СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры теории и истории государства и права
Протокол № ______ от ______________
Зав. кафедрой _______к.ю.н., доцент Г.А. Иванцова
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «история политических и правовых учений»
специальность 021100 –юриспруденция 4 курс ОДО
Учебно-методический комплекс разработан: Учебных часов по плану:
к.и.н Алешин П.Н. всего 46,
в том числе
лекций 26
семинарских 20
консультаций 2
самостоятельная работа
студентов 40
экзамен 8 семестр
Стерлитамак 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Расчет часов по курсу «История политических и правовых учений»…3
2. Введение……………………………………………………………………4
3. Программа курса…………………………………………………………..4
4. План семинарских занятий……………………………………………....18
5. Вопросы для самоконтроля…………………………………………..….28
6. Контрольные тесты………………………………………………………44
7. Примерные вопросы к экзамену………………………………………...50
8. Рекомендуемая литература по всем темам……………………………..51
9. Интернет ресурсы………………………………………………………...52
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 021100 –ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
ОПД.Ф.02
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; политические и правовые учения Нового времени; теория естественного права; теория разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; либеральные политико-правовые доктрины; социалистические политико-правовые теории; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины:
Сформировать у студентов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера;
– обобщить опыт многих поколений известных мыслителей, юристов, философов, политических деятелей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства;
– ознакомить студентов с основными этапами развития политико-правовой мысли с учетом проблемно-теоретического характера учебного курса, начиная с политико-правовых учений Древнего Востока до государственно-правовых концепций XX в.;
– сформировать у студентов представление о соотношении теоретических положений политико-правовой науки и реально существующих юридических институтов;
– показать специфику истории политических и правовых учений как обще-профессиональной юридической дисциплины, которая рассматривает государственно-правовые проблемы только с позиций теоретических концепций, разработанных конкретными авторами или входящих в состав каких-либо методологических школ, сыгравших заметную роль в развитии политико-правовой мысли.
Задачи:
– ознакомить студентов с методологией изучения правовых явлений и методикой профессиональной оценки политико-правовых концепций;
– сформировать у них навыки самостоятельного анализа теоретических работ крупнейших представителей политико-правовой мысли для профессиональной ориентации в общемировых тенденциях и перспективах развития исследований в области государства, политики, законодательства, права;
– обучить студентов системному подходу к анализу развития любой научной дисциплины.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:
– системную периодизацию истории политических и правовых учений и основные направления развития политико-правовой теории в России и за рубежом;
– основные положения фундаментальных политико-правовых теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической и правовой мысли.
уметь:
– аналитически представить содержание важнейших политико-правовых концепций, оценить их роль и значение в развитии методологических подходов к формированию теоретической модели познания правовых явлений;
– проследить истоки возникновения и развития политико-правовой теории в ее взаимодействии с другими научными школами и направлениями;
– владеть понятийным аппаратом истории политических и правовых учений.
владеть:
– навыками комплексного подхода к оценке истории развития политико-правовых школ, научных направлений, отдельных теорий;
– самостоятельной постановкой локальной исследовательской политико-правовой проблемы;
– навыками работы с основными видами источников по истории политических и правовых учений.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА