Примеры использования исторических песен и баллад у композиторов.




Урок

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. БАЛЛАДЫ

Сделать с 30.11 до 5.12

Разместить «в беседе»

 

Эпические повествования более позднего происхождения получили в науке о фольклоре название исторических песен и баллад

Содержание исторических песен. По сравнению с былинами исторические песни отличаются более точным отражением действительных событий. В исторических песнях нет элементов фантастики, нет приема троекратной повторности характерной для былин Их словесное изложение короче, нет приема троекратной повторности характерной для былин.

Отдельные исторические песни создавались еще в XIII−XIV веках. Однако же значение ведущего жанра историческая песня получает лишь в XVI веке − в период укрепления централизованного русского государства.

В исторических песняъ дается отклик на исторические события.

Существует деление на группы по времени создания.

1 группа – исторические песни 16-17 века. Это песни многочисленные песни о покорении войсками Ивана IV Казанского царства, о походе Ермака в Сибирь, о борьбе русского ополчения под предводительством Минина и Пожарского против иностранной интервенции в начале XVII века.В среднерусских областях историческая тема претворена в медленных протяжных напевах.

На севере историческая песня непосредственно вырастает из былины. Между напевами тех и других нет существенных отличий. Более того − сказители поют иногда старинные исторические песни с теми же напевами-формулами, что и богатырские былины.

Там, где традиция былинного сказа не сохранилась, в.жных областях исторические песни пелись в широкой песенной манере в умеренном и медленном движении. Как и сходные по мелодике лирические песни, исторические повествования именовались «протяжными», «проголосными» или «долгими» песнями.

Песни о Ермаке. Многие исторические песий XVI−XVII веков (как и более поздние) сложены в казачьей среде. В них рассказывается о конфликтах между казацкой вольницей и царской властью (песни о самовольном захвате казаками крепости Азов, расправах с царскими послами и воеводами). Один из любимейших героев русского исторического эпоса − казачий атаман Ермак Тимофеевич. Именно в песнях о Ермаке впервые появляется образ

народного героя, воплотившего в своих смелых деяниях заветные думы и чаяния широких народных масс. В них впервые воссоздается картина казачьего самоуправления. Собравшись во единый круг, казаки выбирают себе атамана, намечают маршруты далеких походов.

По своему мелодическому складу песни о походах Ермака — широкие распевные хоровые песни медленного темпа об удали молодецкой. В Поволжье и на Дону они сохранились до наших дней.

Песни о Разине Разин − любимый народный герой русской песенного фольклора; во многих песнях он выступает мстителем за многовековое угнетение («Люду бедному он защитничек, ой да лютый недруг всем насильникам»).

2 группа – песни 18-19 в. – патриотический песни, песни о Петре 1, Пугачева, войне 1812 г.

В песнях этого периода многие песни создаются в солдатской среде. В низ появляются маршевые ритмы, рифма, расчлененность на куплеты.

3 группа историческиз песен – 10-20 в.

Песни революционные, народовольцев, каторги и ссылки, гражданской войны.и др.

 

Баллады. Наряду с песнями об исторических событиях и героях в русском песенном фольклоре важное место занимают напевные повествования о трагических происшествиях и семейно-бытовых драмах. К песням такого рода применяется литературное название «баллада».

Содержание. Действующие лица большинства баллад − герои безвестные: невестка, загубленная жестокой свекровью, холоп, полюбивший жену вельможи или королеву, братья-разбойники, убившие мужа и маленького сына своей единственной сестры. Такие повествования проникнуты горячим сочувствием к страдающим и безвременно гибнущим людям, жертвам социальной несправедливости, людской злобы.

В некоторых балладах угадывается более или менее определенная историческая обстановка, нередко их отличает конкретность бытописания. Такова баллада о нежданной встрече солдатки со стариком мужем (иногда и с сыном), вернувшимся домой после долгосрочной солдатской службы; действие этой баллады относится ко временам рекрутчины (XVIII−XIX вв.):

Баллады существуют и на стихи русскиъ поэтов «Хуторок» Кольцова, «»Хас Булат удалой» Аммосова.

Примеры использования исторических песен и баллад у композиторов.

1.Верстовский «Аскольдова могила» Баллада Торопа «Близко города Славянска»

2. Верстовский баппала «Черная шаль»

3. Мусоргский «Борис Годунов» Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» историческая песня о взятии Казани Иваном Грозным.

4. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронье» симфоническая картина «Сеча при Керженце» = историческая песня про татарский полон.

 

Контрольные вопросы.

Разместить «вконтакте»

Ответить на 4 вопроса.

1. Охарактеризовать исторические песни. Чем они отличаются от былин.

2. Какие существуют группы исторических песен. Описать подробно.

3. Что такое баллады. Содержание, мелодика. Подробно описать.

4. Примеры использования исторических песен и баллад у композиторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: