражено в форме обращения или послания). Именно таким образом вызваны авторские переживания, запечатлённые в произведении. О его взглядах, симпатиях и антипатиях, отношении к окружающему миру мы узнаём по тому, как он оценивает изображаемую личность» (Киров; с. 1).
Согласно Рубцову Н., лирический адресат является формой выражения авторского сознания в лирике. Автор, при помощи лирического адресата, высказывает свои убеждения, свою точку зрения. Еще одной формой выражения авторского сознания в лирике является лирический персонаж.
«Лирический персонаж - герой ролевой лирики, где автор, подобно актёру, играет ту или иную роль, перевоплощаясь в другого человека. Поэт выступает от лица этого человека, выражая его мысли, чувства, переживания. Объектом лирического изображения становится здесь не автор, а герой, замещающий его и превращающийся в субъект лирического повествования. Лирический персонаж отделяется от автора, часто не совпадает с его жизненным обликом, хотя иногда и обнаруживает сходные, в редких случаях двойственные черты (образ-двойник)» (Киров; с. 1).
Таким образом, лирический герой (персонаж, адресат) является голосом автора (поэта). Он является тем самым субъектом, который хочет донести до объекта (т.е. читателя.) свои рассуждения, размышления, идеи. Так и Маяковский, обращаясь к обществу со своими идеями, требует и просит, чтобы его услышали. И страдает, потому что остается не понятым и не услышанным.
В его творчестве можно найти не мало примеров, где Маяковский критично выражает свое отношение к обществу и призывает услышать себя. В следующей главе представлен анализ стихотворений В.В. Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!».
Субъектно-объектные отношения в ранней лирике Маяковского
маяковский лирика персонаж художественный
В теоретической главе было сформулировано понятие субъектно-объектных отношений в психологическом и философском ключе. Теперь предстоит разобрать субъектно-объектные отношения в литературоведении.
Для проведения анализа субъектно-объектных отношений рассмотрим стихотворения из ранней лирики Маяковского В.В.
По мнению И.В. Фадеевой, агрессия и пренебрежение Маяковского к читателю, предполагает не только демонстрацию «себя-творца», но появляется стратегия, направленная на «превращения читателя в идеального адресата, т.е. самого Автора» (Фадеева; с. 14). Но, не смотря на то, что проявляются «отеческие ноты по отношению к читателю» (Фадеева; с. 14), целью, все же, является следующая мысль: «показать и доказать приоритет творчества в его чистом виде над всеми другими ценностями как «псевдоценностями». Независимо от авторской тональности обращения к читателю (прямого или косвенного) автор всегда предлагает лишь себя самого. Происходит освобождение «Я» автора от всех проекций внешнего мира» (Фадеева; с. 14).
И.В. Фадеева, в поэмах Маяковского выделяет прием «балансирования между субъектом и объектом. <…> Герой Маяковского всегда раздвоен между полярными точками 1) немыслимой этической высоты ради блага всего человечества и 2) самодовлеющей гиперболической субъективности ради нее самой» (Фадеева; с. 14).
Т.С. Круглова в своей научной статье писала о сложности оппозиций в поэзии Маяковского. «С одной стороны - «кличи», адресованные духовным единомышленникам, с другой - обращение к призираемой толпе и к отдельным представителям» (Круглова; с. 78).
Субъектно-объектные отношения значительно сложнее, чем может показаться читателю. Маяковский, с одной стороны, осуждает тех, к кому обращается. Он ненавидит их и призирает. Он готов бороться один против всех. С другой стороны, понятен его крик, крик о просьбе услышать.
Например, в стихотворении «А вы могли бы?» показан вызов Маяковского обществу. Это выражается в большей частоте и интенсивности действий (глаголов в тексте) чем у толпы, к которой обращается:
«я», «гений»
я сразу смазал…
плеснувши краску…
я показал на блюде студня
прочел я зовы новых губ.
«вы», «толпа»
а Вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Как видно, возникают две не однозначные оппозиции «я - вы», «гений - толпа». Это два противоположных друг другу полюса. Если Маяковский показывает свое преобладание в действиях, значит показывает свое величие над толпой.
С одной стороны, лирический герой предстает в образе бунтаря. Он бросает вызов миру, он многое меняет: «я сразу смазал карту будня». Образ «карты будня» означает упорядоченность жизни, строгую систему. Из краски, которую он «выплеснул» на «карту будня», образовывается что-то новое, невиданное никем. Образы «из стакана», «на блюде студня», «на чешуе жестяной рыбы» актуализируют внимание читателя на значение существительного «карта», а оно, в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте».
Едящие люди, во многих стихотворениях Маяковского играют существенную роль. Они описываются дотошно и с ненавистью. Сам герой воспринимает себя равным целому миру, стихотворение открывается лирическим «я» поэта, слова, находящиеся в начале («я сразу смазал») и в конце строки («на флейте водосточных труб») становятся более яркими. Метафора «блюдо студня» на первый взгляд кажется довольно странной. Обычно, это воспринимается как закусочное блюдо, но в данном контексте «блюдо студня» это что-то мутное, скользкое и неприятное, противопоставленное океану, о котором говорится в следующей строке: «косые скулы океана». Сравнение с «блюдом студня», подчеркивает поэтичность и великолепие «океана», с «косыми скулами». Данный образ, в реальном плане, может означать волны, а в метафорическом - «косые скулы» это знак собранности, который противопоставляется размякшему образу «студня».
В метафоре «жестяная рыба» понимается жестокий, холодный мир, в котором поэт видит людей, солидарных с его идеями («зовы новых губ»). Зарождается надежда на то, что на кличи поэта кто-нибудь откликнется, а в душе человека станут зарождаться лирические струны.
Последняя строка («А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?») может восприниматься двойственно: с одной стороны, обращение идет в качестве упрека, с акцентированием превосходства поэта над теми, к кому обращается. С другой стороны, это интонация вопросительная, с надеждой на то, что кто-нибудь сможет сыграть «на флейте водосточных труб».
Как можно заметить, местоимение «я», несмотря на неоднократное его повторение, не выделено в отдельную строку, между тем, «Вы» - акцентируется (пишется с большой буквы, выделено отдельной строкой).
В стихотворении «Послушайте!» можно увидеть пример той сложности отношений, о которой говорилось чуть ранее. Основная интонация стихотворения не обличительная, а исповедальная. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!». Он надеется быть услышанным и понятым. Лирический герой жалуется на человеческое равнодушие. Поэт, как бы спорит с воображаемым оппонентом, который является недалеким и приземленным, пытаясь убедить, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
В отличие от многих стихотворений Маяковского, в этом стихотворении нет неологизмов. Метафора «врывается к богу» сочетается с наблюдением автора над внутреннем состоянии лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется» - передает динамику событий и их эмоциональный накал. Все слова очень экспрессивны, сама семантика глаголов, указывает на крайнюю обостренность чувств. Высказывание мысли тревожат самого поэта («ходит тревожный»). Появляется некая антитеза: для одного человека, «звезды - плевочки», а для другого «звезды - жемчужины». Лирический герой страдает от одиночества, но не сдается. Отчаяние так велико, что герой «не перенесет беззвездную муку».
Идея всего стихотворения схожа с предыдущей идеей, каждому человеку нужна мечта, большая цель.
Еще один не однозначный стих В. Маяковского «Нате!». Уже само название режет слух, оно вызывает негодование творца, которого все принимают за раба. Лирический герой готов служить искусству, но не людям, глупо прожигающим жизнь.
«Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
А я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир».
Первая строфа окружение произведения представляет лирического героя. Людей поэт изображает в виде одного сплошного «обрюзгшего» жира. Эта метафора свидетельствует как раз об их излишней сытости, перешедшей в самодовольство и тупость. Поэт противопоставляет себя всему такому обществу, потому что суть творца - отнюдь не скопидомство, а душевная щедрость. Герой называет свои слова «бесценными» (эпитет) не из тщеславия. Просто искусство, поэзия - самое дорогое, что есть у него. Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они, видимо, поэтому в «шкатулках».
Он готов делиться своей поэзией, но она никому не нужна, как и культура тоже.
«Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста,
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей».
Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным. Метафора «Раковина вещей» очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность, превращающий людей в каких-то «моллюсков», лишенных внутренней формы и принимающих любое обличье.
«Все вы на бабочку поэтинного сердца
Взгромоздитесь, грязные, в колошах
и без колош.
Толпа озвереет, будет тереться,
Оценит ножки стоглавая вошь».
Эта строфа так же, как и первая, основана на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца», такой ранимой, нуждающейся в бережном отношении, мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Не люди, а «паразиты» окружают творца и отравляют его существование. Образ бабочки свидетельствует о чистой душе поэта.
«А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется - и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам
Я - бесценных слов мот и транжир»
Сложность заключается еще и в том, что в некоторых стихотворениях, тяжело определить в каком образе предстает Маяковский: «грубого гунна» или мечтающего и ранимого человека, с мольбой, о том, чтобы его услышали.
Таким образом, Маяковский выступает с одной стороны, как критик окружающего общества, как это показано в стихотворении «Нате!». С другой - как просящий о помощи в стихотворении «Послушайте!».
Оттого что страдания поэта так и не услышано обществом, данная тема отношений проявляется во многих стихотворениях других, более поздних периодах.
Заключение
Взаимосвязь субъекта и объекта не однозначна и не проста. В теоретической части раскрывалось понятие объекта и субъекта, а так же их отношения, в психологическом, литературоведческом и философском аспекте. При совокупности определений субъектно-объектных отношений в разных аспектах, стихотворения Маяковского, лирический герой раскрывается более подробно, и при различных ракурсах.
Маяковский, в течение всего творческого пути, пытался передать свои мысли общественности. Политическая жизнь стала поводом для написания призывающих к действию стихов.
Периодизация его творчества подсказывает нам, как развивался поэт, что его интересовало в то время, ведь многие стихотворения связаны с крупными датами (такими как японская война, революция и т.д.).
На первый взгляд может показаться, что Маяковский предстает в виде критикующего глашатая, но в § 2 показано проявления иного отношения Маяковского к собственным призывам.
И так, можно прийти к выводу, что лирический герой (лирический адресат, лирический персонаж) зачастую является голосом автора. Иногда, он является передающим идеи автора, которым в каких-то случаях стоит следовать, а в каких-то нет.
Маяковский, старался передать свои идеи и мысли. Голос Маяковского и лирического героя едины между собой. Как и поэт, так и его лирический герой страдают оттого, что остаются не понятыми и не услышанными.
Таким образом, с одной стороны - он может выступать в качестве «грубого гунна» критикующего общество, как показано во многих стихотворениях, в том числе и в «Нате!». С другой стороны, можно услышать его крик души о помощи.
Надежда на то, что не все люди глупо прожигают свою жизнь, живет в поэте. Эта надежда так же проявляется во многих стихотворениях В.В. Маяковского, к которым относится ранее разобранное стихотворение «Послушайте!».
Как уже было сказано, критикуя людей, окружающих его, он все же надеется найти того, кто сможет «сыграть на флейте водосточных труб».
Библиография
1. Волков А.А., Смирнова Л.А. «История русской литературы XX века», Москва, 1977.
2. Каргин Б. К 75 летию со дня рождения Маяковского, «От династии любящих» / Каргин Б. // «Комсомольская, правда» - Москва, 1968.
. Кассиль Л. «Маяковский сам. Очерк жизни и работы поэта», издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1960.
. Корман Б.О. «Лирика Н.А. Некрасова», Воронеж, 1964.
. Корман Б.О. «Изучение текста художественного произведения», Москва: «Просвещение», 1972.
. Краткий психологический словарь /Ред. - сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд. расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998.
. Круглова, Т.С. Специфика адресации в творчестве раннего Маяковского: поэтика лирических инвектив / Круглова Т.С. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - №3, 2011.
. Николюкин А.Н. «Литературная энциклопедия терминов и понятий», «Интевак», 2001.
. Тимина С.И. «Русская литература XX века», «Academia», 2011.
. Фадеева, И.В. Культурно-исторический контекст лирических поэм Маяковского вв.: автореферат дис. на соискании учен. степени кандидата фил. наук / Фадеева Ирина Валерьевна. - Астрахань, 2006.
. Хализев В.Е. «Теория литературы», Москва, «Высшая школа», 2002.