Образовательный квест I.
“Общепсихологические аспекты изучения личности”
Станция 1.
Тема: Психология познания и мышления. Познавательные процессы личности
Задание: Соотнесите элементы воли и их характеристики
Элемент воли | описание |
1. Мужество | А) быстрый и обдуманный выбор цели и определение способов ее достижения. |
2. Самостоятельность | Б) волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. |
3. Дисциплинированность | В)подчинение поведения устойчивой цели, готовность отдавать силы и способности для ее достижения |
4. Целеустремленность | Г)способность преодолевать чувство страха и растерянность. |
5. Выдержка, самообладание | Д) - способность самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения; |
6. Инициативность | Е)сознательное подчинение своего -поведения общественным правилам и нормам. |
7. Смелость | Ж) способность сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. |
8. Настойчивость | З)способность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, благополучия, преодолевая невзгоды, страдание и лишения. |
9. Решительность | И)способность доводить до конца принятое решение, достигать цели, преодолевая препятствия на пути к ней. |
Станция 2
Тема: Эмоционально-волевая сфера личности
Задание: Определите, какие из нижеперечисленных характеристик связаны со сложным волевым действием, а какие люди предпринимают, чтобы избавиться от затянувшихся отрицательных эмоций после ссоры, конфликта, неприятного события, фрустрации:
1) общение с близким человеком, со своими детьми;
2) прием успокоительных и снотворных лекарств, алкоголя;
3) осознание цели и стремление достичь ее;
4) занятие любимым делом (хобби), отвлечение с помощью чтения, прослушивания музыки, посещения кино, театра;
5) борьба мотивов и выбор;
6) активное переключение (физическая работа, физкультура, прогулка пешком, путешествие, работа в саду, на даче);
7) осознание ряда возможностей достижения цели;
8) физиологическое переключение («покушать любимое лакомство», половая близость и др.);
9.) осуществление принятого решения
10.) успокоение силой логики, переключение на воспоминания, приятные мысли;
11.) принятие одной из возможностей в качестве решения;
12) агрессивные действия (срыв злости на ком-либо), разрядка слезами; 8) аутотренинг; 9) дыхательные упражнения.
13.) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
14.) аутотренинг
15.) дыхательные упражнения
16.) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности
Ответы занесите в таблицу:
Сложное волевое действие | Действия,способствующие избавлению от стресса |
Классификация типов темперамента и их взаимосвязь с типом нервной системы:
Задание: Заполните таблицу вставив, характеристики: сильный, слабый, неуравновешенный, уравновешенный, подвижный, инертный
Основные свойства нервной системы | Безудержный | Живой | Спокойный | Слабый |
Сила | ||||
Уравновешенность | ||||
Подвижность | ||||
Тип темперамента | холерик | сангвиник | флегматик | меланхолик |
Станция 4
Тема: Типологии личности
Сенсорная типология
Задание: Можно заметить, что люди думают по-разному, и различия соответствуют трем основным сферам сенсорного опыта – визуальной, аудиальной и кинестетической.
Определите по описанию тип личности:
1. Аудиальный тип
2. Кинестетический тип
3. Визуальный тип
А. Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинестетические слова: «взять, схватить, ощутить, тяжелый», «Я чувствую, что...», «Мне тяжело», «Не могу ухватить мысль...» и т. п.
Б. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов, рассказывая что-то, эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. В разговоре часто пользуются фразами: «Вот, посмотрите...», «Давайте представим...», «Я ясно вижу, Что...», «Решение уже вырисовывается...» В момент вспоминания эти люди смотрят как бы прямо перед собой, вверх, влево вверх или вправо вверх.
В. Эти люди употребляют в основном аудиальные слова: «Я слышу, что вы говорите», «Тогда прозвучал звонок», «Мне созвучно это», «Вот послушай...», «Это звучит так...» и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого.
Задание: По психологическим характеристикам поведения определите тип личности
зигзаг, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг
- организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи. аккуратность
-изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость;
- лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепный политик, остроумие, широкий кругозор;
- высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий;
-_ жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.
Задание. Дайте краткое описание одной из Ваших целей в любой удобной форме. Когда Вы планируете ее достичь? Напишите, что для Вас будет наибольшим успехом (в плане личного самосовершенствования, работы, семьи, общения) через 1 год? 3 года? 5 лет? 10 лет? Проведите декомпозицию: цели – задачи.
Уточните её описание с помощью SMART – теста
конкретность (specific) | измеримость (measurable) | достижимость (achievable) | выгодность (rewarding) | * временные рамки (timebound) | |
Задача 1 | |||||
Задача 2 | |||||
Задача 3 | |||||
Задача … |
Какие ресурсы вам необходимы для достижения намеченной цели?
Ресурс | Где и как именно следует получить? Что для этого надо сделать? |
Какие качества личности нужны для достижения этих целей?
На какие персональные качества Вам следует опираться?______________________________
Какие качества нужно развивать?________________________________________________
Каких опасаться?_______________________________________________________________
Что может стать препятствием на пути к намеченной цели?
Помехи:
Что нужно сделать, чтобы все равно реализовать Ваши замыслы и осуществить цель? Как такие помехи предотвратить, нейтрализовать или хотя бы уменьшить их влияние на достижение намеченных целей