Представление о родительстве - наглядный образ явления ро-дительства, возникающий на основе имеющегося у человека опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа является менее ярким и детализированным, чем восприятие этого образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщеное и схематизированное.
По своей сути представление о родительстве является фантазией, так как явления родительства в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и другое, а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.
В юношеских мечтах формируется образ желаемого родительства. У некоторых молодых людей этот образ возникает в контрасте с воспоминаниями о своем «тяжелом» детстве. У других, наоборот, на основе положительного примера своих родителей. Они помнят много приятных моментов из своего детства и оценивают его как самый счастливый период в своей жизни. Следовательно, они желают для своих детей такого же детства. У третьих - этот образ возникает преимущественно под влиянием социокультурных образцов. В любом случае мечты влияют в целостное представление о родительстве и являются мощным мотивирующим фактором. Можно рассмотреть представления об идеальном родителе на трех уровнях:
1) уровень общества — влияние общественных факторов на представление об идеальном родителе;
2) уровень собственной семьи — влияние семейных условий на представление об идеальном родителе;
3) индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностного фактора на представление об идеальном родителе.
Идеал отца и матери — составная часть идеала мужчины и женщины соответственно. Кроме этого, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей.
За счет того, что мамы проводят с детьми больше времени, чем отцы, и в большей степени занимаются воспитанием ребенка, у общества возникает соблазн обвинять именно мать, когда у ребенка возникают какие-то проблемы. Мать считается основной фигурой, влияющей на ребенка. Следовательно, складываются представления об идеальной матери: заботливой, любящей, ответственной, уделяющей ребенку много времени, сотрудничающей, альтруистичной, невластной и неагрессивной.
Идеал отца может быть очень противоречивым, включающим полярные качества. Часть представлений связана с традиционно инструментальной ролью отца-мужчины, часть - с серьезными изменениями социальных стереотипов.
В целом в обществе бытуют следующие представления об идеальном отце: успешный, обеспечивающий материальное благосостояние семьи, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный, имеющий авторитет и уважение ребенка. Хотя сегодня весьма распространен стереотип о том, что современные отцы слишком далеки от идеала. Их упрекают в слабости и некомпетентности.
Если посмотреть на идеалы отца и матери, то они оба обладают положительными чертами, которые можно объединить в одном человеке в зависимости от ситуации. Так, идеалы отца и матери становятся похожими, прорисовывается единый идеал гибкого родителя. Мы предполагаем, что в настоящее время существует тенденция к схождению идеалов родителей. Большинство исследователей полагают, что ребенку для успешной социализации необходимы два родителя при доминирующей роли матери.
Идеал матери у женщины из неполной семьи заимствуется из идеала матери и отца и будет противоречивым или гармоничным в зависимости от сочетания и степени выраженности качеств. Возможен «перекос идеала» в сторону преобладания «мужских качеств», так как часто одинокие матери считают, что не могут заменить ребенку отца или проявляют излишнюю мягкость и не справляются с воспитанием там, где бы справился мужчина.
Идеалом матери у женщин из неполной семьи, скорее всего, будет более успешная в глазах ребенка, обеспечивающая материально на высоком уровне, имеющая авторитет и уважение ребенка, властная, строгая, независимая, малоэмоциональная, сотрудничающая и зависимая; чем идеал матери у женщин, воспитывающих ребенка в полной семье. Образ включает противоположности или дополнения - независимая (внешне сильная) и зависимая (образующая симбиоз, получающая от ребенка поддержку).
Если первый ребенок выступает для родителей полем для «экспериментов», для поиска себя как родителя, то при воспитании второго ребенка они чувствуют себя более уверенно, используют имеющийся опыт воспитания и стараются учитывать и исправлять те ошибки, которые они допустили с первым ребенком. Родители второго ребенка имеют более сформированные представления о себе как о родителе, развитую родительскую сферу: родительские чувства, знания, умения и навыки по уходу, воспитанию и общению с ребенком, опыт, широкий «репертуар» внутриродительской роли.
Люди, воспитывающие второго ребенка, имеют другие представления об идеальном родителе, чем они же при воспитании первого ребенка. С одной стороны, кажется, что данные представления должны стать более реалистичными, так как при рождении первого ребенка человек имеет лишь иллюзорные представления о том, что такое родитель. С другой стороны, появившийся после первого ребенка некоторый негативный или неприятный опыт может деформировать прежний более гармоничный образ идеального родителя.
Таким образом, при сравнении представлений одних и тех же людей, воспитывающих сначала одного, потом второго ребенка, следует рассчитывать на значимые различия между ними. Что касается различий между двумя группами людей (с одним ребенком, с двумя детьми) мы вряд ли найдем различия: для одних, скорее всего, будет характерен большой разброс в том, каким должен быть идеальный родитель.
Следуя за утверждением Е. А. Климова, о том, что профессионалам разного типа свойственен различный образ мира и, возможно, различный идеал человека, мы предполагаем наличие у
людей разных типов профессии отличные друг от друга представлений об идеальном родителе.
Считается, что чем выше уровень образования человека, тем он дальше от стереотипов общества. Можно предположить, что люди с высшим образованием будут иметь более андрогинный и более разнообразный идеал родителя, чем люди со средним образованием, которые будут стремиться к традиционным идеалам.
Точка зрения ребенка на психологический климат в семье является отражением его родителей, их отношения к нему. Дети из семей с более благоприятным климатом будут иметь идеал родителя как сотрудничающего, альтруистичного, мягкого, гуманного, чем их сверстники из семей с менее благоприятным климатом.
Вероятно, человек с тем или иным стилем взаимодействия (кооперации или конкуренции) в образе идеального родителя будет стремиться избегать своих недостатков, но в то же время тип идеального родителя будет сходен с реальным типом межличностного взаимодейстивия родителя, причем представления об идеальном родителе будут сильнее отличаться между типами, чем внутри данных групп.
Семейно-обусловленное состояние — состояние человека, обусловленное взаимодействием человека с семьей, нахождением дома. То, как ощущает себя человек дома, в своей семье, может оказывать влияние на представление родителя о себе самом и на образ идеального родителя. Если человек неудовлетворен обстановкой в семье, отношениями с супругом(ой) или детьми, тревожен, напряжен, то, возможно, его идеал родителя станет более сотрудничающим, альтруистичным, доверяющим, менее агрессивным и властным.
В результате проведенного исследования с помощью проективной методики «Родительское сочинение» О. А. Карабановой, модифицированной методики Т. Лири («Я-реальный» и «Я-иде-альный» родитель), авторской методики «Представления об идеальном родителе» были выявлены следующие представления об идеальном родителе.
Идеальный родитель — уверенный в себе, может быть хорошим организатором, не отличается ранимостью и впечатлительностью, не имеет навязчивых страхов, умеет подавлять сопротивле-
ние, расположен к сотрудничеству с детьми и умеет устанавливать с ними партнерские отношения, ориентирован больше на детей, чем на себя, в меру зависимый от детей, не всегда умеет открыто выразить свои чувства, неагрессивен по отношению к детям, гибкий при решении проблем и конфликтных ситуаций, стремится помогать детям и стать другом, заслужить внимание и любовь, дорожит своими отношениями с детьми, добрый, мягкий, проявляет сострадание, ласку, умеет подбодрить и успокоить детей, способен жертвовать собой ради детей.
В целом усредненный образ идеального родителя можно охарактеризовать как более или менее гармоничный за исключением того, что он некритичен к детям, излишне доверчив, нереалистичен в суждениях и поступках по отношению к детям.
Идеальный родитель сочетает в себе как неконформные тенденции, независимость мнений, активность, так и полярные свойства — конформные тенденции, зависимость и пассивность (табл. 4).
![]() |
Проведенные исследования выявили следующие особенности в представлениях об идеальном родителе.
На макроуровне
• В целом испытуемые представляют себе позитивный образ идеального родителя.
• В представлениях о родительстве примерно в равной степени выражены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В аспекте чувств представления об идеальном родителе более реалистичны и позитивны, чем в плане знаний и мыслей.
• Испытуемые более единодушны в представлениях о том, что чувствует и делает идеальный родитель, чем в представлениях, что он думает.
• Идеальный родитель, по мнению людей, воспитывающих ребенка в полной семье, более агрессивный, застенчивый, зависимый, сотрудничающий и альтруистичный по сравнению с идеалом родителя людей, воспитывающих ребенка в неполной семье.
• Люди, воспитывающие одного ребенка, представляют себе идеального родителя более авторитарным, недоверчиво-скептическим и зависимым, чем люди, воспитывающие двух детей.
• Люди типа «человек - знак» представляют себе идеального родителя менее застенчиво-покорным и зависимым, чем люди «человек — техника»; менее независимо-доминирующим и недоверчиво-скептическим, чем люди «человек - человек».
• Люди со средним образованием представляют себе идеального родителя более властно-лидирующим, независимо-доминирующим и застенчиво-покорным, чем люди с высшим образованием.
На микроуровне
• Люди из семей с неблагоприятным психологическим климатом представляют себе идеального родителя более альтруистичным, чем люди из семей с очень неблагоприятным климатом; люди из семей с умеренно благоприятным психологическим климатом представляют себе идеального родителя более сотрудничающим и альтруистичным, чем люди с очень неблагоприятным психологическим климатом.
• Люди с независимо-доминирующим типом межличностных отношений представляют идеального родителя как зависимого.
• При увеличении общей неудовлетворенности семьей уменьшается недоверчивость и скептицизм в образе идеального родителя.
На индивидуальном уровне
• Люди властно-лидирующего типа представляют себе идеального родителя более независимо-доминирующим и сотрудничающим, чем люди альтруистического типа и более сотрудничающим, чем люди прямолинейно-агрессивного и зависимого типа, а также более независимым, чем люди застенчивого типа;
• Люди прямолинейно-агрессивного типа представляют себе идеального родителя более властно-лидирующим,1 независимо-доминирующим, более прямолинейно-агрессивным, зависимым, сотрудничающим и альтруистичным, чем люди застенчиво-покорного типа и более сотрудничающим, чем люди альтруистичного типа.
Идеальный родитель в представлениях сельских жителей должен быть советчиком и наставником для ребенка, уверенным в себе и независимым человеком, настойчивым в достижении цели. В то же время он отличается скромностью, нуждается в сотрудничестве с окружающими, стремится к нему сам и готов помогать и сопереживать детям. Образ «сельского идеального родителя» более демократичен.
Идеальный родитель в представлениях городских жителей характеризуется как настаивающий на своем, доминирующий, бескомпромиссный, берущий ответственность на себя, требующий доверия к себе, гиперсоциализированный, стремящийся к сотрудничеству с социумом. Образ «городского идеального родителя» более авторитарен.
![]() |
![]() |
Представление об образе идеального родителя сельских мужчин и женщин отличаются практически по всем параметрам. Анализ среднего арифметического, стандартного отклонения и разброса данных, а также сравнение этих показателей, позволили сделать заключение, что реальный тип межличностных отношений схож с идеальным как у мужчин, так и у женщин (табл. 5 — 6).
![]() |
Идеальный родитель в представлениях мужчин более властный, доминирующий, настойчивый и реалистичный, склонный полагаться только на свои силы и возможности, более уверенный в себе, с более развитым чувством ответственности по отношению к своим детям.
![]() |
Идеальный родитель в представлениях женщин более искренний, сочувствующий и сопереживающий, советующий и опекающий. Однако между идеалом и реальной практикой родительства как в городских, так и сельских семьях существуют расхождения (табл. 7 - 10).
Особенно существенны различия между реальным и желаемым показателям, характеризующим 3, 7, 8 октанты по тесту Т. Лири. Это означает, что реальные сельские родители отличаются от своих идеалов по уровню гиперсоциализированности, сотрудничества, конформизма, настойчивости в достижении целей.
Сельские матери, недовольные эффективностьюродительства, часто не достигают родительских целей, они больше нуждаются в помощи при реализации своих родительских функций, а сельские
отцы более реалистичны, скромны, гиперсоциализированы, чем их идеальные прототипы. В результате исследования было также установлено, что в ответах городских и сельских жителей (мужчин и женщин), примерно в равной степени выражены когнитивный и эмоциональный компоненты, при этом наблюдается незначительное преобладание эмоционального компонента над когнитивным. Из этого был сделан вывод: испытуемые представляют образ идеального родителя — знающего, чувствующего и делающего; в плане чувств представления об идеальном образе родителя более позитивны и реалистичны по сравнению с тем, что идеальный родитель знает и думает. Прослеживается тенденция сходных представлений представителей обоих полов о том, что чувствует и делает идеальный родитель. И несколько проблематично представление мужчин и женщин о том, что он думает (табл. 11-13).
![]() |
![]() |
При проведении сравнительного анализа восприятия роди-тельства городскими и сельскими жителями, было выявлено, что и сельская, и городская семья в числе родительских приоритетов называют: любовь к ребенку, нормативность семейного воспитания, родительскую ответственность и терпеливость. Сельские и городские родители полагают, что важными условиями эффективного родительства являются любовь и понимание детей, внимание к ребенку, хорошие детско—родительские взаимоотношения и родительская поддержка. Различия наблюдаются во взглядах родителей на родительский авторитет, использование наказаний. Сельские родители менее требовательны к себе и своим детям, чем городские (табл. 14).
![]() |
В представлениях образа идеального родителя среди сельских и городских жителей обнаружены тендерные различия.
В представлениях сельских мужчин, идеальный родитель выступает фигурой более авторитарной, стремящейся к большей строгости в воспитании детей, большое значение придающей материальной обеспеченности и защищенности своей семьи. Сельские женщины представляют идеального родителя следующим образом: более внимательный, заботливый, уделяющий много времени своим детям, придающий большое значение воспитанию детей.
Городские мужчины представляют образ идеального родителя более властным, авторитарным и агрессивным, придают большее значение строгости воспитания. Женщины в городе считают, что идеальный родитель должен быть более мягким, добросердечным, альтруистичным, уделять много времени и внимания своему ребенку, придавать больше значение не строгости, а правильности воспитания (табл. 15).
Представления молодежи о родительстве в первую очередь связаны с чувством ответственности, любви и заботы (в исследовании приняли участие студенты трех возрастных подгрупп (младшая, средняя и старшая) от 17 до 22 лет). Одновременно с этим молодые люди предполагают столкнуться с различными трудностями в процессе воспитания детей. Они полагают, что им понадобится терпение и воля, понимание, доверие и принятие. В тоже время родительство, в представлении многих, принесет радость, счастье и удовлетворенность.
В изучении представлений молодежи о родительстве нас также интересовали выделяемые приоритеты семейного воспитания и трудности предстоящего родительства.
![]() |
На основе анализа результатов методики «Незаконченное предложение» были сделаны следующие выводы:
• самое важное для родителей:
— быть строгим, но справедливым (73 %);
— быть любящим (71 %);
— понимать своего ребенка (63 %);
— быть внимательным к своему ребенку (58 %);
— уделять время своему ребенку (42 %);
• самое важное для детей:
— чтобы родители их понимали (87 %);
— уделяли им больше времени и внимания (77 %);
— чтобы между родителями (матерью и отцом) были хорошие взаимоотношения (54%);
— чтобы их любили (47%);
• в отношениях с детьми родителям нельзя:
— наказывать, бить ребенка (89 %);
— давить на ребенка (56 %);
— срываться на детях (44%);
— во всем потакать детям (38%);
— разрушать семью (35 %).
Отвечая на предложенные вопросы, студенты не выделяют такую важную проблему, как умение правильно воспитывать детей, педагогическую и психологическую готовность к родитель-ству. В ответах в основном отмечается только то, какими родители должны быть по отношению к детям. В них нет упоминания о том, какие личностные качества необходимо развивать в себе, как работать над собой, нужно ли вообще работать над собой, для того чтобы стать хорошим родителем. Это отражает узость представлений молодежи о родительстве, недостаточную психологическую готовность к нему.
Анализ результатов методики «Незаконченное предложение» показал, что молодые люди, принявшие участие в исследовании, слабо дифференцируют представления о родительстве вообще и представление о своем будущем родительстве. Оказалось, что для испытуемых роль абстрактного родителя и роль себя в роли родителя представляются практически тождественными.
Результаты использования двух вариантов методики Т. Лири позволяют отметить следующее: «Я-реальное» (по оценкам молодых людей) отличается от «Я» в роли родителя: значения по первому октанту в среднем увеличиваются на 3,6 балла, по третьему
- увеличиваются на 1,9, по четвертому октанту значения уменьшаются на 2,6, по пятому - уменьшаются на 1,3, по восьмому
- увеличиваются на 3,0 балла. Это означает, что молодые люди представляют себя в роли родителя более доминирующими, властными, авторитетными, требовательными, строгими, альтруистичными и менее подозрительными, критичными, сомневающимися, подчиняющимися и покорными. Подробнее данная информация представлена в табл. 16.
![]() |
Молодые люди с 17 до 22 лет считают, что родительство — это как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени, и считают, что необходимо быть готовым к нему. Они полагают, что им понадобятся такие качества, как терпение, воля, понимание, доверие и доброта. По их мнению, придется много заботиться о своих детях, испытывать финансовые затруднения и обеспечивать им хорошее будущее. Представители данной возрастной группы считают, что родительство потребует от них проявления любви, но и они в, свою очередь, будут получать ее от сво- \ их детей. В роли отца и матери молодые люди должны быть стро-
гими, но справедливыми, более авторитарными, агрессивными, альтруистичными и менее скептистичными и подчиняющимися. Хорошие отношения между родителями в семье по представлению молодых людей, также необходимы.
В результате исследования представлений молодежи о роди-тельстве мы можем выделить два обобщенных типа представлений о родительстве:
1) как трудном, сложном, тяжелом и требующем больших затрат сил, энергии, времени и финансов;
2) как приносящем радость, счастье, удовольствие и вызывающим интерес.
Разница в представлениях о родительстве молодежи разного возраста заключается в различной оценке значимости некоторых характеристик родительства. Старшая молодежь на первое место ставит радость, заботу, трудности и ответственность. Младшая — ответственность, любовь, понимание и заботу.
![]() |
Представления о родительстве юношей отличается от представлений о родительстве у девушек. В представлениях последних на первых местах фигурируют любовь, ответственность, внимание и трудности в воспитании детей. Также они говорят о большей альтруистичности родителя по сравнению с неродителем. Юноши предпочтение отдают проблемам обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета (табл. 17).
Исследование влияния личностных особенностей молодежи на представления о родительстве на основе методики «Незаконченное предложение» и двух вариантов методики Т. Лири позволило выделить три группы молодежи.
1. Молодые люди, которые оценивают родительство как процесс трудный и тяжелый (требует больших затрат времени и сил, связан с финансовыми проблемами и эмоциональным напряжением).
2. Вторая выборка составлялась из тех, кто оценивает родительство как приносящее радость и счастье (связано с переживанием положительных эмоций, вызывает интерес, дает ощущение счастья и смысла жизни).
3. Третья выборка включала молодых людей, у которых выраженность властно-лидирующего, непосредственного и альтруист-ского стилей межличностных отношений в «Я-реальном» достаточно сильно отличается от этих же стилей в «Я-родительском». Эти люди представляют, что в будущем родительство потребует от них изменений, указанных выше стилей межличностных отношений.
Следующей исследовательской задачей было соотнесение типов представлений о родительстве с личностными характеристиками студентов:
— гармоничность образа жизни;
— гармоничность базовых стремлений;
— гармоничность жизненных предназначений;
— экстраверсия;
— интроверсия;
— доверие здравому смыслу;
— доверие интуиции;
— руководство логикой;
— руководство эмоциями;
— рассудительность;
— импульсивность;
— властно-лидирующий стиль межличностных отношений;
— независимо-доминирующий стиль межличностных отношений;
— непосредственно-агрессивный стиль межличностных отношений;
— скептический стиль межличностных отношений;
— застенчиво-покорный стиль межличностных отношений;
— зависимый стиль межличностных отношений;
— сотрудничающий стиль межличностных отношений;
— альтруистичный стиль меж- личностных отношений.
Опираясь на результаты факторного анализа, можно заключить, что молодые люди, которые представляют родительство как сложный процесс, обладают следующими качествами (табл. 18):
— способны реально планировать свое будущее (на основе того, что они имеют гармоничный набор жизненных предназначений, склонны намечать промежуточные цели, планировать, принимать решения, основывать свои взгляды на реальности, доверять здравому смыслу, сомневаться и не доверять окружающим);
— склонны к разумному лидерству, так как проявляют властно—лидирующий и непосредственный стиль в межличностных отношениях, открыты для общения с людьми и стремятся к межличностному взаимодействию, в своем поведении опираются на логику;
— ранимы, так как их образ жизни негармоничен, в своей жизни они руководствуются эмоциями, предпочитают «думать сердцем», проявляют застенчиво-покорный стиль в межличностных отношениях.
![]() |
Таким образом, для молодых людей, представляющих роди-тельство как трудное и тяжелое, характерны четыре общих фактора: реальное планирование, разумное лидерство, социабильность и ранимость.
Рассмотрим результаты факторного анализа в выборке молодых людей, представляющих родительство как приносящее радость и счастье(табл. 19).
Опираясь на результаты факторного анализа, можно утверждать, что молодые люди, которые представляют родительство как приносящее радость и счастье, обладают следующими качествами:
— склонностью к коллективизму (поскольку у них выражена экстраверсия, они проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях, не стремятся лидировать и в отношениях опираются на эмоции);
— упрямством (так как эти люди импульсивны, склонны предчувствовать и доверять интуиции, стремятся к независимости и самостоятельности и негармоничны в своих стремлениях).
Молодые люди, представляющие родительство как приносящее радость и счастье, характеризуются такими общими качествами: коллективизмом, упрямством, альтруизмом, непоследовательностью мыслей и поведения.
Рассмотрим результаты факторного анализа выборки молодых людей, представляющих, что в будущем родительство потребует от них изменений в стилях межличностных отношений. Таким образом, социабильны (так как проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях, их стремления не противоречат друг другу, и они во взаимоотношениях опираются на интуицию) (табл. 20).
Опираясь на результаты факторного анализа, мы можем сказать, что молодые люди, которые представляют, что в будущем ро-дительство потребует от них изменений в стилях межличностных отношений, обладают следующими качествами:
— альтруизм (так как у них выражен альтруистический стиль в межличностных отношениях и гармоничность внутриличностных факторов осуществления жизненных предназначений);
— непоследовательность мыслей и поведения (так как эти люди не опираются на логику, импульсивны, проявляют скептический стиль в межличностных отношениях и у них сформирован негармоничный образ жизни);
— доминирование (так как они проявляют властно-лидирующий и непосредственно-агрессивный стиль в межличностных отношениях, экстравертированы и импульсивны);
— исполнительность (так как они проявляют застенчиво-покорный и альтруистический стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на чувства и эмоции);
— наивность (доверчивость) (так как они в межличностных отношениях проявляют доверие и склонны принимать все, что им говорят, руководствуются эмоциями и несклонны к рассудительности);
— негармоничность (так как им не свойственен гармоничный образ жизни, и их базовые стремления также не гармоничны);
— социальное прогнозирование (так как они проявляют сотрудничающий стиль в межличностных отношениях и опираются в своем поведении на интуицию).
Эти молодые люди характеризуются пятью общими факторами: доминирование, исполнительность, наивность (доверчивость), негармоничность и социальное прогнозирование.
Итак, молодые люди представляют родительство как трудный и ответственный процесс, который требует затрат времени и считают, что необходимо быть готовым к нему. Работа по изменению и корректировке существующих представлений об идеальном родителе должна строиться на осознании общественных стереотипов идеального отца и матери и трудностей родительства, мешающих получить удовлетворение родительскими функциями.
Так как не обнаружено существенных расхождений между типом межличностных отношений родителя и типом межличностных отношений в образе идеального родителя, можно предположить, что эти типы находятся в некоей взаимосвязи. Следовательно, работа по коррекции идеального образа может вестись через изменение реального доминирующего типа межличностных отношений и, наоборот, изменение реального типа может идти через коррекцию образа идеального родителя.
Зная зависимость представлений о родительстве от конкретных особенностей личности, можно корректировать и формировать положительный образ родительства, работая с этими особенностями.
Работу с людьми, имеющими одного и двух детей, как и работу с родителями, воспитывающими ребенка в полной и неполной семье, с людьми разного уровня образования, с различным типом межличностных отношений рекомендуется проводить по-разному, подбирая для данных групп свои методы.
Изменение в образе идеального родителя может вестись через решение проблемы семейной удовлетворенности. Помогая человеку стать более удовлетворенным в семье, мы сможем изменить образ идеала. И наоборот, меняя идеал, мы поможем человеку получать больше удовлетворения от семьи.
Работать над изменением образа идеального родителя можно через налаживание отношений родителя с ребеннком, изменение психологического климата в семье с точки зрения ребенка.
Необходимо повышать у родителей уровень развития когнитивного компонента, т. е. уровень знаний о родительских функциях, уровень осознания родителями родственной связи с детьми, осознание себя как родителя, осознание образа об идеальном родителе, осознание реального и идеального образа супруга(и) как родителя общего Ребенка, осознание реального и идеального образа ребенка.
3.2. Психологическая готовность к материнству
Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнста несовершеннолетних (С. О. Ка-шапова, 1999); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (А. И. Захаров, 1995; Г. В. Скобло, А. А. Северный, 1995; Г. В. Козловская, 1995 и др.); в филогенетическом аспекте (Г. Г. Филиппова, 1995 — 1999). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, разрабатываются методы, выявляющие отношение родителей к неродившемуся ребенку (Н. В. Боровикова, С. А. Федоренко, 1999), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (С. Н. Копыл, Л. Л. Баз, 1994; В. И. Брутман, С. Н. Ениколопов, 1995).
В зарубежной литературе выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка (Ю. И. Шмурак).
В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект — субъектная ориентация в отношении к еще неродившемуся ребенку. Она формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов и, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой — выступает как особое личностное образование.
Основными составляющими структуры психологической го- | товности к материнству являются:
• особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;
• переживания женщиной беременности, в том числе отношение к еще неродившемуся ребенку;
• ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем. О характере раннего коммуникативного опыта, полученного
будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить
по аффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе, своих привязанностях, родителях, их стиле воспитания. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по наличию предпочтения к детям того или иного возраста.
Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему мысленной или вербальной адресованное™, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения к ребенку. Здесь учитывается то, как она собирается ухаживать за ним, будет ли следовать строгому режиму, предлагать соску, т. е. ее стремление ориентироваться на потребности ребенка или руководствоваться собственными представлениями о необходимом ему.
По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству:
Низким уровнем готовности к материнству (23 % от всей выборки) чаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Матери скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ребенком, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонниками «строгого» воспитания. Также мамы чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
Высокий уровень наблюдался у 27 % испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности,
охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими—либо действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормление по потребности ребенка, чаще брать его на руки и т. п.). Все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.
Средний уровень соста