СЛАЙД 1
Вашему вниманию представляется работа на тему: «МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА БИБЛИОТЕКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГБУК РО «РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ»)»
СЛАЙД 2
Актуальность темы.
В современном мире изменились представления о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их месте на информационном рынке. Всё большее значение приобретает библиотека как информационная система и, соответственно, требуются новые управленческие решения с целью поддержания эффективности традиционных библиотечных систем и процессов.
Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий связывается с образованием на рубеже 80-90 годов ХХ столетия мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации. Утверждается система новых экономических отношений, требующая заново взглянуть на взаимодействие библиотеки и пользователя. В настоящее время процесс влияния маркетинга на библиотечную деятельность не носит систематического, целенаправленного характера. Можно утверждать, что маркетинг в управлении библиотеками используется недостаточно, причиной чему является консерватизм библиотекарей, их приверженность к старым методам работы.
По проблемам внедрения маркетинга в управление библиотекой существует достаточное количество литературы. Ведущими российскими авторами по этому вопросу являются М.Я. Дворкина, В.К. Клюев, И.М. Суслова, Е.М. Ястребова. Обсуждение темы происходит на конференциях, в периодической литературе, существуют разные, порой полярные мнения о возможности применения маркетинга в библиотечной деятельности.
Однако практическое внедрение маркетинга в библиотечную деятельность свидетельствует о том, что для библиотек он становится необходимым элементом их деятельности. Появление и бурное развитие сети Интернет, новых электронных носителей, привели к тому, что библиотеки вынуждены бороться за своих читателей: создавать новый комплекс услуг, который являлся бы привлекательным для пользователей, формировать собственные каналы доставки информации, решать вопросы продвижения библиотечных услуг, то есть заниматься маркетинговой деятельностью. Наиболее остро проблема привлечения и удержания читателей стоит перед небольшими библиотеками, финансирование которых значительно ниже, чем в крупных библиотеках, и, соответственно, комплектование фондов, внедрение и развитие новых информационных технологий замедлено. В данной ситуации только создание новых, желательных для читателей услуг может помочь библиотеке быть востребованной.
Сегодня выбор, перед которым стоят библиотеки, уже заключается не в том, внедрять маркетинг или нет, а в том, как это лучше сделать. Именно поэтому важным является проведение теоретико-прикладных исследований по использованию маркетинга в библиотеках и изучение его влияния на развитие библиотечных учреждений.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется необходимостью обоснования роли и значения маркетинговой среды в конкретной современной библиотеке.
Разработанность темы
Изучению маркетинговой среды библиотеки в настоящее время посвящено значительное количество исследований.
Маркетинг как современная технология управления библиотекой рассматривается в трудах И.Н. Басамыгиной, О.Ю. Гольдиной, В.К. Клюева, А.И. Ковалева, С.Д. Колегаевой, И.М. Сусловой и др.
Реклама и PR-акции в маркетинговой среде библиотеки представлены в работах Т.В. Артемьевой, А.Н. Ванеева, М.В. Даниловой, В.К. Клюева, Н.Е. Петушко, И.М. Сусловой и др.
Влиянию маркетинговой среды на имидж библиотеки посвящены исследования М.Н. Колесниковой, М.Ю. Матвеева, Н.А. Меренковой, Ю.В. Мешалкиной, Г.Б. Паршуковой и др.
СЛАЙД 3
Объект исследования – маркетинговая среда библиотеки.
Предмет исследования – особенности маркетинговой среды ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых».
СЛАЙД 4
Цель исследования – представить современное состояние маркетинговой среды ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых», ориентированной на удовлетворение настоящих и будущих документально-информационных потребностей пользователей.
СЛАЙД 5
Задачи исследования:
- определить понятие, сущность и значение маркетинговой среды библиотеки;
- рассмотреть структуру и задачи специализированной маркетинговой службы библиотеки;
- изучить организацию и методику маркетинговых исследований;
- представить общую характеристику библиотеки;
- проанализировать современное состояние маркетинговой среды учреждения;
- предложить направления совершенствования маркетинговой среды библиотеки.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, дана характеристика ее разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена понятию, значению и сущности маркетинговой среды библиотеки.
Во второй главе анализируется маркетинговая среда ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых».
В заключении произведена оценка полученных результатов исследования, позволивших сделать теоретические и практические выводы.
Приложение включает документацию ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых».
Исследования, проведенные в выпускной квалификационной работе, позволили сделать следующие основные выводы.
СЛАЙД 6
Исследования, проведенные в выпускной квалификационной работе, позволили сделать следующие основные выводы.
Маркетинговая среда библиотеки представляет собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами учреждения и влияющих на возможности руководства устанавливать и поддерживать с целевыми группами и другими структурами отношения успешного сотрудничества.
В российских библиотеках уже более 20 лет используется маркетинговый подход для реализации основных направлений и дополнительных аспектов повседневной деятельности. В контексте эффективного управления библиотекой маркетинговая ориентация позволяет проектировать основные аспекты ее развития в качестве информационного, образовательного и культурно-досугового центра, обеспечивает адаптацию библиотечного персонала к инновациям.
В то же время анализ отечественной библиотечной практики позволяет сделать вывод об отсутствии во многих библиотеках четкой концепции маркетинговой деятельности, единых организационно-управленческих подходов к созданию и функционированию в их структуре проблемно-ориентированных подразделений, что является реальным препятствием для эффективного использования маркетинговых технологий в библиотечных учреждениях.
Целенаправленное функционирование маркетинговых или иных проблемно-ориентированных специализированных служб позволяет библиотечному учреждению максимально реализовать современный хозяйственный механизм, полнее использовать коммуникативные возможности, активно выступать на профильном и смежных рынках с конкурентоспособными услугами и оригинальной интеллектуальной продукцией. Являясь мобильной концепцией управления, маркетинг дает возможность каждой отдельной библиотеке сделать необходимый выбор доступных направлений информационной деятельности, определить границы платного информационно-библиографического и иного обслуживания («нишу рынка») и конкретных потребителей информации – пользователей («сегментировать рынок»).
В маркетинговых исследованиях применительно к библиотекам заметное место занимает изучение конъюнктуры профильного рынка. С определенной долей допуска анализируется ценообразование и сбыт, замеряется рыночный потенциал и вычисляется рыночная доля библиотеки. Важно не только установить реальное состояние этих показателей, но и выработать кратко-, средне- и долгосрочный прогнозы развития конъюнктуры. Конъюнктурные исследования требуют научного подхода, объективности и целенаправленности, поэтому предполагают наличие многоуровневого описания библиотеки как целого – структуры с известным набором элементов и связей между ними, а также каждого элемента в отдельности.
СЛАЙД 7
ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых», состояние маркетинговой среды которой анализируется во второй главе исследования, является некоммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, Правилами пользования ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых».
Главное направление деятельности библиотеки - создание безбарьерной культурной среды общения людей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации, реабилитации и интеграции.
В 2014 г. в библиотеке было зарегистрировано 2463 пользователя, более 24 тысяч посещений, более 155 тысяч выдачи книг, журналов и т.д., проведено около 300 массовых мероприятий.
В фонде библиотеки хранится 96900 экз. изданий, в том числе издания специальных форматов: «говорящая» книга (аудиокассеты), литература рельефно-точечным шрифтом, плоскопечатная, плоскопечатная крупношрифтовая литература, электронные издания - CD-ROM, флэш-карты с криптозащитой.
СЛАЙДЫ7,8,9
Библиотека обслуживает инвалидов по зрению всех возрастных групп, членов их семей, инвалидов других категорий, заболевание которых препятствует пользованию общедоступными библиотеками и чтению печатных документов.
В библиотеке работает тифлостудия звукозаписи, где производится запись книг на электронных носителях. Приоритетным направлением в книгоиздательской деятельности является: издание произведений рязанских авторов, репродуцирование книг историко-краеведческого содержания, издание произведений незрячих авторов.
При областной специальной библиотеке для слепых функционирует Региональный методический центр по работе с инвалидами, который оказывает консультативно-методическую помощь учреждениям культуры Рязанской области в работе с инвалидами.
СЛАЙД 10
Анализируя современное состояние маркетинговой среды ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых», пришли к выводу, что в настоящее время библиотека укрепила свои позиции как центра просвещения и социокультурной реабилитации инвалидов, оказывающего непосредственное влияние на формирование культурной политики региона и на повышение качества духовно-культурной жизни незрячих и слабовидящих людей разных возрастных категорий. Вместе с тем, мы выявили недостатки маркетинговой среды, к которым относятся:
- библиотека не имеет web-сайта в сети Интернет;
- учреждение не создало «голосовой» чат в сети Интернет.
СЛАЙД 11
Выявленные недостатки маркетинговой среды ГБУК РО «Рязанская областная специальная библиотека для слепых», позволили определить направления ее совершенствования:
1) Создание web-сайта библиотеки. Сайт – перспективное средство для осуществления маркетинговых коммуникаций, способствующее информационной открытости библиотеки. Сайт позволит помещать объявления о будущих мероприятиях, выкладывать материалы к мероприятиям и о мероприятиях. Таким образом, привлекаются новые пользователи библиотеки.
2) Создание «голосового» чата библиотеки. Такое средство, как «голосовой чат», может стать инструментом, который поможет решить проблему продвижения чтения новыми, современными методами. В сети Интернет чат - это такая страница, где возможно в реальном времени общаться с посетителями из любой точки мира, на любую тему. «Голосовой чат для незрячих» - ещё одна эффективная, расширяющая информационные возможности инвалидов по зрению площадка для общения, на которой библиотека сможет продвигать свои услуги.
СЛАЙД 12 - Спасибо за внимание!