Донецкий край в период правления первых Романовых.




Особенности заселения края в XVII ст. Возникновение первых постоянных населённых пунктов на территории края. Сооружение Изюмской и Торской оборонительных линий. Открытие донскими казаками Бахмутских соляных источников. Строительство новых городов (слобод) на степной окраине Российского государства. Основание Изюмского черкасского полка. Г.Донец. Формирование и особенности административно-политического устройства Слобожанщины.

1.Первые населённые пункты на территории Донецкого края (Тор, Маяцк, Райгородок) Если первыми постоянными жителями на территории Донецкого края были монахи Святогорского монастыря, то первыми населёнными пунктами стали города – Маяцк, Тор, Райгородок. Их особенность заключалась в том, что раз появившись на далёком русском пограничье, они уже не прекращали своего существования по сей день. Сегодня это село Мая́ки, город Славянск и посёлок городского типа Райгородок. Все они принадлежат Славянскому району и находятся на севере Донецкого края, в Подонцовье. Это были небольшие по размерам деревянные крепости, рассчитанные на гарнизон 150-300 человек. Гарнизоны этих крепостей и стали первыми первопоселенцами края. Русских служилых людей перевели из других городов на поселение со своими семьями. Стены небольших городов представляли собой острог с обламами. Это были вкопанные вертикально заострённые брёвна с боевой надстройкой, прикрывавшей защитников и позволявшей вести фронтальный огонь и поражать противника непосредственно у стены. Внутри крепостных стен находились, обычно, церковь, пороховой и оружейный склад, колодец, воеводская канцелярия и «осадные дворы» жителей. Жителям распределялись пахотные и сенокосные угодья в округе города, и в свободное от службы время они могли жить за городом. Во время опасности они должны были жить в городе, и защищать его во время вражеских атак или набегов. Поэтому их дома в черте города и назывались «осадными». В обычное время они следили за обстановкой в степях, охраняли соляные промыслы и подходы к ним, охраняли город, бывали на сторожах и предупреждали Белгород о продвижении противника. Строения этих городов, внутреннее устройство, управление ничем принципиально не отличались от других русских городов пограничья, которых в то время строилось множество.

Торские соляные промыслы, известные с начала ХVІІ в., набирали популярность. Соль ездили варить из многих уездов России и даже Речи Посполитой. Вываривали 2-3 недели и ехали обратно. Часто наведывались представители вольного казачества – донского и запорожского. О популярности промыслов среди русского населения упоминал ещё Поминко Котельников. Дьяки в приказах все чаще задумывались об охране промыслов и устройстве солеварен, которые бы работали на государственные нужды.

Для охраны соляных промыслов на Торских озёрах в 1663 г. был построен городок, ставший первым на территории Донецкого края после золотоордынской эпохи оседлым поселением – Маяцк. Он находился на Крымском, т.е. правом берегу р. Северский Донец и получил своё название от находящегося неподалёку Маяцкого озера. Так в нашем крае начала разворачиваться российская военноземледельческая колонизация. Колонизация – это процесс заселения и освоения новых территорий. Для пропитания населению необходимо было возделывать пашню, но, поскольку поселенцам грозила постоянная опасность – угон в рабство или смерть, то жили они, не расставаясь с оружием: с саблями и пищалями ходили на рыбную ловлю или пасеки в юртах, жили за крепостными стенами. Поэтому сам процесс освоения Поля в Донецком крае на протяжении ХVІІ – начале ХVІІІ вв. имел военно-земледельческий характер. Население по-прежнему занималось в юртах промыслами, и это было хорошим материальным дополнением к жалованью. В 1676 г. был построен Тор – городок, расположенный около соляных озёр, его название совпадало с названием протекающей рядом речушки и озёр. Его также называли Соляным. В 1684 г. построена третья крепость – Райгородок, второе название – Казачья Пристань. Именно в этом месте в наши дни была найдена фигурка святого Николая Ратного или Можайского, который считался покровителем городов и небесным защитником от любого недруга, и особенно от татар. Святой Николай Ратный изображался с поднятыми кверху руками: в одной из них он держал символическое изображение города, а в другой – обнаженный меч или саблю. Постоянное соседство со степью, суровый быт военных поселенцев, могли вызвать здесь почитание именно этого святого, борца с «неверными», защитника православия

Сооружение Изюмской и Торской оборонительных линий В 1672 г. началась война России с Турцией. Белгородская черта подвергалась усиленным нападениям. На одном из участков татары «проломили» земляной вал. Было сожжено много поселений. Много людей попало в рабство. Маяцкие жители часто сидели в осаде. Страдали и промысловики. Весной 1678 г. Разрядный приказ отдал распоряжение о начале строительства новой укрепленной линии к югу от Белгородской. Строительство было начато только в 1679 г. из-за вторжения турецкой армии, затем снова прервано из-за татарских набегов. Решено было для строительства использовать армию. Особое место в этой системе принадлежало г. Изюму. В 1680 г. укрепления Изюмской черты уже строились в районе Изюмского перелаза. В этом году в её сооружении принимали участие 50000 чел. Общее руководство осуществлялось Белгородскими воеводами, непосредственно руководил чугуевский воевода Григорий Косагов. В этом же году Изюмская черта стала реальностью. Длина линии составила 530 км. Весной – осенью следующего 1681 г. была построена Изюмская крепость на правом берегу Северского Донца. Григорий Косагов в донесении царю писал: «… русскими ратными с конными и пешими людьми из Чугуева ходил на Изюм и пришел в марте в четвёртый день и марта ж шестого числа на новой черте на Изюмском перелазе с крымской стороны р. Северского Донца в самом крепком и пристойном месте город делать почали». В 1681 г. ждали прихода татар, но его не было и армию использовали для завершения строительства Изюмской черты (1679-1681 гг.). В 1681 г. в городе Изюм поселилось 218 человек. В этом же году продолжался ремонт валов, рвов, засек. Города Царёв-Борисов, заселённый вторично, и Изюм вошли в состав Изюмской черты, города Тор и Маяцк остались вне её. Их положение ухудшилось. Этот район остался неприкрытым. Поэтому Изюмскую черту в 1684 г. продолжили на юг. Этот отрезок линии называют Торской чертой. 22 марта 1684 г. белгородскому воеводе А. Шеину поступила Царская грамота от царей Ивана и Петра, где было приказано казакам Харьковского и Ахтырского полков сделать фортификации через Черкасский лес и Голую Долину к верховьям Тора и далее вдоль правого берега Торца к реке Северский Донец. После этого началось строительство укреплений Торской черты: насыпан вал по берегу Тора, у мест переправы татар – вал и ров по обоим берегам реки. В Черкасском лесу сделали засеку. Через Теплинский лес и р. Каменку линия шла снова к Северскому Донцу. 29 ноября 1684 г. руководитель строительства Г. Донец получил благодарность.

Все эти мероприятия были далеко не лишними. В июне 1697 г. под Тор пришло большое турецко-татарское войско во главе с Муртазой Кафинским (правителем Кафы), в составе войска была и артиллерия. Турки и татары грабили всё, что видели, побили котлы, 450 человек увели в плен.

Торская линия обнаруживается на картах начала XVIII в. О ней содержатся сведения в описаниях путешественников конца XVIII в. Сохранились остатки земляных валов, которые местные старожилы называют «Турецким валом».

Открытие донскими казаками Бахмутских соляных источников.

Социально-экономическая жизнь первопоселенцев Донецкого региона во ІІ половине ХVІІ века В 1665 г. монахи Святогорского монастыря жаловались в челобитной: «Царева-Борисова и Маяцка городов жители по обе стороны монастыря завладели: рыбу ловят и лес секут, и сено косят, и им, строителю с братиею, от того стала теснота большая». Действительно, жители новых городков потеснили монахов в их юртах. В 1666 г. по распоряжению властей территория монастыря уменьшилась в пользу Маяцка и Царёва-Борисова, а вот жалованье монахам прибавили. Город Маяцк находился на берегу реки Северский Донец. Рядом был построен мост, который охранял гарнизон города, тут же брали пошлины с тех, кто проезжал по мосту с наваренной солью. У Маяцка переправлялись через Донец солевары и другие люди из южных русских городков, с «Московского» берега реки на «Крымский» и обратно. Дорога вела в Царёв-Борисов, Белгород и в Москву. «Московской» называлась одна из башен города. Донецкие городки административно подчинялись Белгородскому воеводе и входили в Белгородский разряд, а военное население – в Белгородский полк. После постройки Маяцкого города, в 1664 г. на Торе были построены казённые, т.е. государственные, солеварни. В мае воевода направил на Тор 230 человек работников и 88 стрельцов в качестве охраны промыслов. В течение летнего сезона они построили три варницы, в которых размещалось 40 котлов, на них выварили 5558 пудов соли. Из них 5158 пудов крестьяне Чугуевской волости доставили зимой в Белгород. Летом 1665 г. была составлена опись Торских соляных промыслов. Каждая из варниц представляла собой сарай 46 сажень в длину, а 3 – в ширину, покрытый 46 лубьем. Под сплошной стеной размещались печи, в которые были вмонтированы лубьем. Под сплошной стеной размещались печи, в которые были вмонтированы котлы. Около печей имелись корыта, садовницы и другой инвентарь для хранения и просушивания соли. За сезон 1665 г. в казенных варницах добыли 9331 пуд соли, из которых 7211 отправили в Белгород.

В Маяцке находилась воеводская канцелярия. Сюда свозили соль, которую варили на Торе для потребностей казны. Её отвозили в Белгород и она составляла часть жалованья гарнизона города и полка. Маячане и торяне занимались солеварением или привозом дров на Соляные озера. Сельское хозяйство на первых порах почти не развивалось, т.к. татарские нападения происходили ежегодно. Райгородок был построен рядом с бродом, у места впадения р. Казенный Торец в р. Северский Донец, с целью воспрепятствовать проникновению татар к Торским соляным озерам. Это было небольшое дерево-земляное укрепление, которое существовало до 1738 г. В результате эпидемии чумы крепость была сожжена, а её жители поселились неподалёку, на более высоком месте, исключавшем подтопление домов во время разлива Северского Донца. Расцвет жизни этого населенного пункта приходится на 20-30-е гг. XVIII в. Таким образом, важнейшим занятием местных жителей в ХVII в. оставалась промысловая деятельность. Промышляли рыбной ловлей, охотой, держали пасеки. Чутко следили за продвижением неприятеля и извещали о нем. Военное дело знали все. Службу несли все. Социальный состав первого населения – военные сословия: дети боярские, стрельцы, пушкари, казаки городовые. За службу имели наделы земли (поместья 47 и дачи) и угодья для промыслов – юрты. На Московском берегу р. Северский Донец располагались юрты донских казаков. Крупнейшим владельцем юртов оставался Святогорский монастырь.

 

Открытие донскими казаками Бахмутских соляных источников С юга продвигалась вверх по течению Северского Донца донская колонизация. Донские казаки известны среди жителей Царёва-Борисова обоих заселений. С 1683 года донские казаки Сухаревского юрта, жившие на Московском берегу Северского Донца, переходили на Крымский берег и варили соль на р. Бахмут. К ним с конца XVII в. стали присоединяться обитатели Тора, Изюма, Царёва-Борисова. До начала XVIII в. выварка шла эпизодично и кустарно. Для этого использовались тренога, казан, ведро. Сухаревцы в 1701 г. построили крепость Бахмут (современный Артёмовск). Городок находился в среднем течении реки Бахмут, которая впадает в Северский Донец со стороны Поля, т.е. степи. Юрты были первой формой заселения Донецкого края. Появившиеся города становились административными центрами для промысловиков-уходников и способствовали дальнейшему перерастанию сезонных жилищ в постоянные поселения. Торская черта и донецкие города (Маяцк, Тор, Райгородок) служили защитой для Торских соляных промыслов и населения окраин России.

2.Строительство новых городов (слобод) на степной окраине Российского государства. Основание Изюмского черкасского полка. Г.Донец. Формирование и особенности административно-политического устройства Слобожанщины.

2. Черкасы бежали с территории Речи Посполитой под защиту Белгородской черты. Обычно они поступали в распоряжение властей Белгородского разряда, но могли отправиться и дальше, вглубь России. Воеводы пограничных городов принимали беженцев и указывали им место будущего поселения. Местные власти запрашивали центр о том, куда лучше поселить черкас и выдавали им разрешение на строительство новых городов. Мигранты принимали присягу (целовали крест). Они принимали обязательство защищать границы Российского государства и подчиняться российским законам. В ответ поселенцы получали льготы и привилегии: не платить некоторое время налогов, разрешение заниматься промыслами, право на самоуправление. Поселение, наделённое особыми правами, называли слободой. Строить города переселенцам помогала русская армия – Белгородский полк. Дело в том, что для безопасности город должен быть укреплён мощной стеной из специальной конструкции брёвен, строительство валов и рвов также требовало больших усилий, кроме того, во время строительства могли напасть татары. Территория расселения черкасских мигрантов в районе Белгородской и Изюмской черт Так в короткий срок, с 1652 г. возникают города Сумы, Острогожск, Харьков, Ахтырка и ряд более мелких городков. В слободских поселениях жили «русские люди и черкасы», т.е. мигранты жили и служили рядом с местным населением. Поселения за счёт продолжавшейся миграции быстро росли. Через небольшое время на территории Белгородского разряда черкасам было разрешено создать слободские полки – новые вооруженные силы пограничья: Сумской, Острогожский, Харьковский, Ахтырский, позднее Изюмский. Каждый полк получал Жалованную грамоту на привилегии и владение землёй. Часть переселенцев-беженцев привлекла местность в Подонцовье, где имелись развалины крепости – Цареборисовское городище с остатками мощных укреплений. Так возник город Царёв-Борисов второго заселения. Новые черкасские города защитила Изюмская черта, которую также строили совместными усилиями. Черкасские полки приняли активное участие в строительстве Изюмской линии. Интересной страницей совместной истории русских людей и черкас было строительство Изюмской крепости. Весной 1681 г., воевода Г. Косагов и харьковский полковник Г. Донец приступили к строительству города Изюм на правом берегу Северского Донца. Г. Косагов сам, на свои деньги, построил одну из 23 башен города. Харьковский полковник Григорий Донец руководил слободскими казаками на стрительстве, он же призвал на поселение черкас своего полка. Изюм стал последним по времени, пятым полковым городом и центром Изюмского черкасского полка. Черкасскими полками руководили полковники, подчинявшиеся белгородскому воеводе. Полки делились на сотни. Черкасские полки с честью приняли участие во всех войнах России. Черкасские мигранты были поселены и в донецких городках. Черкасское население Маяцка, Тора и Райгородка со временем вошло в одноименные сотни Изюмского полка. Русское население подчинялось местным воеводам. Военные операции проводили совместно. Землю имели черезполосно. Жилища были рядом. Челобитные российским царям подписывали так: «русские люди и черкасы». 3. Выступление черкас в 1668 году В 1668 г. гетман Левобережной Гетманщины И. Брюховецкий стал, по выражению известного церковного историка Филарета (Гумилевского) «предпринимать разные злые меры противу московского войска и всей России, чем сердца народные преклонил к смятению». На Торских промыслах также произошли волнения. Города Тор ещё не существовало, Маяцк толькотолько был построен, и черкасских жителей в нём не было. Волнения произошли среди временно пребывавших на озёрах промысловиков черкасского происхождения и запорожцев. В документах того времени читаем: «Маяцкого приказного человека Василия Рибинина и подьячего Иону Пасина изменники черкасы на Торских озерах убили, и пошли те черкасы с Торских озер обозом, с Цареборисовскими чаркасы, к изменнику Ивашке Серку». И. Сирко. Фрагмент картины И.Репина И. Сирко был героем войн с турками и татарами, 15 раз избирался на Сечи атаманом, часто военные походы совершал совместно с русскими ратными людьми, но был в его биографии и такой кратковременный эпизод. Накануне черкасами были получены «прелестные воровские листы» от И. Брюховецкого. Русские маячане ушли в Чугуев, сам Маяцк был разорён и сожжен, но через несколько месяцев восстановлен и заселён заново. Харьков бунт не поддержал, а дал отпор. Пограбив слободские поселения, запорожцы вернулись в Чигирин. Это был один их многочисленных эпизодов Руины, мимоходом затронувший Донецкий край.

Устройство Слобожанщины

IV.Подведение итогов

1. В чём состояла опасность для донецких городов после строительства Изюмской черты? 3. С какой целью были построены города в междуречье Северского Донца и Тора? 4. Кто и когда открыл соляные источники на р. Бахмут? 5. Какую роль сыграли юрты в заселении Донецкого края? 6. Какие функции возлагались белгородским воеводой на Маяцкий городок? Как была устроена Слобожанщина?

V.Домашнее задание: прочитать конспект, знать даты и понятия

 

 

Изучаем документ

ОПИСАНИЕ ГОРОДКА МАЯЦКОГО.

1666 г. «Город Маяцк по указу великого государя построен… на Маяцком городище, на р. Донце, в прошлом 7171 годе. Острог ставлен дубовым лесом. Мерою всего острогу 185 сажен. В стенах две башни проезжие, 4 башни – глухих. По городовой стене построены обламы и катки. Около острогу ров в глубину полторы сажени, в ширину – тож. Наряду две пищали в станках и на колесах, к ним 245 ядер. В государевой казне, в зельном погребе, зарядочного пороху бочка, свинцу 2 свиньи, 92 мушкета с жаграми. А на вечном житье в том новом городке велено быть сведенцам с Валуйки и с Чугуева по 50 человек, с Салтова – 25, с Харькова – 11 человек. А те сведенцы строются дворами и на нарядах бывают в городе у проезжих ворот по 12 человек, переменяясь по суткам, да по глухим башням по 5 человек, переменясь по суткам. В городе построена соборная церковь во имя живоначальной Троицы с государственной казны в 7174 году… В городе построен казенный погреб с выходом трех саж. в дубовом лесу да съезжая изба в сосновом лесу. Да в городовой стене от Салтовской слободы построена 4-угольная проезжая башня. В той башне 4 моста, караульный чердак, крытый тесом, да по городу построены обламы, меж 4-х башен, в дубовом лесу, и бойницы и кровати, а на кроватех колья и каменья и на обламах поставлены дубоскаты. Да в городе ж построены 4 избы в сосновом лесу для зимового стоянья ратных людей. Да в городе же, на государевом дворе, где воеводы живут, построены 3 горницы в сосновом лесу, да ледник построен (на том леднику – анбар, крыт лубъем), да сарай построен, крыт лубъем. Около слобод крепости построены. От реки Донца до большого боераку и до лесу выкопан ров мерою 485 саж, в глубину ров один с четью саж., поперек тож. А на том рву, за Салтовскою слободою построена проезжая башня 4-х угольная для караулу в степь, к Торским озерам по дороге, в которых местах татаровья пригоняют; а на той башне караульный чердак, а в вышину та башня 10 сажен…».

1. Кто был поселен в городе? 2. Какие укрепления располагались вокруг города? 3. Что находилось внутри города? 4. Выпишите непонятные слова, составьте словарик старорусских понятий.

2.

Изучаем документ

ИЗ РЕЧИ УКРАИНСКОГО ШЛЯХТИЧА С ВОЛЫНИ ЛАВРЕНТИЯ ДЕРЕВИНСКОГО НА ВАРШАВСКОМ СЕЙМЕ

В 1620 г. «В крупных городах церкви запечатаны, церковные имения разрушены, в монастырях вместо монахов держат скот... Кто придерживается греческой веры и не перешел в унию, тот не может жить в городе... и быть принят в цех; не позволяется провожать по церковному обряду тело умершего жителя города и открыто приходить к больному с тайнами Божьими... Короче говоря: давно уже неслыханные притеснения терпит наш русский народ как в Короне (Польше), так и в Великом княжестве Литовском».

1. О каком виде гнета в речи Посполитой идет речь в документе? 2. Как относились поляки к православной вере?

 

ГРАМОТА ИЗ ПОСОЛЬСКОГО ПРИКАЗА ЯБЛОНОВСКОМУ ВОЕВОДЕ Б. РЕПИНУ О РАЗРЕШЕНИИ УКРАИНЦАМ ПЕРЕСЕЛЯТЬСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ И О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ ПОМОЩИ (17 июля 1651 г.)

«Известно нам стало, что поляки черкас побили, и черкасские лагеря распались, и черкасы все разошлись в разные стороны. И как к вам эта наша грамота придет, и как эти черкасы начнут приходить в наши украинные города на наше царское имя с женщинами и с детьми на вечное жительство человек по 20, и по 30, и по 50, и по 100, и по 200 и скажут, что они пришли в нашу страну с женщинами, и с детьми, и с братьями, и с племянниками на вечное жительство от преследования поляков, – то чтобы ты тех черкасов с женщинами и с детьми велел принимать...»

1. О каких событиях на территории Речи Посполитой идёт речь в документе? 2. Какие последствия по прогнозам Посольского приказа должны были повлечь эти события? 3. Как предписано поступать с беженцами?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: