Прудникова Ирина Рудольфовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 Солнечный
Тема урока | Правописание суффиксов -ек, - ик. | |||||||
Тип урока | Открытие нового знания | |||||||
Цель урока | Создать условия для ознакомления обучающихся с правописанием суффиксов -ек, -ик в именах существительных. | |||||||
(планируемый результат) | Предметные умения | УУД | ||||||
Обучающиеся научатся: 1. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами: окончание, основу, корень, приставку, суффикс; 2. образовывать слова с помощью суффикса -ек, -ик.; получат возможность научиться: 1. осознавать значение, вносимое в слово суффиксами (-ек, -ик) подбирать слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм | Р.: формулировать и удерживать учебную задачу (целеполагание); составлять план и последовательность действий; осуществлять пошаговый контроль; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. П.: применять правила и умение пользоваться инструкциями; осуществлять смысловое чтение (общеучебные); поиск и выделение необходимой информации, анализ информации (информационные); построение рассуждения, обобщения (логические). К.: предлагать помощь и сотрудничество (инициативное сотрудничество); формулировать собственное мнение, слушать собеседника, осуществлять взаимоконтроль; аргументация своего мнения. | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Формы работы | Ресурсы | |||||||
Индивидуальная, парная, фронтальная | В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций, 3 класс. М.: «Просвещение», 2017; Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.М.: «Просвещение»,2017. Рабочая программа Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. М.: «Просвещение», 2014; презентация, раздаточный материал, веер с буквами | |||||||
Мотивационно-целевой этап | ||||||||
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |||||
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес | Приветствие детей учителем Итак, друзья, внимание Прозвенел звонок Садитесь поудобнее Начнем скорей урок | Подготовка класса к работе. Организация внимания. Самопроверка готовности к уроку. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | |||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия | Предлагает прочитать предложение для развития оперативной памяти У ёжика в домике на дверях висел маленький звоночек. Организует работу над предложением Организует актуализацию изученных способов действий. Разбор слов по составу:ёжика, домике, звоночек) Помогает зафиксировать учебное затруднение (в каких случаях в именах существительных пишется суффиксы -ек, -ик) | Прочитывают предложение, записывают его по памяти в тетрадь; осуществляют взаимопроверку, находят орфограммы в словах подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, дают характеристику предложению. Разбирают слова по составу: ёжика, домике, звоночек. | П: (общеучебные) умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (логические) анализ, синтез, сравнение | |||||
3.Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели | Организует детей на построение исследования | Формулируют учебную задачу, планируют пошаговый план исследования | Р: формулируют и удерживают учебную задачу, составлять план и последовательность действий. П: самостоятельное формулирование познавательной цели, проблемы | |||||
Процессуальный этап | ||||||||
4.Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. Задачи этапа: Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование | Организует реализацию построенного исследования в соответствии с планом при работе в парах с раздаточным материалом Рассказывает сказку о суффиксах «Чудесные превращения» | Выполняют задание по плану исследования, зафиксированного на слайде. Работают согласно плана (в парах), комментируют, обсуждают 1. Прочитайте. 2. Произнесите каждуюпару слов. В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук выпадает? 3. Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс -ек, а когда суффикс -ик. Ореш ек – орешки птенчик – птенчики Овражек – овражки ёжик – ёжики Чулочек – чулочки кирпичик – кирпичики Делают вывод о правописании суффиксов -ек, -ик. Сравнивают его с выводом по учебнику стр.125. | Р: удерживать учебную задачу, осуществление пошагового контроля. П: использование приемов при решении задач К: Планирование учебного сотрудничества. | |||||
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1. Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания | Организует первичное закрепление новых знаний (упр. 242, стр.125) - Какое задание вы будете выполнять письменно? Прочитайте его? (Запишите слова так: сначала с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик.) Организует проверку по эталону. Ореш ек, овражек, чулочек. Птенчик, ёжик, кирпичик | Записывают слова так: сначала с суффиксом -ек, затем с суффиксом -ик. организуют самопроверку согласно эталону | Р: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||||
6.Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера | Организует самостоятельную работу по закреплению ранее изученных знаний (упр. 243, стр.126) Организует проверку по эталону Коврик, замочек, клубочек, прутик, лучик, барашек, веночек, кармашек, ключик, внучек. - Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово? | Читают задание к упражнению, вырабатывают план действий: - - прочитывают слова; - обсуждают, какие из записанных слов имеют суффикс -ек, -ик. - записывают слова, вставляя пропущенные буквы - организуют самопроверку согласно эталону Отвечают на вопрос (уменьшительно-ласкательное значение) | Р: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном | |||||
Рефлексивно-оценочный этап | ||||||||
7. Информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Организует обсуждение и запись домашнего задания. (упр. 244, стр. 126) Обеспечивает понимание детьми цели, содержания и способов выполнения дом. задания | Наличие домашнего задания (упр. 244, стр.126): составить из слов предложения, придумать заголовок к тексту, выучить правило стр.125. Дополнительное задание по желанию: найти слова с частью -ик. В каких словах это суффикс, а в каких – часть корня? | П: поиск и выделение необходимой информации | |||||
8. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности Зафиксировать новое изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности | Организует рефлексию Работа с веерами букв. - Покажи гласную в суффиксе (е или и) Дубочек, домик, звоночек садик, столик, носочек, карандашик Оцени свою работу на уроке | Осуществлять самооценку своей деятельности на уроке, соотносят цель и результаты: Я знаю Я научился Я научилась Я хочу научиться Я хотел научиться…. У меня получилось… или У меня не получилось, потому что…. За что я себя могу похвалить | К: умение выражать свои мысли оценивать качество своей работы и общей учебной деятельности. Р: владение основами самоконтроля; П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | |||||