ГЛАВА 4 ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ




4.1. Родительская любовь как основа воспитания*

Родители являются первой социальной средой развития ре­бенка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его по­требностей, в том числе потребность в любви и привязанности.

Родительская любовь является движущей силой развития ре­бенка и способствует удовлетворению его витальных — жизненно важных потребностей (А. Адлер, 1999; Р. Берне, 1986; Дж. Боул-би, 1991; Д.В. Винникот, 1998; А. Лоуэн, 1998; В.А. Рамих, 1997; А.С. Спиваковская, 2000; 3. Фрейд, 1989; Э. Фромм, 2001; Э. Эрик-сон, 1996).

Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В родительской любви нуж­дается ребенок любого возраста, так как она обеспечивает наличие у него чувства безопасности, психологическую защищенность, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувствен­ного мира, учит любви, нравственному поведению, выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

А. Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родитель­ской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей при­суща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» лю­бовь ребенку, стремится стать для него опорой и, как следствие этого, ощущает собственную значимость. При невозможности удовлетворения потребности и в получении, и в реализации ро­дительской любви страдает сам человек, а также окружающие его люди.

* В данной главе использованы материалы диссертационного исследования Е. В. Милюковой, выполненного под нашим руководством (2004) [96].

В родительскую любовь включен творческий акт, элемент им­провизации. Родительская любовь индивидуальна, она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет определенной нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить ра­дость, удовлетворять все потребности ребенка.

Существуют психологические (А.Я. Варга, 1983; А. С. Спива-ковская, 2000; Л.Б. Шнейдер, 2000) и педагогические (В. А. Сухом-линский, 1988) трактовки понятия «родительская любовь».

А.С. Спиваковская (2000) определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержа­ния телесного и душевного здоровья [ 158].

Родительская любовьэто глубокое и осмысленное не раз чув­ство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, ви­деть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться прини­мать его таким, каков он есть (А.Я. Варга, 1983) [45].

Близким к понятию родительская любовь является термин «чадолюбие» (Л.Б. Шнейдер, 2000), которое рассматривается как результат усвоения человеком положительного отношения к де­тям; условно-рефлекторная реакция, привитая индивиду путем социальной тренировки. Бережное отношение к детям — элемен­тарная норма, воплощенная во взаимном уважении в семье, в за­боте о воспитании детей.

По мнению В.А. Сухомлинского (1988), родительская любовь - это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные по­требности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером.

Таким образом, родительская любовь выступает как часть воспитания, способствующая развитию человека как личности, полноценного члена общества, способного создать семью, как единицу той социальной общности, в которой он живет, этим под­держивая и развивая ее.

В научном знании существуют различные точки зрения на проблему сущности родительской любви. Исследователи рас­сматривают физический, эмоциональный, познавательный, дей­ственный аспекты родительской любви.

Родительскую любовь характеризует чувственность родителя по отношению к ребенку. Интенсивность отношений родительской любви, их глубина объясняются вовлечением родителя и ребен­ка в эти отношения, между ними наблюдается не только макси­мальный, всеобъемлющий психический контакт, но и физический контакт (Л.Я. Гозман, 2002; А. Лоуэн, 1989; Н.Н. Обозов, 2002).

Говоря о родительской любви, исследователи подчеркивают ее физический или чувственный аспект, в данном случае речь идет не о сексуальных чувствах, под чувственностью понимается возмож­ность наслаждаться теплом и нежностью младенческой кожи, не испытывая при этом сексуального возбуждения (К.Е. Изард, 2000; Меллен, 1981).

Родительскую любовь характеризуют эмоциональные прояв­ления. К.Е. Изард (2000) определяет сущность любви как паттерн эмоций и когнитивных процессов, то есть любовь включает в себя эмоциональный и мыслительный аспекты.

Важную роль в родительской любви играют эмоции: удоволь­ствие — радость, возбуждение — интерес. Кроме этого, в ней пред­ставлены и негативные эмоции: печаль, злость, огорчение, разо­чарование и другие (М. Аргайл, 2002; К.Е. Изард, 2000; А.Н. Сиза-нов, 1989; Л.Б. Шнейдер, 2000).

Для родительской любви характерно познавательное содер­жание. Так как родительская любовь носит личностный характер, нельзя говорить о наличии любви по отношению к ребенку, не имея определенного объема знаний о нем, не оценив предварительно его индивидуальные качества. Любить значит знать. Знание является одной из сторон любви, оно не остается поверхностным, а прони­кает в самую суть. Родительская любовь — это деятельностное про­никновение в ребенка, в котором родительская жажда познания утоляется путем соединения, в слиянии родитель познает ребенка и себя (К. Василев, 1982;Э. Фромм, 2002; Т. Шибутани, 1969).

В. Франкл (1990) говорит о когнитивной функции родитель­ской любви, которая заключается в способности понять человека в его сути, конкретности, уникальности и неповторимости, по­нять его ценность и необходимость. Следовательно, любовь не ослепляет, а делает человека зрячим. Любовь открывает уникаль­ные возможности любимого человека и видит его во всей непо­вторимости.

Знание своих личностных особенностей, как родителя, личност­ных особенностей ребенка, преодолевает иллюзорные, иррациональ­но искаженные образы себя и ребенка и родителя, и дает объективное знание. Любовь как деятельность направляется знанием.

Родительскую любовь характеризует наличие деятельностной озабоченности, заинтересованности в жизни и благополучии ре­бенка. Родительская любовь является действенной силой в роди­теле. Любить — значит, прежде всего, давать, а не получать. При этом, «давая» родитель проявляет свое могущество, ощущает свою силу, власть и богатство. Отдавать для родителя — само по себе радостно. Любить, значит заботиться, делать все, чтобы ребенку было хорошо и удобно, отвечать на его потребности ((М. Джеймс, 2002; А. Фромм, 1991; Э. Фромм, 2002).

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания, которое связано с противоречивым эмоциональным отражением предмета, явления, внутреннего состояния (в данном случае с об­разом ребенка) и выступает как непосредственная данность.

Переживание представляет субъективное отражение мира, взятого в отношении к субъекту с точки зрения предоставляемых миром возможностей удовлетворения актуальных потребностей субъекта. Переживание представляет собой наряду с внешней практической деятельностью особый тип деятельностных процес­сов, которые специфицируются своим продуктом. Это внутрен­няя работа родителя, в результате которой ему открываются новые жизненные возможности, он начинает думать по-новому о себе как о родителе, о смысле родительской любви и своем ребенке.

Согласно концепции личности В.М. Бехтерева (1905) лич­ность содержит в себе активное отношение к окружающему миру, основанное на переработке внешних воздействий. Таким обра­зом, родительская любовь рассматривается в качестве отношения, основанного на переработке внешних воздействий, которое про­является в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступ­ки) и является действенным способом выражения своих чувств (Л. Я. Гозман, 2002; Н. Л. Карпова, 1998; Н. Н. Обозов, 2002; А. Фромм, 1991). [46,122,162] Согласно В. Н. Мясищеву (1995), этот подход помогает объединить объективное с субъективным, внешнее с внутренним [104].

Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифициру­ется как феномен родительской любви (Э. Фромм, 2003), причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное от­ношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь.

Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие» (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, М. Сегелман), характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпа­тия-антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.

Родительская любовь определенным образом мотивирована. У каждого родителя выделяется доминирующий мотив любви к своему ребенку, который обусловливает ее смысл: от решения лич­ностных проблем за счет ребенка и компенсации собственных не­достатков до принятия ответственности за ребенка, продолжения себя в нем и самореализации.

Смысл родительской любви, с одной стороны, коренится в ти­пах отношений, существующих между определенными фрагмен­тами мира (родитель, ребенок), обладающими специфическими функциями и свойствами, а с другой стороны, коренится в субъекте, который сам испытывает потребность в таких взаимоотношениях с миром. Это отношение аффективно-интеллектуальное, отношение между тем, что человек делает и определенной формой осознанной или неосознанной потребности, намеренья, цели или чувства.

