направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета);
пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т. д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет характер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на человека путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средствами Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учителя.
ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.
ЭПАТИРОВАТЬ (фр. epater) — поражать, удивлять необычным поведением, скандализировать.
ЭПИСТОЛОГИЯ — философская наука о знании.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные пед. работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.
|
I |
ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных зна-ний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.
ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
ЭТНОПЕДАГОГИКА — наука, предметом изучения к-рой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе.
ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.
|
ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» — эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными (например, переход ученика от необученное™ к обучен-ности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА — степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.
ю
ЮВЕНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ - идея вечного творчества, движения, активного восстановления после перегрузок; обучение учащихся методам саморегуляции и повышение их адаптации к экстремальным условиям, регуляции своего физического и
морального состояния, научение ориентации в вопросах собственного здоровья.
ЮНИСЕФ — Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН). Создан в 1946 г. для организации помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название — с 1953 г.). Ю. воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных стран разрабатывать программы помощи детям. Наиболее важными инициативными акциями Ю. за последние годы стали содействие в разработке проекта Конвенции ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20^ ноября 1989 г.), участие в подготовке и проведении в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей и принятии на ней главами 159 государств Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей до 2000 г. В 1965 г. ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской премии за вклад в дело защиты детства и мира.
|
Я
Я — результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов и переживать свою целостность и тождественность.
Я-КОНЦЕПЦИЯ — система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе.
Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - та часть ^-концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»)', того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»), того, каким бы хотел стать учитель («идеальное Я»)', того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают др. люди — его коллеги, учащиеся и др. («рефлексивное Я»).
Я-СООБЩЕНИЕ — прием пед. оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется открыто высказать отношение учителя к поведению ученика, но необходимо тонко скорректировать его действия. Я-сообщение реализуется через высказывание (сообщение) одним человеком своего отношения к поступку др. человека или к.-л. явлению. «Я всегда...», «Я не находила себе места...», «Меня всегда...».
Я УЧЕНИКА — комплекс представлений и знаний ребенка о себе как школьнике. Представления и знания о себе у школьника неравнозначны и порой противоположны и во многом обусловливают поведение ученика и его успехи в классе, к-рые, в свою очередь, становятся предметом оценки др. лиц, в основном учителя. От принятия учеником оценочных суждений др. людей и объяснения их себе зависит его самооценка, образ себя. Для младших школьников важна их оценка учителем, для старших — оценка сверстниками. Для многих старшеклассников характерно стремление сохранить, вопреки реальности, свое самопонимание или даже его повысить.
ЛИТЕРАТУРА
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1993. Вайзман И.П. Реабилитационная педагогика. — М., 1995. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991.
Воспитание детей в школе. — М., 1998.
Гузеев В. В. Образовательная технология от приема до философии. - М., 1995.
Детское движение: Вопросы и ответы. — Кострома, 1994. Дефектология: Словарь-справочник. — М., 1996. Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. — Минск, 1998.
Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.
Коджаспирова Г.М. История и философия образования в таблицах и схемах. — М., 1998.
Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. — М., 1993. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1982.
Конюхов И.И. Словарь-справочник практического психолога. — Воронеж, 1996.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. — М., 1994. Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М., 1988. Краткий психологический словарь-хрестоматия. — М., 1974. Краткий психологический словарь. — Ростов н/Д, 1998. Краткий словарь по социологии. — М., 1989. Куписевич Ч. Основы обшей дидактики. — М., 1986. История педагогики. — М., 1998.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М., 1996. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. — Свердловск, 1988.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. — М., 1997.
Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Нестеренко А.В. и др. Основы сексологии. — М., 1998. Нововведения в муниципальном управлении образованием. — М., 1997.
Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. — М., 1984.
Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. — М., 1997.
Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М., 1995.
Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.
Оконъ В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. — М.; Воронеж, 1998. Основы дидактики /Под ред. Б.П.Есипова. — М., 1967. Педагогика/Под ред. Ю.К.Бабанского. — М., 1988. Педагогика/Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина. — М., 1986. Педагогика /Под ред. Г.Нойнер. — М., 1978. Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого. —М., 1997. Педагогика и психология. — М., 1997. Педагогический словарь. — М., 1999. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — Рязань, 1996.
Петровский В.А. Личность в психологии. — Ростов н/Д, 1996. Полонский. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. — М., 1995. Прикладная социальная психология. — М.; Воронеж, 1998. Профессиональные объединения педагогов: Психология и педагогика. — М., 1998.
Психология: Популярный словарик / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1998.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. ВА-Мижери-ков. — Ростов н/Д, 1998.
Розанова В.А. Психология управления. — М., 1997. Розанов В.В. Сумерки просвещения. — М., 1990. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — T.I.
Семейное воспитание: Краткий словарь. — М., 1990. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1997. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. - М., 1997.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 1997. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995. Словарь иностранных слов. — М., 1990. Словарь русского языкам: В 4 т. — М., 1984. Советы педагогу-воспитателю. — Рязань, 1996. Сулимова Т. О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. — М., 1996.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний. — М., 1995.
Управление школой: теоретические основы и методы. — М., 1997. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. — М.: 1995.
Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. — М.,
1994.-Вып. 1-3.
Философский словарь. — М., 1986.
Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1994.
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования, — М., 1997.
Фридман Л.М. и др. Психологический справочник учителя. — М., 1998.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М.,
1995.
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М., 1997.
Шульга Т.И., Олифренко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи. — М., 1997.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. — М., 1993.
Шуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. -М., 1997.
Литература... |
Учебное издание