Рабочая программа кружка
«Хочу все знать»
Старшая (подготовительная группа)
Воспитатель:
Степанова Светлана Николаевна
д.Седякбаш
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа кружка « Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Программа « Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательный области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Отличительными особенностями программы кружка «Хочу все знать!» являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения
дошкольного образования.
2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.
3.Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценк у в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
· Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.
· Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.
· Расширять общий кругозор.
· Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- психологическая комфортность.
Формы и объем занятий:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).
Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательной программой по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ДО.
Объем: Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 68 часов и предполагает проведение 2 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.
2. «Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
Содержание программы кружка ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!» можно считать следующее:
· овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
· формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
· формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.
Образовательные результаты:
· Социально-коммуникативное развитие:
· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
· развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
· формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
· Познавательное развитие:
· развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
· формирование познавательных действий, становление сознания;
· развитие воображения и творческой активности;
· формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
1.В программе «Хочу все знать! » описаны требования к обучающимся.
К концу обучения дошкольники должны знать и уметь:
| ЗУН | Универсальные учебные действия |
| Игры и игрушки | |
| Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Взаимодействие с партнером. Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка. Познавательные УУД Умение строить речевое высказывание в устной форме. |
| Все для дома | |
| Обучающиеся должны знать: Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения. Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены. Обучающиеся должны уметь: Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания по уходу за растениями. | Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Анализ объектов; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений. |
| Школа | |
| Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Обучающиеся должны уметь: Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. | Познавательные УУД Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Анализ объектов Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли; Разрешение конфликтов. Взаимодействие с партнером. |
| Еда | |
| Обучающиеся должны знать: Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания. Основы правильного питания. Обучающиеся должны уметь: Различать полезные и вредные продукты. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений). | Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка. Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли; Разрешение конфликтов. Взаимодействие с партнером. Познавательные УУД Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Анализ объектов Установление причинно-следственных связей. |
| Одежда | |
| Обучающиеся должны знать: Происхождение некоторых предметов одежды. Историю их создания. Назначение профессии сапожника и модельера. Обучающиеся должны уметь: Характеризовать особенности русского костюма. Создать простейшую модель русского костюма. Наблюдать объекты. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. | Познавательные УУД Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Анализ объектов; Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Взаимодействие с партнером, коллективом. |
| Праздник | |
| Обучающиеся должны знать: Название праздников и обычаев. Обучающиеся должны уметь: Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике. Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику. Проводить работу в группе. | Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка. |
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
беседы, тесты, мини-проекты, конкурсы, выставки.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа.
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала за год обучения.
Ключ к результату усвоения материала:
Низкий уровень (70-80%) — 3 балла
Средний уровень (80-90%) — 4 балла Высокий уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: вначале педагог (или родители), затем им предлагается дневник самооценки «Мои достижения». Основными задачами его введения являются:
развитие познавательных интересов обучающихся
создание ситуации успеха для каждого ребенка
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
приобретение навыков саморефлексии
2. Перспективно - тематический план
| № п\п | Раздел/Тема | Всего |
| Игры и игрушки | ||
| Где появились куклы | ||
| Русский сувенир | ||
| История глиняной игрушки | ||
| Какой музыкальный инструмент был первым | ||
| Кто придумал мяч | ||
| Настольные игры | ||
| Подвижные игры | ||
| Виды театра | ||
| Все для дома | ||
| Свеча | ||
| Чайник | ||
| Ножницы | ||
| «Свет мой зеркальце…» | ||
| Кто изобрел расческу для волос | ||
| Гвозди | ||
| Столовые приборы | ||
| Дверь | ||
| Волшебные стеклышки (стекло) | ||
| Пенное, душистое мыло | ||
| Время не ждет! (часы) | ||
| Из чего построен дом? Глиняный кирпич | ||
| Скатерть-самобранка | ||
| Комнатные растения | ||
| Школа | ||
| Карандаш | ||
| История шариковой ручки | ||
| Кто изобрел бумагу | ||
| Когда появились первые книги | ||
| Как возникли библиотеки | ||
| Откуда пошли названия дней недели | ||
| Как люди начали добывать полезные ископаемые | ||
| У какой страны впервые появился флаг | ||
| Кто придумал первую карту | ||
| Кто автор микроскопа | ||
| Заключительное занятие по теме «Школа» | ||
| Еда | ||
| Хлеб | ||
| Как картофель попал в Россию | ||
| Кое-что из истории конфет | ||
| Откуда фрукты и овощи получили свое название | ||
| Секретное мороженое | ||
| Где прячутся витамины | ||
| Секрет каши | ||
| Из чего делают пряники | ||
| Шоколад | ||
| Итоговое занятие по теме «Еда» | ||
| Одежда | ||
| Одежда наших предков | ||
| Зачем нужны пуговицы | ||
| Откуда взялись шапки | ||
| Кто придумал обувь? Секреты башмаков | ||
| История русского сарафана | ||
| Чем украшают одежду | ||
| С каких пор применяют носовые платки | ||
| Юбки и брюки | ||
| Домик для пальчиков. Варежки | ||
| Что такое «мода» | ||
| Итоговое занятие по теме «Одежда» | ||
| Праздник | ||
| Первые украшения | ||
| Новогодние игрушки | ||
| Почему на Пасху красят яйца | ||
| История воздушных шариков | ||
| История фейерверков | ||
| Широкая масленица | ||
| Приглашаем к столу | ||
| Бал-маскарад | ||
| Волшебное Рождество | ||
| Ярмарка | ||
| Вкусные украшения | ||
| Семейные праздники | ||
| Конкурс Золушек и Рыцарей | ||
| Итоговое занятие | ||
| итого |
Содержание программы
| № п\п | Раздел\ Тема | Теория | Практические действия (примерные) |
| Игры и игрушки 8ч | |||
| Где появились куклы | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле | Вырезание бумажных кукол. | |
| Русский сувенир | Беседа «Что такое сувенир». Презентация «Особенности русского сувенира» | Изготовление тряпичных кукол | |
| История глиняной игрушки | Презентация «История глиняной игрушки» | Лепка игрушек из глины | |
| Какой музыкальный инструмент был первым | Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы | |
| Кто придумал мяч | Презентация «Мой веселый звонкий мяч» | Игры с мячом | |
| Настольные игры | Виды настольных игр Правила игры | Изготовление настольной игры | |
| Подвижные игры | Правила игры | Разучивание подвижных игр | |
| Настольный театр | Актеры и зрители | Оригами - игрушки Мини-спектакль | |
| Все для дома 14ч | |||
| Свеча | Беседа «Из чего изготовлена свеча» | Лепка из пластилина подсвечника | |
| Чайник | Презентация «Чайное утро» | Правила чаепития Сюжетно-ролевая игра | |
| Ножницы | Роль ножниц как инструмента в жизни человека | Вырезание фигурок из бумаги | |
| «Свет мой зеркальце…» | История создания зеркала. Какие бывают зеркала | Изготовление зеркала для куклы (из фольги) | |
| Кто изобрел расческу для волос | Какие бывают расчески Правила гигиены | Прическа для куклы | |
| Гвозди | Откуда гвоздь пришел в наш дом | Создание мини музея гвоздя «А у меня в кармане гвоздь…» | |
| Столовые приборы | Правила этикета | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем стол» | |
| Дверь | Понятие о дизайне Виды дверей | Дизайн двери для дворца | |
| Волшебные стеклышки (стекло) | Как люди создали стекло и его предназначение | Бусы из бисера | |
| Пенное, душистое мыло | История создания мыла Правила гигиены | Рисование упаковки для мыла | |
| Время не ждет! (часы) | Виды часов Как они устроены | Изготовление циферблата (работа в группах) | |
| Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Строительные материалы Процесс изготовления кирпича | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) (работа в группах) | |
| Скатерть-самобранка | Понятие о столовых принадлежностях | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | |
| Комнатные растения | Роль комнатного растения в жизни человека Презентация «Они с нами рядом» | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений Итоговый тест | |
| Школа 11ч | |||
| Карандаш | Заочное путешествие на карандашную фабрику | Рисование карандашами (тема любая) | |
| История шариковой ручки | Беседа «От пера до шариковой ручки…» | Поделки из сломанных ручек | |
| Кто изобрел бумагу | Презентация «Кто изобрел бумагу» | Аппликация из бумаги (тема любая) | |
| Когда появились первые книги | Презентация «Русский книгопечатник» | Изготовление книжки-малышки (работа в группах) | |
| Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку | Экскурсия в библиотеку | |
| Откуда пошли названия дней недели | Беседа «Откуда пошли названия дней недели» | Составление распорядка мероприятий на неделю | |
| Как люди начали добывать полезные ископаемые | Заочное путешествие в древний мир | Рассматривание коллекций полезных ископаемых | |
| У какой страны впервые появился флаг | Символы нашей страны | Рисование флага сказочной страны (работа в группах) | |
| Кто придумал первую карту | Роль карты в жизни человека Какие бывают карты | Сюжетно-ролевая игра «Найди клад» (по карте) | |
| Что такое микроскоп | Историческая справка | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой | |
| Заключительное занятие по теме «Школа» | Заполнение дневника самооценки | Выставка работ | |
| Еда 10ч | |||
| Хлеб | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Рисование различных видов хлеба | |
| Как картофель попал в Россию | Презентация «Второй хлеб» | Поделки из картофеля | |
| Кое-что из истории конфет | Историческая справка | Поделки из фантиков | |
| Откуда фрукты и овощи получили свое название | Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов приготовленная детьми | Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке) | |
| Секретное мороженое | История создания мороженого Заочная экскурсия на хладокомбинат | Составление рецепта мороженного (работа в группах) | |
| Где прячутся витамины | Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты» | Поделки из овощей | |
| Секрет каши | Каша-основа национальной русской кухни | Аппликация с использованием крупы | |
| Из чего делают пряники | Презентация «Из чего делают пряники» | Лепка пряников из соленого теста | |
| Шоколад | Полезные свойства шоколада | Рисование обертки шоколада | |
| Итоговое занятие по теме «Еда» | Итоговый тест | Выставка работ | |
| Одежда 11ч | |||
| Одежда наших предков | Русский народный костюм | Рисование «Одежда предков» | |
| Зачем нужны пуговицы | Беседа о видах пуговиц | Пришивание пуговицы | |
| Откуда взялись шапки | Историческая справка | Изготовление шапок (аппликация) | |
| Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Историческая справка Беседа о профессии сапожника | Рисование туфель (дизайн) | |
| История русского сарафана | Презентация «Русский наряд в изображении художников» | Рисование и вырезание сарафана для куклы | |
| Чем украшают одежду | Презентация «Чем украшают одежду» | Изготовление аксессуаров | |
| С каких пор применяют носовые платки | Информация из дополнительной литературы | Изготовление носового платка из ткани | |
| Юбки и брюки | История появления | Изготовление брюк (или юбки) для куклы | |
| Домик для пальчиков. Варежки | История появления варежек | Варежка-прихватка. Мини-проект | |
| Что такое «мода» | Что такое «мода» | Рисование модной одежды | |
| Итоговое занятие по теме «Одежда» | Итоговое занятие по теме «Одежда» | Заполнение дневника самооценки Выставка работ | |
| Праздник 14ч | |||
| Первые украшения | Украшение как деталь костюма | Бусы из бумаги | |
| Новогодние игрушки | Откуда пришла традиция украшения елки | Проект. «Сохраним елочку» | |
| Почему на Пасху красят яйца | Беседа о православном празднике | Роспись яйца | |
| История воздушных шариков | Информация из дополнительной литературы | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | |
| История фейерверков | Презентация «Фейерверк» | Аппликация «Салют» | |
| Широкая масленица | История появления праздника | Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект | |
| Приглашаем к столу | Презентация «Сервировка праздничного стола» | Сервировка праздничного стола | |
| Бал-маскарад | Раскрытие понятия «бал» | Изготовление маски | |
| Волшебное Рождество | Презентация «Волшебное Рождество» | Разучивание и исполнение частушек. | |
| Ярмарка | Ярмарка как традиция русского народа | Поделки из разных материалов | |
| Вкусные украшения | Как украшали елку в старину | Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка | |
| Семейные праздники | Какие бывают семейные праздники и как их отмечают. | Составление календаря семейных праздников (работа с родителями) | |
| Конкурс Золушек и Рыцарей | Правила этикета | Конкурс | |
| Итоговое занятие | Итоговый тест | Выставка работ |