Как феномен, обладающий определенным смыслом, роди­тельская любовь имеет две характеристики (Д.А. Леонтьева, 1999):

/. Контекстуальность — родительская любовь проявляется и развивается в определенном социальном контексте (ситуация дет-ско-родительских отношений), с одной стороны, влияет на эту си­туацию, с другой стороны, сама подвержена изменениям и транс­формациям в ней.

2. Интенциональность - целевая направленность родительской любви, то есть родительская любовь имеет свое направление - на Ребенка.

Согласно В.В. Налимову (1989), смыслы делают человека ак­тивным, психологически здоровым, но если они не обновляются в соответствии с меняющейся ситуацией, то они могут играть не­гативную роль — угнетать, подавлять, догматизировать человека. Исходя из этого, родительская любовь (в том случае, если она предполагает творчество, импровизацию, соответствующую ме­няющимся условиям детско-родительских отношений) она будет играть положительную роль, в противном случае, она будет высту­пать источником конфликтности в отношениях.

Рассматривая родительскую любовь как высшее чувство, мы признаем, вслед за П.Я. Гальпериным (1976) и другими исследова­телями, отсутствие инстинктов у человека и признаем как развитие, так и формируемость родительской любви. Родительская любовь относится к разряду высших чувств человека и формируется в со­циальном контексте прижизненно. Родительская любовь форми­руется в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, в практике родительства. Как правило, любовь видоизменяется по мере взросления ребенка, родители учатся любви и на собственном родительском опыте. Эмпирические факты указывают на то, что родители по-разному любят своих детей разного пола и возраста.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преоб­ражаться, переходить из одного состояния в другое (Л.Я. Гозман, 2002). Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, при­сущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психоло­гические переживания.

Мы полагаем, что родительская любовь как психическая ре­альность обладает способностью к развитию, которое, согласно взглядам Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова (2000), включает ее становление, формирование и преобразование.

/. Становление — возникновение и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осущест­вленного и потенциально возможного.

2. Формирование — оформление, совершенствование роди­тельской любви. Это процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительностью (с ребенком), появление

социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

3. Преобразование — саморазвитие родительской любви. Пре­ображение - кардинальное преодоление сложившегося режи­ма родительской любви в соответствии с иерархией ценностей и смысла бытия родителя; акт творчества и импровизации.

Таким образом, мы рассматриваем родительскую любовь как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отноше­ние к нему, данное родителю в особого рода переживании кров­ного родства и продолжении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям в процессе осуществления родительства.

Используя теорию отношений В.Н. Мясищева (1995), в ро­дительской любви можно выделить следующие уровни развития [104]:

/. Перцептивный уровень. Характеризуется тем, что проис­ходит нарастание роли дистантных контактов с ребенком, фор­мируются «перцептивные крючки». Происходит сосредоточение первоначальных, положительных или отрицательных реакций на непосредственные внутренние (преимущественно для матери) и внешние (как для матери, так и для отца) контакты с ребенком. На основе этого происходит формирование психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком. В дальнейшем вос­приятие ребенка становится опытным источником отношений, в котором определяющим является эмоциональный компонент.

//. Эмоциональный уровень. Здесь повторные эмоционально по­ложительные и отрицательные реакции вызываются условно. Инте-грируясь речевым аппаратом, они выливаются прежде всего в отно­шениях любви, привязанности, боязни, торможения, вражды [104]. Исходя из этого, родительская любовь представляет собой некото­рую силу, потенциал, определяющий степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Здесь родительская любовь является энергетической силой развития как детско-роди­тельских отношений, так и личности ребенка и родителя.

///. Личностный уровень. На данном уровне непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сме­няются внутренними интеллектуально-волевыми. Данный уро-

вень включает позиции родителей, их ценностные ориентации. Здесь родительская любовь начинает регулироваться рациональ­ным началом.

Считаем, что выделенные уровни развития родительской люб­ви находятся в единстве. Перцептивный уровень выступает в ка­честве базиса родительской любви. Проявление и доминирование других уровней, в большей степени определяется ситуацией дет-ско-родительских отношений и развития ребенка, а также инди­видуальными особенностями родителя и ребенка.

В психологии и педагогике выделяют типы родительской люб­ви (А. С. Спиваковская, 1986; В. А. Сухомлинский, 1988).

А. С. Спиваковская (1986) описывает восемь типов родитель­ской любви на основании выделения отношений, составляющих родительскую любовь, таких как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Для родителя характерно теплое эмоциональное отношение к ребенку. Родитель принимает его личность, поведение, уделяет внимание интересам ребенка, уважает его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Формула вос­питания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением по­мочь ему в его проблемах. Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много време­ни для общения с ним».

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Для родителя характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом раз­витии ребенка. В результате родитель приходит к идее об исклю­чительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой как все, он не так хорош». Родитель предоставляет ребенку особые привилегии,

излишне опекает. Родитель внимателен к ребенку, его интересы сосредоточены на нем, но он не доверяет ребенку, не верит в его способности и возможности. Формула воспитания: «Хотя мой ре­бенок недостаточно умен и физически развит, но все равно - это мой ребенок и я его люблю».

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, боль­шая межличностная дистанция). Для родителя характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Не­благополучие ребенка, негласно, признается его правом. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он недостаточно хорошо ориентируется в душев­ном мире ребенка. Формула воспитания: «Нельзя винить моего ре­бенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличност­ная дистанция). Для родителя характерны попытки уменьшения общения с ребенком. Он старается не замечать присутствия ре­бенка, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в под­держке и помощи. Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Для родителя характерно игнорирование всего поло­жительного, что есть в ребенке, его достижений. Родитель пере­живает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Их общение наполнено понуканиями, назиданиями, одергивани­ем, требовательностью. Формула воспитания: «Я страдаю, муча­юсь оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям».

7. Преследование (антипатия, близость). Характерно при­сутствие твердой убежденности родителя в том, что его ребенок - законченный мерзавец и негодяй. Во всех поведенческих про­явлениях ребенка родитель, постоянно, видит его «злую волю». Родитель пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступает инициатором привлечения к воспитанию об­щественности, нередко склонен к вынесению излишне строгих

мер воздействия. Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!».

8. Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дис­танция) Характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении отноше­ний такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя про­сматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища». Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

В процессе развития ребенка, под воздействием изменений социальной ситуации изменяется и отношение родителя к ребен­ку, приобретая при этом черты того или иного типа родительской любви или их сочетания.

В.А. Сухомлинский (1988) выделяет разновидности уродли­вой родительской любви, это:

/. Любовь умиления. Это инстинктивная, неразумная любовь. Родитель радуется каждому шагу ребенка, не задумываясь, к каким последствиям он может привести. Любовь умиления «развращает» душу ребенка, так как он не знает меры своим желаниям. Ребенок не знает понятий «можно», «нельзя», «надо». В результате ребенок вырастает капризным, болезненным и эгоистичным.

2. Любовь деспотическая. Родитель постоянно упрекает ребен­ка, создавая при этом невыносимую обстановку. Все это родитель делает, как он говорит, только потому, что любит ребенка, желает ему добра, учит жить — чтобы был умнее и уважал родителей. Ре­зультат такой любви — у ребенка с малых лет извращается пред­ставление о добром начале в человеке, он перестает верить в чело­вечность и ожесточается.

З.Любовь откупа. Родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, выполняя тем самым свой родительский долг. Такая родительская любовь измеряется материальными за­тратами. При этом ребенка окружает атмосфера духовной пусто­ты и убожества. Ему становятся недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосер-

дие. В результате ребенок может вырасти эмоционально невеже­ственным человеком.

Теоретический анализ показывает, что понятием «родитель­ская любовь» обозначается сложная и многогранная психологи­ческая реальность, которая охватывает родителей и детей, их от­ношения, личностные позиции, эмоции, установки и многое дру­гое.

Родительская любовь дана родителю в качестве переживания и выступает как непосредственная данность. С другой стороны, ро­дительская любовь рассматривается в качестве отношения, осно­ванного на переработке внешних воздействий, которое проявля­ется в ряде объективных явлений (действия, реакции, поступки).

Сущность родительской любви составляют: чувственный, фи­зический, физиологический; эмоциональный; мыслительный, познавательный, когнитивный; действенный, деятельностный аспекты.

Мы рассматриваем родительскую любовь как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое через отношение к нему, данное родителю в особого рода переживании кровного родства и продол­жении себя в ребенке, ответственности за его судьбу и подвержен­ное динамическим изменениям в процессе осуществления роди-тельства.

Правомерно выделение природных, социальных и психологиче­ских детерминант ее развития.

1. Природные детерминанты развития родительской любви.

Поскольку родительская любовь, как любое психологиче­ское образование, имеет уровневое строение, то согласно теории системного подхода, правомерно выделение ее базового уровня. К данному уровню мы относим природные детерминанты развития родительской любви: органические потребности (внутренние по­буждения) родителя, телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие.

Органические потребности (внутренние побуждения). А. Г. Асмо-лов (1990) относит к органическим побуждениям индивида, имею­щим видотипический характер, побуждения голода, жажды, половое побуждение, выступающие как органические предпосылки осущест­вления деятельности.

В данном случае речь идет о половом побуждении и потреб­ности в продолжение рода (побуждение женщины к зачатию, вы­нашиванию, рождению ребенка и заботе о нем; потребность муж­чины в зачатии ребенка и заботе о жене и детях).

Телесный контакт и психофизиологическое взаимодействие между матерью и ребенком существует изначально с момента за­чатия ребенка, определяясь пренатальным периодом его развития. Между отцом и ребенком они появляются с момента рождения. Телесный контакт (пространственная близость) становится осно­вой для возникновения психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком, которое в последствии трансфор­мируется в эмоционально-чувственные отношения между ними в постнатальный период.

Психофизиологическое взаимодействие между родителем и ре­бенком: проприоцептивные и перцептивные ощущения матери, синхронизация физиологического ритма матери и ребенка, вза­имность, совместное изменение поведения, уравновешивание ма­тери и младенца, настроенность друг на друга, кинестетическая, тактильная, слуховая и зрительная стимуляция активности ребен­ка родителями.

М. И. Лисина (1986) считает, что в период новорожденное™ общения детей с окружающими не происходит, ребенок находится на стадии нормального аутизма. Этот этап является этапом физи­ческой адаптации и формирования потребности в общении.

Во многих социально-психологических концепциях влия­ние новорожденного ребенка как биологического организма на взрослого недооценивается. Однако система «родитель-ребенок» является взаимосвязанной и включает в себя двух и более человек, отличающихся по степени зрелости, но не по способности влиять друг на друга.

С современной точки зрения младенцы рассматриваются как активные, от рождения организованные, ищущие стимуляцию, в первую очередь социальную, направленные на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающиеся в процессе этого взаимодействия.

Среди явных сигналов готовности младенца к взаимодействию исследователи выделяют вокализации, улыбку, поворот головы в

сторону матери, взгляд в глаза, ровные циклические движения ко­нечностей. Сигналами, свидетельствующими о потребности мла­денца прервать взаимодействие, считают сжатие губ, гримасу на лице, отвод взгляда, хмурость во взгляде; хныканье, икоту; соеди­нение рук или поднесение их к голове (шее, горлу, уху), цепляние; напряженное вытягивание рук и ног.

Таким образом, младенец появляется на свет со значительны­ми сенсорно-перцептивными и моторными способностями и об­ладает широким набором сигналов, необходимых для взаимодей­ствия с близкими людьми.

Считается, что целью взаимодействия матери и ребенка яв­ляется получение удовольствия или достижение некоторого аф­фективно- положительного уровня внимания и возбуждения. Это основные потребности, которые удовлетворяются в их взаимо­действии и требуют постоянной взаимной регуляции поведения. От матери требуется частое изменение модальности, темпа, ин­тенсивности для достижения оптимального уровня стимуляции и коррекции младенца. Мать подстраивает свое поведение под по­ведение младенца для адекватной стимуляции и тем самым под­держания необходимого уровня его возбуждения. При оптималь­ном взаимодействии аффективное поведение и физиологический ритм матери и младенца синхронизируются.

Однако удовлетворение потребности ребенка в положитель­ных эмоциях и поддержании оптимального уровня возбуждения требует разной деятельности пре- и постнатально. Постоянство и общая интенсивность внутриутробной слуховой, тактильной, ве­стибулярной и проприоцептивной стимуляции несравнима с тем, что имеет ребенок после рождения.

Как указывает Г. Г. Филиппова (1999), несмотря на то, что уже пренатально у ребенка формируются потребностные состояния, после рождения условия изменяются так, что собственных воз­можностей их удовлетворения он не имеет, а может это сделать только с помощью взрослого. Этот этап развития заканчивается тем, что ребенок начинает воспринимать мать как объект, участву­ющий в удовлетворении его потребностей [170].

Согласно теории привязанности Дж. Боулби и М. Аинсворт (1958,1991), наличие фигуры привязанности в лице матери исензи-

тивности матери к сигналам младенца создают безопасную основу для последующего исследовательского поведения ребенка.

Целью поведения привязанности является уменьшение не­приятных ощущений посредством взаимодействия с фигурой при­вязанности. Фигура привязанности лучше утешает и успокаивает ребенка, в ее присутствии ребенок испытывает меньше страха и тому подобное.

Ключевым моментом в сенситивном взаимодействии с ре­бенком является способность родителя действовать в гармонии с сигналами и поведением ребенка. В связи с этим изменяется по­ведение матери.

Представитель поведенческой психологии Дж. Гевирц (1968) считает, что в качестве безусловных положительных подкрепле­ний, помимо стимулов, удовлетворяющих органические потреб­ности ребенка (в пище, воде, устранении неблагоприятной стиму­ляции — холода, влаги), могут выступать кинестетические стиму­лы, включающие контакт кожей и тепло; изменение среды в на­правлении новизны, сложности и разнообразия; тактильные, слу­ховые, зрительные и ольфакторные стимулы. В свете выдвинутых положений взаимодействие матери и ребенка есть набор стиму­лов, реакций и подкреплений. Такой стимуляционный комплекс, как любовь (внимание, материнская ласка и привязанность) при­обретает свое значение лишь в процессе научения, а младенец не имеет врожденной потребности в любви и родительской заботе. Чувство материнской любви возникает в процессе заботы и ухода за малышом, разнообразные реакции малыша — улыбка, смех, во­кализация - могут быть сильными подкрепляющими стимулами для родителей, вступающих с ним во взаимосвязь. Реакции плача младенца дискомфортны для взрослых вообще.

Р. Сире (1957) полагает, что с первых дней жизни оперантное поведение ребенка ограничивается в основном сосанием, ощупы­вающими движениями рта, рефлексами схватывания и сжимания, позами, которые помогают взрослому брать ребенка на руки и перемещать его. Постепенно репертуар поведения ребенка рас­ширяется.

Оперантное поведение матери направлено на достижение це­лого комплекса целей, связанных с уходом за ребенком. Кормле-

ние и купание, смазывание и согревание, прижимание к себе ре­бенка, ласки, прислушивание, восприятие его запаха и даже вку­са, ощущение прикосновений - таков далеко не полный перечень действий матери по отношению к ребенку.

В литературе используется ряд терминов для характеристики положительного взаимодействия между матерью и младенцем: синхронность, взаимность, совместное изменение поведения, уравновешивание матери и младенца, настроенность друг на дру­га. Цикличность, ритмичность и периодичность выделяются как основные характеристики поведения младенца, требующие изме­нения и подстраивания со стороны матери. Таким образом, взаи­модействие матери и младенца представляет собой сложный про­цесс взаимной адаптации и синхронизации.

Природные детерминанты формирования родительской люб­ви не являются абсолютным императивом. Они выступают как органические предпосылки реализации родительской любви и со­ставляют физиологическую основу ее формирования.

Дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало упо­требляться реже. Появились новые понятия для описания пове­дения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение, драйв и другие.

Современные отечественные психологи, ссылаясь на анализ фактов социального сиротства, придерживаются отрицательного мнения в отношении вопроса о роли инстинктов в развитии роди­тельской любви (И. В.Дубровина, И. С. Кон, И. В. Равич-Щербо). Однако, с точки зрения системного подхода, нельзя полностью отрицать влияние органических побуждений на способы осущест­вления поведения человека, в данном случае родителя.

Другая точка зрения на проблему развития родительской люб­ви свидетельствует о том, что природных законов, заставляющих человека иметь и любить детей не существует.

Иначе, если бы природный механизм действовал безотказно и постоянно, то каждое зачатие заканчивалось бы сохранением беременности, вынашиванием и рождением ребенка. Кроме это­го, родительская любовь у разных родителей может значительно различаться, существуют случаи открытого террора родителей по

отношению к своим детям (насилие, избиения, детоубийства), детские дома переполнены детьми-отказниками. Следовательно, ставится под сомнение тот факт, что родительская любовь детер­минирована исключительно природными причинами. Помимо природных, существуют социальные и психологические детерми­нанты, обуславливающие ее развитие.

2. Социальные детерминанты развития родительской любви. Не смотря на большую значимость природных детерминант, феномен родительской любви является результатом длительного историче­ского развития.

И.С. Кон (1987) отмечает, что как ни существенны филогене­тические предпосылки родительства, биология не объясняет спе­цифику родительского поведения, его мотивации и институцио-нализации у человека. Сравнительно-исторические данные убе­дительно показывают, что современные житейские представления на этот счет не являются универсальными и родительская любовь - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития. Родительские чувства отличаются большой пластичнос­тью. Они гораздо сильнее зависят от воспитания, чем от истин­ного предрасположения. Так, сила эмоциональной привязанности матери к ребенку зависит от того, был ли этот ребенок желанным или нет, насколько тесным и длительным является контакт с но­ворожденным; чем раньше и продолжительнее этот контакт, тем сильнее материнское чувство, когда инстинкт подкрепляется опы­том и привычкой. Это также верно и по отношению к отцам [75].

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В от­ечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают де­мографы (А. И. Антонов, 1980; В. А. Борисов, 1976; А. Г. Вишнев­ский, 1982; Л. Е.Дарский, 1979 и другие), причем широкое распро­странение приобрела идея о наличии у человека специфической «потребности в родительстве», «в отцовстве», «в материнстве» или просто «потребности в детях».

Но каково содержание этой потребности? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические причины: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работ­никами, а за дочерей взимался выкуп (калым).

С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. Потребность в детях является социально-психологическим свой­ством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность. Дети нужны для удовлетворения по­требности иметь объект альтруистической заботы и опеки, потреб­ности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы.

Человек как социальное, общественное существо по своей природе имеет своеобразную форму ориентировки — направлен­ность на психический облик другого человека. Потребность «ори­ентиров» в эмоциональном настрое или «перцептивных крючков» (М. Р. Битянова, 2001) является необходимой основой эмоцио­нального контакта. Под «перцептивными крючками» понимаем признаки, с помощью которых в той или иной культуре традици­онно транслируются психологические свойства и состояния. При их использовании совершается двухсторонний эмоциональный контакт, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чув­ствами. А.С. Спиваковская (2000) считает, что потребность в та­ком созвучном эмоциональном контакте испытывает каждый здо­ровый человек независимо от возраста, образования и ценностных ориентации [158].

Без учета культурно-символической стороны невозможно понять, как объективные потребности социума в определенном уровне рождаемости и воспроизводстве половозрастной структу­ры населения претворяются в мотивационные силы индивидуаль­ного поведения. Тот тип родительской любви, который считается универсальным, на самом деле продукт весьма специфических исторических условий. Родительское отношение к детям связано с общими ориентациями культуры и собственным прошлым опы­том родителей [80].

К социальным детерминантам формирования родительской любви относим социокультурное развитие общества, социальное и жизненное пространство личности родителя, опыт родительской любви, приобретенный человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: