/. Биологический (инстинктивный) компонент. Это природный базис, предполагающий наличие у человека имманентной, биологически обусловленной способности любить своего ребенка.
Психологическая составляющая.
//. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием —неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью — астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно —аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родитель-
ской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком, еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком
///. Когнитивный компонент (рациональный). Включает представления (когнитивные репрезентации) о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления — способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности ребенка.
|
3. Социальная составляющая.
IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.
Методика «Родительская любовь»
Цель: выявление родительских представлений о родительской любви (реальной и идеальной).
Инструкция: «Перед Вами список утверждений, характеризующий родительскую любовь. На шкале оценок отметьте Ваши представления об идеальной родительской любви, а затем на идентичном бланке — о той любви, которую вы проявляете по отношению к своему ребенку. Сравните Ваши ответы и сформулируйте задачи самосовершенствования себя как родителя».
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ответственная | Безответственная | |||||||
Доверяющая | Подозревающая | |||||||
Внимательная | Невнимательная | |||||||
Симбиотическая | Самодостаточная | |||||||
Принимающая | Отвергающая | |||||||
Бессознательная | Сознательная | |||||||
Уважающая | Неуважающая | |||||||
Искренняя | Демонстративная | |||||||
Понимающая | Непонимающая | |||||||
Глупая | Умная | |||||||
Альтруистическая | Эгоистическая | |||||||
Рефлексивная | Рациональная | |||||||
Бескорыстная | Корыстная | |||||||
Инстинктивная | Сознательно-формирующая | |||||||
Хорошая | Плохая | |||||||
Созерцательная | Деятельная | |||||||
Необходимая | Бесполезная | |||||||
Преходящая | Вечная | |||||||
Снисходительная | Сверхтребовательная | |||||||
Просящая | Приказывающая | |||||||
Покладистая | Жестокая | |||||||
Чадолюбивая | Человеколюбивая | |||||||
Гибкая | Консервативная | |||||||
Контролирующая | Предоставляющая свободу | |||||||
Возвышающая | Унижающая | |||||||
Стимулирующая | Подавляющая | |||||||
Эмоциональная | Рациональная | |||||||
Обусловлено-нежная | Абсолютно-нежная | |||||||
Потворствующая | Игнорирующая | |||||||
Труд | Отдых | |||||||
Терпеливая | Несдержанная | |||||||
Поощрение | наказание | |||||||
Теплая | Сдержанно-холодная | |||||||
Пассивная | Активная | |||||||
Заботливая | Безразличная | |||||||
Эпизодическая | Постоянная |
Воодушевляющая | Устрашающая | |||||||
Добрая | Злая | |||||||
Мягкая | Черствая | |||||||
Приземленная | Возвышенная | |||||||
Жертвенная | Жадная | |||||||
Тревожная | Безмятежная | |||||||
Веселая | Грустная | |||||||
Восторженная | Унылая | |||||||
Нежная | Грубая | |||||||
Раздражительная | Невозмутимая | |||||||
Удовлетворяющая | Лишающая | |||||||
Собственническая | Безусловная | |||||||
Оптимистическая | Пессимистическая | |||||||
Всепрощающая | Злопамятная | |||||||
Счастливая | Несчастная | |||||||
Слабая | Сильная | |||||||
Приятная | Неприятная | |||||||
Взволнованная | Спокойная |
Г. Методика диагностики потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
|