Введение: джинны - это отдельный мир




Доктор Умар Сулейман аль-Ашкар – Мир джиннов и шайтанов

www.e-puzzle.ru

Казань

Серия: исламское воззрение в свете Корана и Сунны

МИР ДЖИННОВ И ШАЙТАНОВ

Доктор Умар Сулейман аль-Ашкар

 

Часть первая Знакомство с миром джиннов и шайтанов

Введение: джинны - это отдельный мир

Джинны - это мир, отличный от мира людей и мира ангелов. Общим между джиннами и людьми является то, что и те, и другие обладают разумом и свободой выбора между добром и злом, но джинны во многом отличаются от людей, и главное - своим происхождением.

Почему они названы джиннами.

Они названы джиннами потому, что скрыты и невидимы человеческому глазу. Ибн Укайль сказал: «Джинны названы джиннами только потому, что они скрыты от человеческого глаза. По той же причине зародыш (джанин) назван зародышем. Щит (миджжан) назван щитом потому, что он скрывает воина во время битвы»1. То есть все эти слова образованы от одного корня - «джанн» (скрывать).

В Коране сказано:

«Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите» (Сура «Ограды», 7:27).

Раздел первый Происхождение и сотворение джиннов

Глава I. Из чего они созданы

Великий и Могущий Аллах поведал нам о том, что джинны созданы из огня:

«А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (Сура «Хиджр», 15:27).

«И создал джиннов из чистого пламени» (Сура «Милостивый», 55:15).

Ибн Аббас, Икрима, Муджахид, аль-Хасан и другие толковали слово «маридж» как «верхняя часть пламени» или «чистое пламя». Ан-Навави в комментариях к «Сахих Муслим» писал: «"Маридж" - это пламя с дымом».

Айша сказала:

2 Или из пламени с дымом. - Прим. пер.

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны - из чистого пламени', а Адам - из того, о чем было поведано вам».

Глава II. Начало творения джиннов

Нет сомнения в том, что джинны были сотворены раньше человека, потому что Всевышний Аллах сказал об этом в Коране:

«Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (Сура «Хиджр», 15:26-27).

Некоторые наши предшественники считали, что джинны были созданы на две тысячи лет раньше человека, но об этом ничего не сказано ни в Коране, ни в Сунне.

Глава III. Внешние качества джиннов

Мы знаем об их внешности, качествах и чувствах только то, что поведал нам Аллах, и мы знаем, что у них есть сердца. Всевышний Аллах сказал:

«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими...» (Сура «Ограды», 7:179).

Всевышний Аллах ясно говорит о том, что у джиннов есть сердца, глаза и уши, а у шайтана - голос:

«Возбуждай своим голосом, кого сможешь...» (Сура «Ночной перенос», 17:64).

В некоторых хадисах говорится о том, что у шайтана есть язык, что джинны едят, пьют, смеются и т.д. Обо всем этом ты сможешь узнать из нашей книги.

Глава IV. Как арабы называют джиннов

Ибн Абдульбарр сказал: «Языковеды и филологи разделяют джиннов на классы:

1. Собственно самих джиннов называют "джинни".

2. Тех, что живут рядом с людьми, называют " 'амир " (домовой).

3. Тех, что видятся детям, называют "арвах" (духи).

4. Злобный и враждебный джинн - "шайтан".

5. Более злобный шайтан - "марид".

«Джинны бывают трех видов: одни летают по воздуху, другие принимают облик змей и собак, а третьи

- то поселяются где-нибудь, то уходят». Этот хадис приводят ат-Табарани, аль-Хаким и аль-Байхаки с достоверным иснадом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

6. Очень сильный джинн - "ифрит"».

Раздел второй Доказательства существования джиннов

Глава I. Нет основания не верить в существование мира

джиннов

Некоторые люди полностью отрицают существование джиннов, а некоторые многобожники думают, что джинны - это души звезд4.

Целый ряд философов считают, что джинны - это низменные порывы человеческой души и ее злые силы, а ангелы - ее добрые побуждения2.

Некоторые модернисты полагают, что джинны - это открытые современной наукой бактерии и микробы.

Доктор Мухаммад аль-Бахи считает, что джинны - это ангелы. По его мнению, джинны и ангелы - это один единый мир и они ничем друг от друга не отличаются. Свою точку зрения он аргументирует тем, что ангелы скрыты от человеческого глаза. Более того, к числу джиннов он также относит и людей, которые скрывают свою веру или неверие, добро или зло.

Незнание не есть доказательство.

Главный аргумент тех, которые не верят в существование джиннов, - это то, что они об этом ничего не знают. Но незнание не есть доказательство', и неразумно отвергать что-либо, если неизвестно о его существовании. За это Аллах и порицал неверных:

«Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого еще не свершилось. Таким же образом его отвергали их предшественники. Погляди же, каким был конец беззакон- ников!» (Сура «Иунус», 10:39).

Если бы человеку, жившему сотни лет тому назад, кто-нибудь рассказал о тех изобретениях, которыми мы пользуемся сегодня, смог бы он все это опровергнуть? Если мы не слышим звуки, которые переполнят этот мир, то неужели в то время, когда еще не было изобретено радио, способное улавливать недоступные нашим ушам звуки, этот факт как-то доказывал, что их нет?

Саййид Кутуб, да смилуется над ним Аллах, в тафсире «Зылял», рассказывает о нескольких джиннах, которых Аллах направил к Своему посланнику, чтобы те послушали из его уст Коран:

«Упоминание в Коране случая, когда несколько джиннов были направлены к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы послушать из его уст' Коран, а также рассказ о том, что они при этом говорили и делали, - уже одного этого достаточно, чтобы удостовериться в том, что джинны существуют, что это событие действительно произошло, что эти

самые джинны способны воспринимать Коран на арабском языке в той форме, в какой читал его посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что джинны - это существа, способные верить или не верить, готовые встать на правильный путь или заблудиться. И нет нужды лишний раз доказывать или подтверждать эту истину, ибо человек не в силах ничего добавить к той истине, которую установил Аллах.

Но мы все же попытаемся раскрыть эту истину так, чтобы она была понятна человеческому разуму.

Этот мир вокруг нас полон тайн и неведомых сил и созданий. Мы живем среди них, но знаем о них очень мало. Каждый день мы раскрываем новые тайны, познаем неведомые силы, узнаем о неизвестных существах: иногда о них самих, иногда о некоторых их свойствах, иногда лишь о следах, которые они оставляют.

Мы по-прежнему находимся только в начале пути, пути познания вселенной; ведь и мы сами, и наши деды, и отцы, и дети, и внуки - все мы живем на одной из ее мельчайших частиц, на планете Земля, которая ничто по сравнению с необъятным космосом.

Те знания, которыми мы обладаем сегодня, - а мы только в начале пути - по сравнению с тем, что люди знали всего пять веков тому назад, можно считать еще большим чудом, чем джинны. Если бы кто-нибудь пятьсот лет назад рассказал людям об атоме, то его сочли бы сумасшедшим, а его рассказ показался бы еще более странным, чем рассказ о джиннах.

Мы познаем окружающий нас мир в меру наших человеческих возможностей, позволяющих нам быть наместниками на этой земле, а также в рамках той власти, которой наделил нас Аллах, дабы, раскрыв некие тайны, мы могли осуществлять свои наместнические обязанности. И как бы долго не просуществовало человечество, какой бы властью мы не были наделены

над силами вселенной, какие бы тайны не были нам раскрыты - наши познания и открытия никогда не выйдут за рамки нашей власти и за пределы того, что нам необходимо знать как наместникам на этой земле, согласно мудрости и предначертанию Аллаха.

Мы совершим еще много открытий, узнаем много нового, нам откроются удивительные тайны этого мира, но сравнению с которыми секреты атомной энергии покажутся нам детской забавой! Но даже тогда мы не сможем выйти за рамки ограниченного человеческого познания, не преодолеем слова Всевышнего Аллаха:

«... и дано вам мало знания» (Сура «Ночной перенос», 17:85).

Наши знания ничтожны по сравнению с тем, какие тайны хранит в себе этот мир, ведь о них не знает никто, кроме самого Создателя. Знание Аллаха безгранично, а средства человеческого познания имеют свой предел:

«Если бы все деревья на земле стали письменными тростями, а за морем [чернил] находилось бы еще семь морей, то не иссякли бы Слова Аллаха. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый» (Сура «Лукман», 31:27).

В таком случае, нельзя делать однозначных выводов о существовании того или иного предмета или явления, если это нечто относится к незримому и неведомому нам миру, составляет одну из тайн нашего бытия или является какой- то неизвестной нам силой, и только потому, что это не укладывается у нас в голове или мы никогда с этим не сталкивались. Ведь мы до сих пор не можем до конца разгадать все загадками, которые таит в себе наше физическое тело, не говоря уже о разуме и человеческой душе!

Бывают и такие тайны, которые нам, в принципе, знать не следует. Иногда для нас остается загадкой сама сущность неведомого нам предмета или явления, иногда мы узнаем лишь об отдельных его свойствах или проявлениях, а иногда нам известен только сам факт его существования. Ведь разгадка этих тайн не принесет нам как наместникам на этой земле никакой пользы.

И если Аллах открывает нам часть этих тайн через устные повествования (а не посредством нашего личного опыта и знаний, которые мы добываем своими силами, также дарованными нам Аллахом), то мы должны с благодарностью принять этот дар, принять его таким, какой он есть, ничего не прибавляя и не убавляя, ибо тот Единственный Источник, из которого мы получаем эти знания, открывает нам только определенную часть своих тайн и не более того, а другого источника познания у нас нет».

А истина в том, что джинны - это другой мир, отличный от мира ангелов и мира людей, они разумные и способные мыслить существа, а не чувства или бактерии, они обременены обязанностями, получают приказы и запреты.

 

Глава II. Доказательства существования джиннов 1. Религия доказывает факт существования джиннов.

Ибн Таймийа сказал:

«Нет ни одной группы мусульман, которая отрицала бы факт существования джиннов и то, что Аллах послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, к ним. Также большинство неверующих людей говорят о существовании джиннов. Что касается людей Писания из числа иудеев и христиан, то они признают это так же, как и мусульмане, и, несмотря на то, что среди них есть такие, которые это отрицают, - как есть они и среди мусульман, например, джахмиты и мутазилиты - большая их часть, в том числе их духовные лидеры, признают факт существования джиннов.

Все пророки последовательно передавали людям достоверные сведения о существовании джиннов, и доподлинно известно, что джинны - живые, разумные и действующие по собственной воле существа, которые получают приказания и запреты, а не какие-то качества или чувства человека, как утверждают некоторые безбожники. И поскольку сведения о джиннах последовательно передавались от пророка к пророку, и они известны абсолютно всем, то отвергать их не станет ни одна из групп людей, считающих себя последователями этих благородных пророков»[1].

Он также сказал: «Все мусульмане признают факт существования джиннов, а также большинство неверующих, все христиане и иудеи, все многобожники-арабы и другие хамиты, большинство ханаан и греков из числа потомков Яфета - все они признают факт существования джиннов».

Имам двух святынь, Ибн Таймийа также упомянул: «Все ученые времен сподвижников и их последователей признавали факт существования джиннов и шайтанов и говорили о том, что необходимо просить у Всевышнего Аллаха защиты от их зла; и ни один набожный и приверженный своей религии человек не считаться с их единодушным мнением».

2. Коранические тексты и хадисы.

Многие коранические аяты подтверждают существование джиннов:

«Скажи: "Дано мне в откровении, что несколько джиннов послушали [чтение Корана] и сказали: - Воистину, мы слышали дивный Коран» (Сура «Джинны», 72:1).

«Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, и те только увеличили их страх» (Сура «Джинны», 72:6).

Аятов и хадисов на эту тему достаточно много, и многие из них мы приводим в нашей книге, хотя их можно было бы и пропустить, принимая во внимание их большое количество и широкую известность.

3. Наблюдение.

Много людей в разные времена наблюдали нечто подобное, хотя многие из тех, кто видел или слышал джиннов, не осознавали, что это джинны, и принимали их за духов, призраков или инопланетян.

Самыми достоверными сведениями по этому вопросу являются рассказы о том, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел джиннов, говорил с ними, обучал их и читал им Коран. Обо всем этом речь пойдет в последующих главах.

Ослы и собаки видят джиннов.

Мы не можем видеть джиннов, но некоторые животные - ослы и собаки - видят их. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

«Когда услышите крик петуха, то просите Аллаха о милости Его, ибо, поистине, он увидел ангела, когда же услышите рев осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от шайтана, ибо, поистине, осел увидел шайтана»6.

Абу Дауд передает со слов Джабира ибн Абдуллы, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда услышите лай собаки или рев осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой, ибо, поистине, они видят то, что не видите вы».

Неудивительно, что животные видят то, чего не видим мы, ведь по утверждению ученых некоторые живые существа способны видеть то, что недоступно человеческому глазу. Так, например, пчелы улавливают ультрафиолетовые лучи и поэтому видят солнце в пасмурную погоду, сова видит мышь в самую темную ночь...

 

Глава III. В ответ тем, которые утверждают, будто джинны - это ангелы

Мы уже упоминали хадис, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны - из чистого пламени...». Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разграничил два начала, и из этого хадиса можно сделать вывод, что джинны и ангелы - это два разных мира.

Если взглянуть на аяты и хадисы, в которых рассказывается об ангелах и джиннах, то становится очевидным, что они сильно отличаются друг от друга. Ангелы не едят и не пьют, не проявляют непокорности

Аллаху и выполняют все, что Он им велит. Джинны, напротив, едят и пьют, могут лгать, не подчиняться Аллаху и не выполнять Его приказы.

Да, они - два закрытых для нас мира и мы не можем их увидеть, но они имеют разные начала и обладают разными качествами.

Раздел третий Шайтан и джинны Глава I. Кто такой шайтан

Шайтан, о котором Всевышний Аллах много рассказывает нам в Коране, относится к миру джиннов. Когда- то он поклонялся Аллаху и жил на небесах в раю вместе с ангелами. Затем он ослушался своего Господа, когда Тот велел ему поклониться Адаму, и за это Аллах лишил его своей милости.

Словом «шайтан» в арабском языке называют всякого непокорного гордеца, и этим же словом было названо вышеупомянутое существо из-за проявленного им высокомерия и непокорности Господу. Его также называют «тагут» (сатана):

«Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута, посему сражайтесь с помощниками шайтана. Воистину, козни шайтана слабы» (Сура «Женщины», 4:76).

Как говорит аль-Аккад в своей книге «Иблис», слово «тагут» встречается в язках многих народов, а назван он был так потому, что преступил грань, ослушался своего Господа и объявил себя божеством, достойным поклонения.

Эта божья тварь потеряла надежду на милость Аллаха, и поэтому Аллах назвал его «Иблис». Словом «баляс» (фиговое дерево) в арабском языке называют человека, в котором не осталось ничего хорошего, а слово «абляса» значит «отчаиваться» и «теряться». Все эти слова имеют один и тот же корень.

Обратившись к Корану и хадисам, можно узнать, что шайтан - это создание, которое обладает разумом, понимает, передвигается... и он не то, что думают о нем некоторые несведущие люди: «Это злой дух, воплощенный в животных инстинктах человека, который уводит его от высоких духовных идеалов, если ему удается завладеть его сердцем»7.

 

Глава II. Происхождение шайтана

Ранее уже упоминалось, что шайтан является джинном. Однако некоторые люди с этим не согласны, и их довод - это слова Всевышнего Аллаха:

«Вот Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом". Они пали ниц, кроме Иблиса, он отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Сура «Корова», 2:34).

В этом и в других аятах, Аллах употребляет слово «Иблис» как исключаемое из слова «ангелы», а одно

исключается из другого тогда, когда оба эти понятия однородные.

В комментариях к Корану и в исторических книгах некоторые ученые рассказывают, будто Иблис принадлежал к числу ангелов, был стражем рая или ближнего неба, был одним из самых уважаемых и благородных ангелов и тому подобное.

Ибн Касир сказал:

«На эту тему нашими предшественниками рассказано множество преданий, большинство из которых заимствованы из Торы и Библии как пища для размышления, но достоверны они или нет - известно лишь одному Аллаху. Некоторые из них являются очевидной ложью, ибо противоречат той истине, которую мы знаем.

Коран не нуждается в других, более ранних преданиях, ибо они не избежали изменений, добавлений и сокращений, в них многое сочинено. У прежних народов не было таких искусных хранителей, которые оберегали бы эти предания от искажений фанатиков и выдумок лжецов. У нашего же народа были такие имамы, ученые и сеййиды, набожные, благочестивые и благородные, критически настроенные знатоки и лучшие хранители знания, которые собрали хадисы в книги, проверили их и определили среди них достоверные, хорошие и малодостоверные, неопределенные, присочиненные, недобросовестные и ложные, узнали имена тех, которые присочиняли, лгали или были неизвестными людьми, а также имена других категорий рассказчиков хадисов. Все это было сделано для того, чтобы уберечь нашего пророка Мухаммада, последнего из всех пророков, господина всех людей, да благословит его Аллах и приветствует, дабы не возводили на него ложь и не приписывали ему то, чего он не говорил и не делал».

То, что Аллах употребляет слово «Иблис» как исключаемое из слова «ангелы», не является неопровержимым аргументом, поскольку исключение может быть неоднородным, а здесь оно именно таковым и является, ведь в другом аяте Всевышний Аллах ясно говорит о том, что Иблис был из числа джиннов:

«Вот Мы сказали ангелам: "Падите ниц перед Адамом”. Они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (Сура «Пещера», 18:50).

Мы имеем достоверный текст хадиса, в котором говорится, что джинны - это не ангелы и не люди. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что ангелы созданы из света, джинны - из чистого пламени, а Адам - из глины. Этот хадис приводится в сборнике «Сахих Муслим».

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис ни на одно мгновение не становился ангелом».

Ибн Таймийа уточнил: «Шайтан был одним из ангелов по облику, но не по происхождению или поведению»10.

Является ли шайтан прародителем джиннов или одним из них?

Ни в Коране, ни в хадисах нет однозначного ответа на вопрос, является ли шайтан прародителем джиннов или просто одним из них, хотя второе представляется более

вероятным, ибо Всевышний Аллах сказал: «...кроме Иблиса, он был одним из джиннов...».

Ибн Таймийа, да смилуется над ним Аллах, считал, что шайтан является прародителем джиннов так же, как Адам является прародителем людей'.

 

Глава III. Безобразный облик шайтана

Люди всегда представляли себе шайтана ужасным и мерзким существом, поэтому Аллах сравнивает плоды дерева заккум, растущего из основания ада, с головами шайтанов:

«Это - дерево, которое растет из основания ада. Плоды его - словно головы шайтанов» (Сура «Выстроившиеся в ряды», 37:64-65).

В средние века христиане представляли шайтана в виде чернокожего человека, извергающего изо рта огонь, с заостренной бородой, поднятыми бровями, рогами, копытами и хвостом".

 

Глава IV. У шайтана есть рога

Со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не старайтесь совершать намаз во время восхода солнца и во время его захода, ибо, поистине, оно восходит между рогов шайтана».

Со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если край солнца покажется над горизонтом, то отложите намаз, пока оно не покажется полностью, и если край солнца скроется за горизонтом, то отложите намаз, пока оно не зайдет полностью. Не откладывайте намаз с тем, чтобы совершить его во время восхода или захода солнца, ибо, поистине, оно восходит между рогов шайтана».

Дело в том, что некоторые многобожники поклонялись солнцу и кланялись ему, когда оно восходило и заходило, а шайтан в это время становился со стороны солнца так, что фактически они поклонялись ему, а не солнцу.

Об этом ясно говорится в хадисе, который приводится в «Сахих Муслим». Амр ибн Абаса ас- Сулями спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует о намазе, и он сказал ему:

«Соверши утренний намаз, затем прекрати молиться, пока не взойдет солнце и не поднимется над горизонтом, ибо, поистине, оно восходит между рогов шайтана, и в это время ему кланяются неверные. Затем можешь совершать намаз, ибо, поистине, [ангелы] присутствуют на намазе и являются его свидетелями».

Затем он запретил ему совершать какой-либо намаз после предвечернего:

«... пока не зайдет солнце, ибо, поистине, оно заходит между рогов шайтана, и в это время ему кланяются неверные» п.

Нам запрещено совершать намаз в эти два периода времени, однако, в действительности, намаз в это время разрешен, если для этого есть какое-то основание, например, приветствие мечети (тахиййат аль-маеджид). Если же нет никакого основания, то совершать намаз в это время нельзя, например, обычный дополнительный намаз, ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «не откладывайте намаз», - то есть не ждите восхода или захода солнца.

Что касается рогов шайтана, то в «Сахих аль-Бухари» приводится хадис со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом:

«Я видел, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, показал на восток и сказал: "Вот где возникнет искушение, вот где возникнет искушение - там, где появится рог шайтана!"». То есть: «там, где появится шайтан», а именно - восток.

 

Раздел четвертый

Пища джиннов и их браки

Глава I. Еда и питье джиннов

Джинны - к ним же относится и шайтан - едят и пьют. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,

рассказал, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему принести несколько камешков для очищения после нужды и сказал:

«Не приноси мне ни костей, ни сухого навоза». Когда Абу Хурайра спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, почему он запретил ему приносить кости и навоз, он сказал:

«Ими питаются джинны. Однажды ко мне явилась делегация джиннов Насибина - это были прекрасные джинны! - и они попросили у меня припасов на дорогу. Тогда я попросил Аллаха о том, чтобы для них было пропитание везде, где бы ни нашли они кости или сухой навоз».

В «Сунан ат-Тирмизи» приводится хадис с достоверным иснадом со слов Абдуллы ибн Мас'уда:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не подтирайтесь ни сухим навозом, ни костями, ибо, поистине, это - пища ваших братьев из числа джиннов»12.

В «Сахих Муслим» приводится хадис со слов Ибн Мас'уда:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ко мне явился один джинн и позвал меня с собой. Я отправился вместе с ним и прочитал им Коран». Затем он повел нас туда и показал нам следы их пребывания и пепел от их костров. Они попросили у него пропитания, и он сказал им: «Вам [дозволено употреблять в пищу] любые кости, если над ними произнесено имя Аллаха, - их вы найдете больше, чем мясо - и любой помет будет кормом для ваших животных». После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И не подтирайтесь ими, ибо, поистине, это - пища ваших братьев».

Подтираться сухим навозом нельзя не только потому, что это пища для джиннов или их животных. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал и на другую причину, а именно, на то, что сухой навоз - это скверна[2].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о том, что шайтан ест левой рукой, и велел нам не быть похожими на него. Со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда кто-либо из вас ест, пусть ест правой рукой, и когда пьет, пусть пьет правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой»14.

В «Сахих Муслим» приводится следующий хадис:

«Если человек, заходя в свой дом и приступая к еде, упоминает имя Аллаха, то шайтан говорит [своим сородичам]: "Нет вам ночлега и нет вам ужина!". Если он, заходя в свой дом, не упоминает имени Аллаха, то шайтан говорит: "Вы нашли себе ночлег!", - а если он не упоминает имени Аллаха перед едой, то шайтан говорит: "Вы нашли себе ночлег и ужин!"».

Из этих хадисов ясно следует, что шайтаны едят и пьют.

Подобно тому, как людям запрещено употреблять в пищу мясо, над которым не было произнесено имени Аллаха, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал пищей для верующих джиннов любые кости, над которыми было произнесено имя Аллаха, а той пищей, которая осталась без упоминания имени Аллаха, питаются шайтаны - неверующие джинны. Шайтаны не считают для себя запретным есть то, над чем не было произнесено имя Аллаха, поэтому некоторые ученые полагают, что мертвечина - это пища шайтанов, поскольку она остается без упоминания имени Аллаха.

Из слов Всевышнего Аллаха:

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете» (Сура «Трапеза», 5:90), - Ибн аль-Каййим

делает вывод, что опьяняющие напитки - это питье шайтана, и он пьет напиток, который делают его друзья по его велению и при его участии. Он распивает его вместе с ними и разделяет с ними грех и наказание.

Правильность вывода Ибн аль-Каййима подтверждается словами Абдуллы ибн Иазида: «Умар ибн аль- Хаттаб, да будет доволен им Аллах, однажды написал нам: "Варите напиток, который вы пьете, до тех пор, пока из него не выйдет доля шайтана, ибо, поистине, ему принадлежит две трети, а вам - одна"»[3].

Глава II. Брак между джиннами

По всей видимости, джинны сочетаются браком, и в доказательство этого некоторые ученые приводят аят из Корана, в котором Всевышний Аллах рассказывает о женах обитателей рая:

«Там будут девы с потупленными взорами, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн» (Сура «Милостивый», 55:56).

Ас-Сафарини упоминает хадис, иснад которого нуждается в проверке:

«Поистине, джинны плодятся так же, как и люди, и они более многочисленны»16.

И независимо от того, достоверен этот хадис или нет, в Коране ясно сказано о том, что джинны имеют половую близость, а это - достаточное для нас доказательство.

Аллах также сообщил нам, что у шайтана есть потомство. Всевышний Аллах, порицая тех, которые считают своими покровителями шайтана и его потомков, сказал:

«...неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они являются вашими врагами? Плохая это замена для беззаконников!» (Сура «Пещера», 18:50).

Катада сказал: «Потомки шайтана плодятся так же, как и люди, и они более многочисленны».

Глава III. Утверждения некоторых ученых, будто джинны не едят, не пьют и не сочетаются браком

Некоторые считают, что джинны не едят, не пьют и не сочетаются браком, но такие утверждения несостоятельны, и мы это доказали, приведя доводы из Корана и хадисов.

Некоторые ученые говорят, что джинны бывают разных видов, и среди них есть такие, которые едят и пьют, и такие, которые ничем не питаются. Вахб ибн Мунаббих сказал: «Джинны бывают разных видов. Что касается сущих джиннов, то они представляют собой ветер, не едят, не пьют, не умирают и не плодятся. Есть и такие

разновидности джиннов, которые едят, пьют, плодятся, сочетаются браком и умирают, к таковым относятся, например, демоны пустыни, ведьмы и т.п.».

Все сказанное Вахбом нуждается в доказательствах, а доказательств нет!

Были даже такие ученые, которые пытались выяснить, как едят джинны: жуют и проглатывают или нюхают и вдыхают? Искать ответ на такой вопрос - недопустимая ошибка, потому что мы не обладаем знанием о том, как это происходит, и ни Аллах, ни Его посланник ничего не сказали нам об этом.

Глава IV. Брак между человеком и джинном

Мы не перестаем слышать о том, что такой-то и такой-то человек женился на женщине из числа джиннов или такую-то и такую-то женщину сосватал джинн. Ас- Суйути передает со слов предшественников и ученых истории и сообщения о браках, которые заключались между людьми и джиннами. Ибн Таймийа сказал: «Человек и джинн могут сочетаться браком, и от этого брака могут рождаться дети. Известно много подобных случаев»17.

Допуская, что такие случаи возможны, некоторые ученые - аль-Хасан, Катада, аль-Хакам, Исхак - все же не одобряли этого. Имам Малик, да смилостивится над ним Аллах, не нашел ничего, что указывало бы на запретность заключения браков с джиннами, но считал это нежелательным: «Но мне не понравится, если на

вопрос: "Кто твой муж?" - беременная женщина ответит:

"Один джинн",- и тем самым приумножится нечестие».

Другие ученые запрещают подобные браки, потому что Аллах упрекает людей тем, что Он создал для них жен, таких же, как они:

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и

милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих» (Сура «Римляне», 30:21).

Если такое случится, то между супругами не будет взаимного согласия и гармонии, поскольку они разные, и цель брака не будет достигнута - они не найдут успокоения и любви, о которых говорится в этом аяте.

Во всяком случае, некоторые люди считают, что такие случаи происходили раньше и происходят сейчас, и если такое бывает, то это - исключение из правила. Того, кто это делает, не интересует отношение шариата к его деянию, к тому же, он может быть одержимым.

Другим подтверждением того, что брак между человеком и джинном возможен, является аят, в котором Всевышний Аллах рассказывает о черноглазых девах в раю:

«... с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн» (Сура «Милостивый», 55:56). Этот аят указывает на то, что эти девы могут жить как с человеком, так и с джинном.

Раздел пятый

Продолжительность жизни джиннов и их

смерть

Нет сомнения в том, что джинны - к ним же относятся и шайтаны - смертны, так как нижеследующие слова Всевышнего Аллаха касаются, в том числе, и их:

«Все на ней [4] смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» (Сура «Милостивый», 55:26-28).

В «Сахих аль-Бухари» со слов Ибн Аббаса приводится хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:

(А 'узу би-’иззатикя-ллязи ля иляха илля Анта-ллязи ля йамуту, ва-лъ-джинну ва-ль-ынсу йсшутун).

«Я ищу защиты у славы Твоей, о Тот, помимо Которого нет иного бога и Который не умрет, тогда как джинны и люди смертны!».

Что касается продолжительности жизни джиннов, то нам об этом ничего не известно. Аллах сообщил нам лишь то, что проклятый Иблис будет жить до самого Дня воскресения:

«[Иблис] сказал: "Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены". [Аллах] сказал: "Воистину, ты - один из тех, кому предоставлена отсрочка"» (Сура «Ограды», 7:14-15).

О продолжительности жизни остальных мы знаем только то, что они живут дольше людей.

Халид ибн аль-Валид убил шайтана аль-Уззы (дерево, которому поклонялись арабы), а один сподвижник убил джинна в облике змеи (об этом будет рассказано в последующих главах). Все это еще раз доказывает то, что джинны смертны.

Раздел шестой

Жилища и места пребывания джиннов

Джинны живут на земле вместе с нами, и чаще всего они собираются в развалинах, пустынях и оскверненных местах: в местах для купания, туалетах, навозных ямах, на кладбищах. Поэтому, как говорил Ибн Таймийа, в таких местах, где укрываются шайтаны, находят себе пристанище старцы, к которым эти шайтаны привязаны. Известны хадисы, в которых запрещается совершать намаз в местах, предназначенных для купания,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: