ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ТИПИЗАЦИЯ) ПОЛОРОЛЕВАЯ - 8 глава




Моритатерапия — метод, с помощью к-рого дети ставятся в ситуацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает воспитывать правила хорошего тона. Может использоваться как метод воспитания.

Психодрама (социодрама) (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии. Попеременно выступая в качестве ак­теров и зрителей, пациенты моделируют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реак­ции, глубже самопознать себя, наладить взаимоотношения с окружающими. Понятие и процедура П. предложены Д.Морено (США).

Танцевальная психотерапия — использование танца и танце­вальных движений для снятия напряжения, эмоциональной раз­рядки; выражение пластикой тела своего состояния, миро­ощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить личность.

р

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс закономерного изме­нения личности в результате ее социализации. Обладая природ­ными анатомо-физиологическими предпосылками к становле­нию личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения­ми человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса спо­собности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действи­тельностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в дея­тельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у лич­ности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т. д.

Развитие профессиональное — рост, становление профессиональ­но значимых личностных качеств и способностей, профессиональ­ных знаний и умений, активное качественное преобразование лич­ностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой са­мореализации в профессии.

Развитие умственное — сложная динамическая система коли­чественных и качественных изменений, происходящих в интел­лектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим услови­ям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенно­стям его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, сво­бодное оперирование ими в процессах мышления, обеспечива­ющих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м.б. получена либо путем длительных психол.-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностиче­ских испытаний с помощью специальных методик.

РАНЖИРОВАНИЕ — расположение в определенной последо­вательности (убывания или нарастания) показателей, зафикси­рованных в ходе пед. исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов.

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ — план школьных занятий учащихся в течение недели.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — см. Защита психологическая.

РЕГРЕССИЯ — см. Защита психологическая.

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - измене­ния в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориента-, циях, физическом состоянии учащихся и воспитанников. Р. о. п. в учреждении, получившем государственную аккредитацию, долж­ны соответствовать государственным стандартам.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабление или резкое сниже­ние мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Релак­сация м. б. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, наступающей в результате специальных усилий, напр. аутогенной терапии. Учителю необходимо владеть приемами Р. как средством для снятия физического и умственного утомления, а также предупреждения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимодействии.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ (соц.) — необходимая повторная соци­ализация личности в новых изменившихся соц. условиях и обсто­ятельствах.

РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent — отвечающий)— участ­ник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от ха­рактера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуе­мого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retro — назад, specio — смотрю) — обращение к прошлому, обзор прошедших событий.

РЕФЕРАТ — (от лат. referre — докладывать, сообщать) — крат­кое изложение содержания источника с лаконичной оценкой;

раскрытие состояния к.-л. проблемы на основе обзорного сопос­тавления и анализа нескольких источников. Обучать учащихся ре­ферированию необходимо уже в средних классах школы.

РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА (от лат. referenc — сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели де­ятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными уста­новками. Следует формировать у подрастающего поколения ус­тойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенство­вать способность противостоять им.

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ — человек, чьи личностные свой­ства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источ-

ник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспитанников в роли таких Р. л.

РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. — осозна­ние того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя.

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — оценка) — аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное про­изведение. В процессе рецензирования работы определяется акту­альность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.

РИСКОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - новое направление в педагогике, изучающее поведенческий аспект профессионально­го труда педагога, сущность пед. риска как соц.-экономического и психол, явления, а также общие закономерности и специфику пед. деятельности в ситуации неизбежного выбора.

РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-19)9) — философ, пи­сатель, педагог, литературный критик. Философско-пед. работы:

«Сумерки просвещения», «Три главные принципы образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свы­ше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литера­туре, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образова­ния, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индиви­дуальности, принцип целостности, принцип единства типа. Вос­питание и образование для Р. были слитны и неразделимы. Р. как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского об­щества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной ци­вилизации, христианского спиритуализма и точных внешних по­знаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государствен­ных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психо­логию термин понимание.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (от фр. — role) — соц. функция лично­сти; соответствующий принятым нормам способ поведения лю­дей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в систе­ме межличностных отношений.

РОЛЬ ПОЛОВАЯ — система предписаний, модель мужского или женского поведения, к-рую личность должна усвоить и к-рой должна соответствовать. Формируется в процессе воспитания и социализации.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ -деятельность по координации усилий пед. коллектива, направлен­ных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол, состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирова­ние положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной дея­тельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и

приложенных усилий.

РУССО Жан-Жак (1712-1778) - фр. философ-демократ, ос­нователь теории свободного воспитания. Основные работы: «Спо­собствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагае­мой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природосооб-разное, воспитание, т. е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом че­ловека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию. Отсюда — взгляды Р. на дисциплину как на необходимость подчи­няться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесен­ный им ущерб). Своеобразна предложенная Р. возрастная перио­дизация с четко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по мнению Р., должна воспитываться дома.

С

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической пси­хологии. По взглядам амер. психолога А.Маслоу, С. — это стремле­ние человека к возможно более полному выявлению и развитию

своих личностных возможностей, потребность в самосовершен­ствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Под­линная С. предполагает наличие благоприятных соц.-историчес­ких условий и соответствующего воспитания.

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - изучение учителем состояния, результатов своей собственной учеб­но-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащих­ся. Функции пед. анализа: диагностическая, познавательная, преоб­разующая, самообразовательная.

САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ) - процесс внуше­ния, адресованный самому себе. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку эффективнее управлять своим вниманием, памятью, своими эмоциональными и сомати­ческими реакциями. С. может применяться в качестве метода са­моуправления в психотерапии, спорте, педагогике.

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Глав­ным условием С. является наличие истинного знания о себе, пра­вильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаи­мосвязи с воспитанием.

САМООБРАЗОВАНИЕ — специально организованная, само­деятельная, систематическая, познавательная деятельность, на­правленная на достижение определенных личностно и (или) об­щественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Стро­ится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Самообразование учителя профессиональное — многоком­понентная личностно и профессионально значимая самостоя­тельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. С. способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, по­могает осмыслению пед. опыта и собственной самостоятельной. деятельности, является средством самопознания и самосовер­шенствования. Виды С. у. п.: фоновое общеобразовательное, фоно­вое пед., перспективное и актуальное.. Разрабатывается Г.М.Код-жаспировой.

САМООБУЧЕНИЕ — процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбран­ных средств.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своих до­стоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), иде­альной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные пред­ставления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - наиболее полное выяв­ление личностью своих индивидуальных и профессиональных воз­можностей.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ (в психол.) (от naT.requlare — приводить в порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого пси­хического состояния, управление своей психикой. Может дости­гаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, само­принуждением, а также путем систематической аутогенной

тренировки и др.

САМОСОЗНАНИЕ — одна из сторон сознания человека, осоз­нание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребно­стей, идеалов, достоинств и недостатков.

Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам.

Самосознание учителя профессиональное — комплекс пред­ставлений учителя о себе как профессионале, включающий оцен­ку себя как профессионала со стороны др. людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учи­телем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверен­ности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оце­нивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможно­стей {актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная) и бу­дущих достижений (потенциальная и идеальная), оценку, сопря­женную с мнением окружающих {рефлексивная самооценка). У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уве-

ренность в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом. Учитель с низкой профессиональной самооцен­кой испытывает чувство незащищенности, негативно восприни­мает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обраща­ется к авторитарному стилю как к средству психол, самозащиты. Особенно важно то, что положительная Я-концепция учителя спо­собствует и развитию положительной -^-концепции учеников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учеб­ной деятельности, при к-ром предполагается определенный уро­вень самостоятельности ученика во всех ее структурных компо­нентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простей­ших видов работы к более сложным, носящим поисковый харак­тер. С. у. р. — средство формирования познавательных способнос­тей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование.

САМОСТЬ — взгляд человека на себя, основанный на про­шлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выраже­ние общей тенденции организма вести себя таким образом, что­бы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К.Юнга — архетип.

САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ - управление субъектами шко­лы (школьными работниками, учащимися, их родителями), жиз­недеятельностью своего школьного коллектива. Ученики участву­ют в управлении школой через общее собрание учащихся школы, школьную ученическую конференцию, совет учащихся, учени­ческий комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образо­вания, классные собрания и классные советы учащихся и т. п.;

педагоги — через педсовет, методсовет, методобъединения и ко­миссии учителей-предметников, классных руководители, воспи­тателей, аттестационные, правовые и др. комиссии; родители — через родительские комитеты разных уровней, комиссии. Совмест­ные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы.

Школьные советы — новый орган в структуре школьного само­управления, имеющий, в отличие от др. органов самоуправления, эксклюзивное право осуществлять законотворческую деятельность (разработка, утверждение и реализация устава, организационно-правовых параметров школьного процесса — режим работы, по­рядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одеж­ды, порядок дополнительной оплаты труда и т. п.); координирую­щую деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительную деятельность по снятию про­тиворечий и предупреждению конфликтов; организацию соуправ-ленческой деятельности со стороны школьных работников, уча-

щихся и их родителей; разработку мер стимулирования различных видов учебной деятельности учащихся, представление интересов школы, защиту членов школьного коллектива от неблагоприят­ных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб, заяв­лений и т. п.).

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — достижение субъективной удовлет­воренности результатом и (или) процессом самореализации.

САНГВИНИК — см. Темперамент.

СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятель­но, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализо­вывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Вве­дено в оборот О.Гозманом.

СЕМИНАР — форма учебного процесса, построенная на са­мостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлени­ем материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуж­дения.

СЕМЬЯ — малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие об­щественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-эко­номическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в по­вышенной чувствительности к происходящим событиям. Сензитивность возрастная — способность человека в определен­ные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т. д.).

Сензитивность к потребностям ребенка — открытость и воспри­имчивость к потребностям ребенка.

Сензитивные периоды развития — периоды повышенной вос­приимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней среды.

СИМПАТИЯ (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее рас­положение) — устойчивое положительное эмоциональное вос­приятие человека человеком, одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или соц. явлениям, проявляющееся в при­ветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении по­мочь, оказать внимание и т. д.

СИНЕРГЕТИКА — наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по сво­ему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправ­ленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность взаимодействую­щих преемственных образовательных программ и государствен­ных образовательных стандартов различного уровня и направлен­ности; сети реализующих их образовательных учреждений, раз­личных по организационно-правовым формам, типам, видам;

система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. опре­деляется соц.-экономическим уровнем развития страны, полити­ческим строем, культурно-историческими и национальными осо­бенностями.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность взаимосвязан­ных средств, методов и процессов, необходимых для создания орга­низованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.

СКЛОННОСТЬ — устойчивая расположенность к определен­ной деятельности, стремление ею заниматься. Раннее выявление склонностей у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-воспитательного учреждения.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский фи­лософ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официаль­ной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о рас­пространении образования в народных массах, борьбе со схолас­тикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (в пед.) — идеология, не принимав­шая рационализма и индивидуализма западной педагогики, ста­вившая вопрос о специфическом для России взгляде на воспита­ние как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозных чувств и воззрений. Человеческая ин­дивидуальность представителями С. рассматривалась прежде всего с позиций соборности.

СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процес­се общения, связанный с восприятием и пониманием речи участ­ников общения и реагированием на нее.

Слушание рефлексивное — слушание с анализом, уточнения­ми, перефразированием.

Слушание эмпатическое — в пед. взаимодействии — метод слу­шания, основанный на способности учителя понять собеседника и сопереживать ему, т.е. находиться в том же эмоциональном со­стоянии, к-рое испытывает воспитанник (родитель, коллега и т.д.).

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — действительное индивидуализи­рованное отношение личности к окружающему миру. С. л. осоз­нается как «значение — для-меня» усваиваемых человеком без­личных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, ценности и иде­алы. Определение С. л. выступает содержательным элементом куль­туры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач

воспитания.

СОБОРНОСТЬ — качество личности, выражающееся в приня­тии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофила­ми (А.С.Хомяковым). В понятии С. акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение националь­ного сознания русского народа, проявляющееся, в частности, раз­витием русских школ в современной образовательной системе и острым интересом к христианско-антропологическому направле­нию в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX в., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежа­щих формированию у подрастающего поколения.

СОВЕСТЬ — категория этики, отражающая моральную ответ­ственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для само­оценки собственного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - систе­ма научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта твор­ческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разносто­роннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, пове­дения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры.

СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его

пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывает­ся из личностной и профессиональной ^-концепции, Д-концеп-ции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, восприни­мает, принимает и оценивает) и ^-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и спе­цифику своей пед. деятельности).

СОКРАТ (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания ис­тины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существо­вание всеобщих нравственных понятий, одного познания к-рых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрица­тельную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем мето­дом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных доброде­телях путем их анализа и сравнения) и определение (установле­ние родов и видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена ин­формацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.

СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич (1882-1960) -русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные ра­боты: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской нацио­нальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевско­го» и др. Внес большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких де­тей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ори­ентаций: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуи­тивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный под­ход.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ - совместная, взаимо­связанная деятельность учащихся и учителей, построенная на де­мократических принципах, ориентированная на достижение осоз­наваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

СОФИСТЫ — платные преподаватели философии, математи­ки, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентиро-

ванного на достижение личного успеха. В процессе обучения крас­норечию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способ­ствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспро­изведения человеком соц. опыта, овладения навыками практи­ческой и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. С. осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, вос­питание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в С. ребенка играет семья.

Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. Агенты пер­вичной социализации: семья, приходящие друзья семьи, сверстни­ки, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группи­ровок. Агенты вторичной социализации: администрация школы, уни­верситета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная социализация осуществляется в непосредствен­ном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредован­ном или формальном окружении, значима на более поздних эта­пах жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: