Умственный и физический труд




Умственный и физический труд - две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек действует сознательно, предваряя практическую деятельность идеальным планом, являющимся ее целью. В первобытном обществе умственный и физический труд выступали в непосредственном единстве. Однако при низком уровне производительных сил возможность и необходимость их развития могли осуществляться только на основе разов-ления труда, в том числе и отделения умственного труда и физического труда. С возникновением частной собственности, классов и государства У. т. становится привилегией господствующего класса, в связи с чем оформляется противоположность умственного и физического труда. В разных общественно-экономических формациях эта противоположность носит различный характер. В рабовладельческом обществе, где всякий труд считался уделом рабов, эксплуататоры даже часть функций умственного труда старались переложить на них, готовя из них управляющих, врачей, артистов. В феодальном обществе противоположность умственного и физического труда в основном совпадает с классовым и маскируется сословным делением. Крестьянство обречено на физический труд, как низшее сословие, «черная кость», а умственный труд - это удел «благородных сословий» - дворянства и духовенства. В капиталистической формации умственный труд, в значительной степени становится профессиональным видом деятельности особой социальной группы людей - интеллигенции, используемой капиталом в качестве средства господства над физическим трудом. Деление буржуазного общества на работников умственного и физического труда и его основное классовое деление не совпадают, поскольку значительная часть интеллигенции живет за счет собственного труда и сближается по своему положению с рабочим классом и крестьянством. В условиях научно-технической революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе, выступая фактически как рабочие в «белых воротничках». В то же время появление новой сложной технологии требует формирования и нового рабочего, сочетающего в своей деятельности умственный и физический труд. Однако при капитализме противоположность между умственным и физическим трудом не может быть преодолена. Она устраняется на основе ликвидации частной собственности, эксплуататорских классов и формирования новой интеллигенции, при социализме еще остаются существенные различия между работниками по характеру труда, уровню культурно-технического развития. Окончательное преодоление этих различий сможет осуществиться только после полной победы коммунизма. Оно не будет означать ликвидации специфики различных видов деятельности, но перестанет быть средством пожизненного прикрепления различных индивидов лишь к одному профессиональному виду деятельности. Оба вида труда станут социально однородными, и каждый из них выступит элементом целостной деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в практических и теоретических делах общества становится первой жизненной потребностью.

 

Монотония (от греч. monos - один, единый и tonos - напряжение, ударение) - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания - и памяти, стереотипизацией действий - появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности - лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения.

 

Статья из журнала «Охрана труда в вопросах и ответах».

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ВЫСОКИХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ И СМЕННОМ РЕЖИМЕ ТРУДА

Физиологическими исследованиями показано, что значительные нервно-эмоциональные нагрузки в условиях сменного режима работы и удлиненных рабочих смен формируют такое функциональное состояние, которое можно расценивать как перенапряжение. Впервые для работников умственного труда установлены физиологические и биохимические характеристики этого состояния по основным параметрам. Показано, что физиологические особенности перенапряжения следует оценивать с точки зрения согласованности суточных ритмов, внутри- и межсистемных связей в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах, функциональных уровней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: