Составление общей диагностики системы.
Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.
Проведение педагогических консилиумов на основании диагностики.
АНКЕТА РОДИТЕЛЯ
Ф. И. О. ученика
класс
Что в характере Вашего ребенка Вас радует, вызывает удовлетворенность? Чем бы Вы могли поделиться с другими родителями?
Подчеркните соответствующее:
A. 1 — хорошие способности к учению;
2 — хорошая работоспособность на уроке;
3 — хорошая память, внимание;
Б. 4 — сильная воля, уверенность в себе;
5 - дисциплинированность, вежливость, послушание;
6 - умение всегда быть в хорошем настроении;
7 — доброта, чуткость, внимание к людям;
8 - умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;
B. 9 — умение вести себя в обществе;
10 - отсутствие мстительности, злопамятности;
11 - умение трудиться, трудолюбие;
12 - скромность, застенчивость.
Что в характере Вашего ребенка вас огорчает? В чем ему необходима помощь? В чем вы затрудняетесь ему помочь?
A. 1 — слабые способности к учению;
2 — низкая работоспособность на уроке;
3 — плохая память, внимание;
Б. 4 - недисциплинированность, грубость, непослушание;
5 — слабая воля, неуверенность в себе;
6 - неумение держать хорошее настроение;
7 - озлобленность, жестокость, невнимание к людям;
8 - неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;
B. 9 — неумение вести себя в обществе;
10 — злопамятность, мстительность;
11 - неумение трудиться;
12 - излишняя скромность, застенчивость.
Диагностическая карта родителей
№ п/п | Ф.И.О. | Номер проблемы Блок «А» Блок «Б» Блок «В» 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Ключевые проблемы (расшифровка) |
Приведенные в таблице общие данные по классу представляют следующие данные: в чем затрудняется большинство родителей, и какие проблемы испытывают их дети. На основе опросов родителей, сформулированных в виде проблем ребенка во второй части опросника, можно планировать групповую и индивидуальную работу с семьей. Есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих помощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся позитивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.
Г. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей
Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, искать на причины указанных нарушений.
Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (А. А. Бода-лев, В. В. Столин, 1989):
• первое (теоретическое) причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно
протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;
• второе (практическое) заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.
В ходе первичной диагностики, которая является непродолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: Может ли он сам оказать помощь семье? Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? Кто в семье нуждается в его помощи? Каков характер этой помощи?
Далее он должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).
Общение с родителями, наблюдение за их поведением могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу — проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе.
Таким образом, диагностика родительства должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке, она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания и обязана следовать определенной схеме. Психодиагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке.
.