Методические рекомендации
По преподаванию учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
В условиях реализации ФГОС среднего общего образования
Власова Оксана Владимировна,
кандидат биологических наук,
доцент кафедры предметных областей
КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ
В условиях перехода на ФГОС среднего общего образования преподаватель-организатор, учитель основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных организациях региона должен осуществлять преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1645; от 31.12.2015 г. №1578; 29.06.2017 г. №613);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249);
|
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
- Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2018 г.);
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 28.06.2016 г. Протокол № 2/16-з).
II. Обзор учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание учебного предмета «ОБЖ»
Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательной организации в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
|
Педагоги образовательных организаций должны планировать организацию образовательного процесса в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233; от 22.11.2019 г. № 632; от 18.05.2020 г. № 249).
Кроме того, организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в образовательном процессе приобретенные до вступления в силу Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 учебники из Федерального перечня учебников, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». К таким УМК можно отнести:
|
УМК по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 класс под редакцией С.В. Алексеева и др.) издательского центра «Вентана-граф». Учебник разработан на основе Конституции РФ, федеральных законов, других нормативно-правовых документов РФ в области безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
УМК под общей редакцией В.Н. Латчука издательства «Дрофа». В УМК входят рабочая программа, электронное приложение, рабочая тетрадь, тетрадь для оценки качества знаний, методическая поддержка.
УМК под общей редакцией А.Т. Смирнова издательства «Просвещение». В состав УМК входят: учебники, тетради, рабочая программа, методические рекомендации, поурочные разработки, тестовый контроль, серии пособий для обучающихся и учителей, в том числе на электронных носителях.
Отличительными особенностями учебно-методических комплексов, входящих в федеральный перечень учебников являются:
- наличие учебников на бумажных и электронных носителях, обеспечивающих комплексность и преемственность всех уровней образования;
- четкая функциональная направленность каждого компонента УМК на решение определенной педагогической задачи;
- единый методический, информационный и дизайнерский подход, учитывающий возрастные психофизиологические особенности школьников;
- наличие «навигационной» системы, обеспечивающей системность организации учебного процесса и удобство поиска информации;
- использование прогрессивных форм и способов подачи материала, основанных на современных информационных технологиях;
- доступность в использовании;
- интерактивность;
- ориентированность на практическую деятельность обучающихся;
- максимальный учет индивидуальных запросов и способностей каждого участника образовательного процесса.