Послеигровая деятельность




Составление общей диагностики системы.

Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.

Проведение педагогических консилиумов на основании диа­гностики.

АНКЕТА РОДИТЕЛЯ

Ф. И. О. ученика

класс

Что в характере Вашего ребенка Вас радует, вызывает удовлет­воренность? Чем бы Вы могли поделиться с другими родителя­ми?

Подчеркните соответствующее:

A. 1 — хорошие способности к учению;

2 — хорошая работоспособность на уроке;

3 — хорошая память, внимание;

Б. 4 — сильная воля, уверенность в себе;

5 - дисциплинированность, вежливость, послушание;

6 - умение всегда быть в хорошем настроении;

7 — доброта, чуткость, внимание к людям;

8 - умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;

B. 9 — умение вести себя в обществе;

10 - отсутствие мстительности, злопамятности;

11 - умение трудиться, трудолюбие;

12 - скромность, застенчивость.

Что в характере Вашего ребенка вас огорчает? В чем ему необ­ходима помощь? В чем вы затрудняетесь ему помочь?

A. 1 — слабые способности к учению;

2 — низкая работоспособность на уроке;

3 — плохая память, внимание;

Б. 4 - недисциплинированность, грубость, непослушание;

5 — слабая воля, неуверенность в себе;

6 - неумение держать хорошее настроение;

7 - озлобленность, жестокость, невнимание к людям;

8 - неумение находить общий язык с учителями, родителя­ми, сверстниками;

B. 9 — неумение вести себя в обществе;

10 — злопамятность, мстительность;

11 - неумение трудиться;

12 - излишняя скромность, застенчивость.

Диагностическая карта родителей

№ п/п Ф.И.О. Номер проблемы Блок «А» Блок «Б» Блок «В» 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Ключевые проблемы (расшифровка)
       
       
       
       

Приведенные в таблице общие данные по классу представ­ляют следующие данные: в чем затрудняется большинство роди­телей, и какие проблемы испытывают их дети. На основе опросов родителей, сформулированных в виде проблем ребенка во второй части опросника, можно планировать групповую и индивидуаль­ную работу с семьей. Есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих по­мощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся пози­тивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.

Г. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей

Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей мас­сы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первич­ной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, искать на причины указанных нару­шений.

Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (А. А. Бода-лев, В. В. Столин, 1989):

• первое (теоретическое) причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно

протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;

• второе (практическое) заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последую­щий диагностический шаг делается лишь в том случае, если полу­чен соответствующий результат на предыдущем.

В ходе первичной диагностики, которая является непродол­жительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: Может ли он сам ока­зать помощь семье? Если нет, то к каким специалистам необходи­мо направить родителей или ребенка? Кто в семье нуждается в его помощи? Каков характер этой помощи?

Далее он должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и нео­боснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).

Общение с родителями, наблюдение за их поведением могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жа­лобу — проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе.

Таким образом, диагностика родительства должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке, она долж­на быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей се­мейного воспитания и обязана следовать определенной схеме. Пси­ходиагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке.

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: