Родительская позиция в интегральном взаимодействии позиций личности родителя




Анализ научной литературы показывает многоплановость трактовок понятия «позиция», что приводит к необходимости структурирования основных подходов к анализу и выделения не­скольких планов ее рассмотрения, а именно:

— позиции как основных жизненных отношений человека, регулирующих его отношения в жизнедеятельности, или жиз­ненной позиции. (К. А. Абульханова-Славская, В. Н. Мясищев, Н. И. Шевандрин);

— позиции как отношения человека к действительности в целом или к различным ее областям, или позиции личности (Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, С. А. Капустин, А. Ф. Копьев, Б. Д. Парыгин, В. А. Ядов и др.);

— позиции как положения в обществе, группе или социальной позиции (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.);

—позициикакместачеловекавнепосредственном взаимодейст­вии, в актуальной ситуации, или ролевой позиции (А. Л. Вен-гер, Н. Е. Веракса, А. Б. Добрович, Ю. М. Жуков, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровская и др.) [цит по 60].

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше видов позиций (рис. 15).

Самое важное для личности и общества из представленных по­нятий — жизненная позиция. Она связана с выбором предпочита­емых потребностей, способов их удовлетворения и обеспечивает установку на определенный вид жизнедеятельности. Занять ту или иную позицию - значит определиться в своем отношении к жизни в целом. Жизненная позиция состоит из следующих компонентов:

— жизненных смыслов или ключевых ценностей, отвечающих

* В данной главе использованы материалы диссертационного исследования С. С. Жигалина, выполненнонго под нашим руководством (2001 - 2003) [60].

на вопрос: во имя чего совершается деятельность;

— идеалов — стратегических образов должного, обусловливае­мых определенной картиной сущего;

— норм, приписывающих определенный способ деятельности. К. А. Абульханова-Славская (1984), раскрывая проблематику

субъекта жизненного пути, в его структуре выделяет жизненную позицию, жизненную линию, перспективы и смысл жизни. Под жизненной позицией она понимает те способы, с помощью ко­торых человек организовывает свою жизнь, осуществление субъ­ектом интеграла своего опыта, своих жизненных достижений (в том числе и профессиональных), гармонически соответствующих его притязаниям и реальным личностным (профессиональным) возможностям, способностям индивидуальности. Жизненная по­зиция является воплощением того, что сумел добиться данный че­ловек в жизни, а главное, как он этого добился. Позиция личности характеризуется соотношением (или преобладанием одной из тен­денций) — объективной необходимости в действиях и активности как инициативы личности [1].

Н. И. Шевандрин (1995) выделяет семь вариантов жизненных позиций, которые приносят успех или неудачу: идеализацию дей­ствительности, крушение надежд, вызов всему (неповиновение), уход от дел, осознание, решительность, убежденность [188].

Д. Н. Узнадзе (1997) рассматривал феномен жизненной по­зиции через возникновение установки, понимает как состояние готовности к определенному поведению. Условие возникновения установки — наличие потребностей субъекта, также ситуаций, а в которых она могла быть удовлетворена. Д. Н. Узнадзе выделил та­кие признаки установки, как подвижность, динамичность, целост­ность и свойство «исчезать» после реализации поведения. Наряду с первичной установкой он рассматривает так называемую фикси­рованную установку, обладающую вторичностью происхождения [167]. В работе «Установка и деятельность» А. Г. Асмолов предста­вил трехуровневую классификацию установок: смысловую, целе­вую и операциональную. Уровни различаются по функциональной нагрузке и охватывают все стороны поведения человека [16].

Как показало исследование Т. И. Пономаренко (1998), система установок может обладать фоновыми свойствами (установочная диспозиция, ресурсная установка) и носить актуальный характер взаимосвязи установки и стратегии поведения (актуальная уста­новка).

Актуальная (внешняя «моментальная») установка при постро­ении стратегии поведения выполняет формирующую функцию. Ресурсная (опирающаяся на имеющийся опыт успешной дея­тельности) способна изменить уже сформировавшуюся стратегию поведения за счет активизации внутреннего ресурса, повышения удельного веса фактора теоретического поведения, снижения эмо­циональной напряженности [128].

В психологии личности позиция личности рассматривается как отношение. По мнению ученых: В. Н. Мясищева, К. А. Абульха-новой-Славской, С. Л. Рубинштейна, позиция личности отражает характер отношений личности к деятельности, к людям, с которым она вступает во взаимоотношения по поводу этой деятельности, к самой себе [1,105, 141].

Исследователи выделяют три компонента позиции личности как субъекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Личностную позицию в рассматриваемом аспекте можно предста­вить как внутреннюю позицию личности, неадекватность которой по отношению к двум другим может порождать внешне конформ­ную, внутренне конформную и нонконформную позиции.

Понятие внутренней позиции было введено Л. И. Божович (1968) применительно к детскому возрасту, однако позднее многие исследователи указывали, что внутренняя позиция сохраняется в структуре личности на всем протяжении развития, обрастая новы­ми смыслами и наполняясь новым содержанием. Л. С. Выготский (1983) указывал, что действие внутренней позиции обнаруживает­ся привнесением интеллектуального момента, который вклинива­ется между переживанием и непосредственным поведением [49].

С позиции личности, по существу, начинается тот структур­ный пласт психики, который характеризует личность уже не в ка­честве объекта, а в качестве субъекта. Так, С. Л. Рубинштейн ха­рактеризует позицию личности как «определенные отношения к стоящим целям и задачам» [141]. Характеризуя позицию личности в целом как субъекта общественного поведения, Б. Г. Ана-

ньев определяет ее следующей компонентной системой:

• система отношений личности (к обществу в целом и общ­ностям, к которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе);

• система установок и мотивов, которыми личность руковод­ствуется в деятельности;

• совокупность целей и ценностей, на которые направлена де­ятельность личности [5].

По способу реагирования на средовые воздействия, степень зависимости от этих воздействий или сопротивления им и овла­дения ситуацией с помощью свойственных данному индивиду способов защиты Л. Н. Собчик (1997) выделяет следующие типы позиций личности, которые можно экстраполировать на роди­тельские позиции:

— женственная — мужественная, зрелая — инфантильная;

— ответственно-великодушная, недоверчиво-скептическая;

— зависимо-послушная, независимо-соперничающая;

— пессимистично-безответственная, оптимистично-уверен­ная;

— неустойчивая — ригидная;

— сотрудничающе-конвенциональная, прямолинейно-агрес­сивная.,,

В социальной психологии социальная позиция рассматривает­ся как синоним статуса. В частности, Г. М. Андреева (1994) опре­деляет ее как место индивида в системе групповой жизни. Б. Д. Парыгин (1971) характеризует позицию как отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей средой [120].

Согласно теории И. С. Кона (1988), социальное положение (позиция) индивида — это его место в определенной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель — профессиональ­ная позиция, отец — семейная), различающихся по своему значе­нию, определенности и другим признакам. Позиция индивида является производной «усвоенной», интернализованной роли че­ловека, что включает внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям [74].

Перейдем к анализу позиции как системы родительских уста­новок, ожиданий и отношений родителей к ребенку или роди­тельской позиции (Т. В. Архиреева, Р. Белл, Т. В. Брагина, Е. Е. Ромицина, А. С. Спиваковская, А. А. Чекалина, Е. Шеффер) [цит. по 60].

В клинически ориентированной литературе описана доста­точно обширная феноменология родительских позиций, а также их следствий: формирование индивидуальных особенностей ре­бенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Вы­деленные в этих исследованиях типы родительского воспитания характеризуют в основном неблагоприятные воспитательные воз­действия.

В отечественной и зарубежной психологической литерату­ре родительские позиции исследовались в аспекте их влияния на происхождение и развитие неврозов у детей. Подавляющее боль­шинство исследователей не рассматривают родительскую пози­цию в интегральном взаимодействии с другими позициями лично­сти. Имеющиеся научные знания о жизненной позиции, позиции

личности, социальной и ролевой позиции слабо отражены в пред­ставлениях о таком их частном виде, как родительские позиции. Новизна нашего подхода заключается в попытке объяснения осо­бенного с учетом имеющихся знаний об общем. На наш взгляд, совершенно очевидным является тот факт, что родительская по­зиция представляет собой частный случай социально-ролевой по­зиции (рис.16).

С одной стороны, родительская позиция — это социальная по­зиция, связанная со статусом человека, родившего (или усыновив­шего) и воспитывающего ребенка. Эта социальная позиция пред­писывает человеку определенный статус в общественной структу­ре, а именно — статус «детного»

семьянина. С другой стороны, родительская позиция — это ролевая позиция, которая определяет роль и место человека в опре­деленной социальной ситуации. Очевидно, речь идет о воспита­тельной ситуации, в которой он выполняет роль родителя — вос­питателя своих (или усыновленных) детей.

Кроме того, родительство представлено двумя сторонами: материнством и отцовством, поэтому в структуре родительской позиции как социально-ролевой позиции следует выделить ма-

теринскую и отцовскую позиции, которые представляют собой диалектическое единство, не являются, не могут и не должны являться абсолютно тождественными. Их своеобразие и необхо­димый баланс создает оптимальные условия для полноценного развития личности ребенка. Как видно из рис. 17, родительская позиция формируется под влиянием личностной, жизненной, со­циальной и других ролевых позиций.

В частности, личностная позиция как отношение личности к себе, другим, труду, жизни в целом обусловливает отношение к себе как родителю (отцу или матери), отношение к другим членам семьи, например к жене (мужу) и детям, сфере семейного труда, семейной жизни.

Статус как социальная позиция с определенной системой прав и обязанностей (психолог, руководитель организации, жена, муж, старший брат и др.) и роль как ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом влияют на социально-ролевую согласо­ванность и адекватность родителей (отца и матери) в семье.

Наконец, жизненная позиция личности как стратегия и спо­соб жизнедеятельности в целом охватывает и сферу родительства, детерминируя в том числе и родительские позиции. Родительская

позиция не только имеет индивидуальные различия, но и транс­формируется и изменяется у родителя в разные моменты его жиз­ни. Она определяется двумя основными факторами: когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью, внутрен­ней противоречивостью или гармоничностью, а также степенью устойчивости личности. При нарушениях устойчивости личности родительская позиция может отвергаться либо носить деструктив­ный характер.

Как социально-ролевая родительская позиция связана с ожиданиями предъявляемыми обществом в качестве одобряемых норм родительского поведения. Роль предполагает наличие у отца и матери соответствующих желаний, целей, убеждений, чувств, ценностей, установок, действий. И если роли отца и матери нарушаются, то родительская позиция также носит деструктивный характер.

С другой стороны, родительство (материнство и отцовство) является самоценным элементом развития личности, которое в свою очередь обогащает все другие его стороны. С этой точки зре­ния родительские позиции могут способствовать определенным изменениям в целостной системе позиций человека.

Исходя из того, что родительская позиция, безусловно, явля­ется своеобразной проекцией личностной, социальной и жизнен­ной позиций человека, многие исследователи считают правомер­ным составлять классификации родительских позиции по этим критериям.

Мы рассматриваем родительскую позицию как интегральное взаимодействие социальной, личностной, ролевой и воспитательной позиций отца или матери, как систему отношений родителя, кото­рая обусловливает тип родительского поведения и характер семей­ного воспитания.

Родительская позиция рассматривается нами в виде системы отношений родителя, функционирующих в динамическом един­стве. Эта система определяет направленность родительских уста­новок и мотивов, целей и ценностей, обусловливающих характер воспитательной практики в семье (подробнее см. 5.2). В качестве критериев общей классификации родительских позиций могут быть предложены следующие.

• Жизненные позиции родителей.

• Личностные позиции родителей.

• Социально-ролевые позиции родителей.

• Степень согласованности.

• Характер воздействия на ребенка.

• Время действия.

• Характер родительских установок.

• Тип родительских установок.

• Тип эмоционального отношения к ребенку.

• Прогностичность.

• Тип воспитательной практики.

• Изменяемость позиций.

• Воспитательная эффективность.

• Степень влияния родительских позиций на другие аспекты личности родителя.

В таком случае феноменология родительских позиций может быть представлена следующим образом (табл. 40).

Таблица 40



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: