Какое место занимала территория Донецкого края в процессе Великого переселения народов?




Вопросы и задания для работы с изученным материалом

1.Что такое Великое переселение народов? Каковы его последствия для Европы и для нашего края? 2. Назовите этапы Великого переселения народов. 3. Назовите основные причины Великого переселения народов? 4. Охарактеризуйте военную тактику гуннов

2.Нашествие аваров и булгар на территорию Приазовья. Аварский каганат. Великая Булгария. Булгарские памятники Приазовья

Распад гуннского кочевого союза начался после смерти в 453 году вождя гуннов Аттилы. Два сына Аттилы (Динцик и Ирнак) увели гуннов в низовья Дуная (часть орды с Ирнаком позже прошла назад через Приазовье в заволжские степи, растворясь в местных народах, таких как чуваши). На протяжении почти двух столетий по территории Северного Приазовья передвигались разные племена (акациры, сарагуры, уроги, оногуры, авары), распадались и образовывались племенные союзы. Наиболее значительными из таких объединений был союз кутургуров (VI — VII века). Захоронения кутургуров ориентировались головами на запад, черепа после смерти подлежали трепанации (в отличие от родственных оногуров, или утигуров, которые жили южнее и восточнее реки Дон). Длительное время оба народа враждовали (атака оногурского вождя Сандила и т. д.), так и не создав собственных мощных объединений, а в 559 году вождь кутургуров Зибер-хан даже совершил неудачную попытку завоевания Константинополя.

В 558 году в земли Приазовья, оттесняя кутургуров, вторглись авары (или вархониты — потомки угров и аланов Средней Азии), победившие до этого оногуров, залов и савиров. Авары, продвигаясь дальше на Дунай с 562 года, основали Аварский каганат (562 — 803 годы). Изобрели жёсткое седло, стремена и палашу (своеобразную саблю). Захоронение авар обнаружено на левом берегу реки Мокрые Ялы (ориентировка тела головой на запад, серьги с многогранными подвесками, железные пряжки на поясе, лепные горшочки и т. д.), а также у села Коминтерново — рельефное изображение мужчины в шлеме (?), внушительная стела. Закатом могущества аваров можно считать неудачный поход аваров, славян и персов на Константинополь в 626 году, после чего усиливаются освободительные движения среди кутургуров и оногуров (объединились против аваров в 633 году в союз племён во главе с вождём Кубратом — Великую Болгарию, или Оногурию). Позже здесь кочевали хазары, печенеги, торки, половцы. Именно хазарами была разрушена Великая Болгария, а остатки орды праболгар откочевали к 680 году на Дунай (под предводительством хана Аспаруха) и основав там Первое Болгарское царство. Орда же хана Батбая осталась в Приазовье и вошла в состав Хазарского каганата. Позже, в VII—VIII веках, часть болгар ушла на Волгу, создав там государство Волжская Болгария. Хазарами в середине VII века на юге Восточной Европы был образован Хазарский каганат, основным населением которого в Приазовье были всё же праболгары (тюркоязычные народы, кочевавшие в степях, платившие дань вместе с ранними славянскими племенами хазарам). Поселения праболгар салтовско-маяцкой культуры в Приазовье: в районе Зинцевой, Бузинной, Водяной, Безыменной балок, на территории современного Приморского парка Мариуполя (амфорная керамика, красноглиняная гончарная посуда, железные ножи, пряжки, украшения, оружие). К хазарскому времени относится военизированное укрепление, напоминающее замок, на левом берегу у устья Кальмиуса, которое было ограничено с юга валом. Небольшое сезонное стойбище времён Хазарского каганата обнаружено вблизи Ляпинской балки. Хазарское захоронение обнаружено также на территории современного стана «3000» ММК имени Ильича (захоронение хазарки с горшком и набором украшений, зеркалом и монетами) и у посёлка Песчаное (воин со стрелой, конём и точильным камнем).

В 1-й трети VIII века на Хазарский каганат напали арабы, а спустя приблизительно столетие возобновилось движение кочевых народов. С севера вторгались венгры (соседствовали ещё с гуннского периода, медленно перемещаясь с Южной Сибири на Урал — VIII век, а затем в степной зоне Дона и Хопра — начало IX века, а под натиском печенегов — в междуречье Днепра и Прута — конец IX века). Часть хазарской аристократии к этому времени приняла иудаизм. Постепенно слабея, Хазарский каганат просуществовал до середины X века. Завершили его разгром два удачных похода русского князя Святослава в 965 и 968 годах.

 

Зливкинский могильник – памятник мирового значения

Как наиболее характерный пример памятников древних булгар на территории Украины такого рода можно привести поселение и могильник у хутора Зливки. Ныне это местность между селом Диброва и поселком Ильичевка в Краснолиманском районе. Хутор Зливки получил широкую известность в науке с 1901 года, когда выдающийся русский археолог В.А. Городцов, проводя исследования в данном регионе, раскопал там первый праболгарский могильник, давший название зливкинской культуре древних болгар на территории Украины.

В открытых Городцовым языческих захоронениях, в изголовье, в ногах погребенных, была найдена ритуальная посуда и отдельные вещи. Аналогичные могильники, но уже в 1950-х – 1970-х годах раскапывались в Артемовском районе, в том числе и известным артемовским исследователем С.И. Татариновым.

В 1981 году по просьбе Болгарской академии наук С.А. Плетнева, крупнейший советский специалист по археологии средневековых евразийских кочевников, поручила донецким коллегам найти местонахождение знаменитого Зливкинского могильника, который после В.А. Городцова никто не исследовал.

Донецкие археологи повторно открыли этот могильник, благодаря сохранившимся чертежам, а также консультациям человека, стоявшего у истоков донецкой археологии – Т.А. Шаповалова.

 

Документы о гуннах

Аммиан Марцеллин «Римская история» «Племя гуннов… живет за Меотийским болотом и превосходит всякую меру дикости. При самом рождении на свет младенца ему глубоко прорезают щеки острым оружием для того, чтобы в будущем рост волос на лице притуплялся образующимися морщинами (так они и стареют – безобразными и безбородыми). Части тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, они имеют чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей. Они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной к вкусу человека пище; питаются они кореньями и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами, скоро нагревая парением… Они одеваются в одежды, сшитые из шкурок лесных мышей, которые раз одетые не снимаются, прежде чем не истлеют и сами не расползутся в лохмотья. Головы они прикрывают кривыми шапками, а ноги – козьими шкурами. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приученные переносить холод, голод и жажду… День и ночь проводят они на коне, занимаясь куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях. Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством кого-либо из своих старейшин, сокрушают все, что попадает на пути. Кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, рожают, кормят детей… Никто из них не может ответить на вопрос, где их родина. Особую заботу гунны проявляют о лошадях. Старики, дети и женщины находятся около кибиток и занимаются мирными, домашними делами, а мужчины и молодежь, привыкшие с раннего детства к верховой езде, считают позором для себя ходить пешком. Вооружены гунны мечом, тяжелым луком и арканом. Редко сходятся с 20 врагом врукопашную (и тогда они пользуются мечом), а обычно издали осыпают противника стрелами и стаскивают их с седла арканом на скаку. В перемирии они неверны и непостоянны; не имеют никакого понятия о чести и бесчестии; они уклончивы и темны в речах; никогда не связаны уважением к религии и пылают лишь неудержимой страстью к золоту…».

 

7.1.Определите отношение автора к гуннам. Какими личными качествами и чертами он наделил кочевников?

7.2.Выделите особенности традиционной культуры и повседневной жизни гуннов по плану: 1) внешний вид гуннов; 2) питание; 3) традиции и быт; 4) оружие и военная тактика; 5) общественная организация. 7.3.Сопоставьте текст данного документа с материалом параграфа и приведенным к нему иллюстративным материалом. Сделайте выводы.

 

8. Проанализируйте документ. Приск Панийский «Византийская история и деяния Аттилы в восьми книгах» «…Мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромы Аттилы, более видные, чем во всех других местах, построенные из брёвен и хорошо выструганных досок и окружённые деревянной оградой, опоясывавшей их не в видах безопасности, а для красоты. Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбой, а другие – из тёсаных и выскобленных до прямизны брёвен, вставленных в деревянные круги… …Поскольку дружина у них состоит из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь. Италийскую – от частого общения с Римом…. …Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшита светлой каймой, и белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук, с оборкою, похожею на кружева; девушки ходят с открытой головой, убирая волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста». 8.1. Выделите особенности в жизни гуннов во времена Аттилы. 8.2. Сравните описание историков Аммиана Марцеллина и Приска Панийского и ответьте на вопросы: изменилось ли отношение западных историков к гуннам?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: