Как снизить возможность побега ребёнка с РАС




Практические советы психолога

Сбежать без предупреждения - одна из особенностей поведения детей и взрослых с расстройством аутистического спектра. По данным исследовательского института Interactive Autism Network опубликованным в журнале «Pediatrics», практически половина семей*, в которых растет ребенок с РАС, подавала заявление о пропаже детей. Из-за особенностей, связанных с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, аутисты склонны к побегу чаще, чем нормотипичные дети. Ситуация ухудшается тем, что зачастую они не могут назвать свое имя и адрес, и тем более объяснить незнакомцу, что им нужна помощь.

Именно поэтому российские и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что родителям детей-аутистов необходимо установить в доме дополнительные замки с секретом (даже на окнах), сигнализацию, нашить бирки с именем и адресом на одежду ребенка

Минимизировать риски

Как поясняют на сайте Ассоциации Комплексной Коррекционной Помощи, у родителей не должно быть ложного чувства безопасности. «Главная цель родителей, которые столкнулись с аутизмом у ребёнка – принять как данность, что повышенную опасность таят в себе все возможные обстоятельства: когда вы гуляете с малышом на улице; когда он находится в пределах вашего дома или под присмотром других людей».«Существенная доля побегов случается, когда дети находятся в школах, детских садах или группах продленного дня, - со ссылкой на американского доктора Брайана Д. Уделл, - пишут на сайте Ассоциации ККП. - Нереалистично рассчитывать, что воспитатель будет находиться рядом с ребенком все двадцать четыре часа, возможность побега нужно предполагать всегда».

Фото: rostec.ru

СОВЕТЫПСИХОЛОГА

По данным зарубежной статистики, риск того, что ребенок с расстройством аутистического спектра может попытаться убежать в четыре раза выше (а для детей 8-10 лет в восемь раз), чем для нормотипичных детей аналогичного возраста, психолог Мария Астафьева советует родителям заранее проиграть подобную ситуацию с ребенком и разработать план действий.

- Спектр аутизма внутренне не однороден - что подходит ребенку невербальному, то выглядит смешным и даже некоторым издевательством для интеллектуального ребенка с синдромом Аспергера и становится для него признаком того, что вы хотите поуправлять им. Такие дети к старшему подростковому возрасту могут стать крайне чувствительны к управлению собой и нажимом через какие-то откровенно-манипулятивные шаги воспитательного характера, - сразу поясняет в интервью читателям интернет-портала The Nest психолог Мария Астафьева. - Но в любом случае перед родителями такого ребенка, как и перед воспитателями и учителями, встают проблемы особого взаимодействия с особым ребенком. Необходимо работать с его внутренним миром через специально сконструированные и подобранные сказки: обсуждать услышанное, создавать рисунки по сказке и обсуждать, чему она учит. Также нужно составить план, как в жизни реализуют то, чему учит сказка - в простых обыденных действиях. С невербальными детьми сказки проигрываются с предметами кукольного театра на столе.

Фото: aba.nsu.ru

Например, возьмем сказку про сбежавшего колобка.

Первый шаг: Посадите ребенка сначала себе на руки и расставьте персонажей на столе. Рассказывайте сказку с подчеркнуто-выразительными, а порой и гротескными интонациями. Повторяйте 3-6 дней.

Второй шаг: посадите ребенка рядом с собой и, приобнимая, рассказывайте сказку с помощью персонажей из кукольного театра на столе. Обычно это фигурки на подставках из дерева или плотного материала синтетического характера. Повторяйте 3-6 дней.

Третий шаг: Просто посадите ребенка рядом с собой. Расскажите сказку. Потом попросите показать, отвечая на вопрос, кто и что должен был делать в сказке; что для кого было подготовлено. Например, кто должен был съесть колобка, а кто в конце съел.

Четвертый шаг: Рисуйте по точкам персонажей сказки.

Пятый шаг: Дайте ребенку самостоятельно нарисовать персонажей сказки.

Фото: stopautism.ru

Шестой шаг: Запоминайте с ребенком последовательности, в которой стоят персонажи в сказки. Можно прикрыть ребенку глаза или пусть он сам их закроет ладошками, а вы в это время уберете один персонаж. Необходимо озвучить, кто пропал. Эти упражнения развивают внимание и память ребенка.

Седьмой шаг: На этом этапе ваш ребенок уже достаточно хорошо запомнил сказку. Он сам будет расставлять и двигать персонажей, рисовать их. Главное в это время поддерживать контакт с ребенком: бурно и радостно реагировать на любой верный ответ.

- При проигрывании сказки с маленькими детьми можно самому себе хлопать, а вот с детьми более старшего возраста (среднего школьного возраста и подросткового), нужно обсуждать, чему учит история и составлять план того, как в реальной жизни достичь того, чему учит история: что надо сделать, кто может помочь, когда это сделать, где это можно делать (восьмой шаг).

Восьмой шаг: Составьте план действий на случай, если ребенок убежит, и обсудите с ним, чему учит история (для детей старшего возраста). Пункты плана необходимо зарисовывать или записывать, или делать и то, и другое.

- Не менее важна ориентация во времени: что и когда именно надо делать, - объясняет Мария Астафьева. - При относительно легких вербальных формах аутизма сделать это можно через предварительное краткое проговаривание точных планов действий в случае, если ребенок убежит или потеряется. Сделать это можно с помощью специального расписания с картинками, сделанными на специальном фетровом поле, либо созданным с помощью выжигания на специальном деревянном браслете, бусах, поясе. Что подходит для общения зависит от конкретного ребенка: кому-то подходят жесты из немого языка, которым обучают детей, а кому-то помогает обычный коммуникатор. В любом случае предварительное обсуждение плана действий любым способом, поможет предотвратить нежелательное поведение в публичных местах, например, убегание.

Фото: s2.dmcdn.net

РОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Среди наиболее вероятных причин побега детей с РАС называют сенсорное перенапряжение: громкие звуки, неприятные резкие картины, пугающая обстановка или чрезмерная суета вокруг. В этом случае дети будут стараться отыскать тихие и уединенные места или спрячутся там, где им больше всего нравилось бывать раньше. Но есть и совсем другое объяснение – любопытство. К такому выводу пришел доктор Терри Катц из университета Колорадо в Денвере. Согласно его исследованиям, родителям важно понять, что побег ребенка с РАС происходит не из-за их невнимательности, а скорее в результате чрезмерного любопытства таких детей.

Кстати, сенсорную перегрузку заметить можно по ряду признаков, когда ваш ребенок-аутист вдруг:

странно опускает и подкатывает глаза, закрывает уши, подергивает рукой, крутит интенсивно прядь волос, накручивает на палец край футболки или подол платья, готов лечь на пол - уже опускается, опускает голову с застывшим выражением лица, не реагируя на окружающее, не реагирует на слова, которые обычно понимает, или же у ребенка появился отсутствующий взгляд.

- В этом случае следует покинуть на несколько минут то публичное место, где вы находитесь, - рекомендует психолог Мария Астафьева. - Следует выйти, пойти в тихое место, может быть в близлежащий двор, и посидеть там на лавочке. Поговорить кратко о том, что вы сейчас будете делать, затем снова зайти в магазин и совершать покупки быстро, долго не простаивая у прилавка, где разбегаются глаза от ярких упаковок товаров, и не разговаривая во время покупок с подругами по телефону.

Фото: gm1.ggpht.com

Также в обычной жизни для детей с расстройством аутистического спектра важна стимуляция обучения через компьютерные игры на развитие внимания и моторной ловкости, сериации как одной из сторон мышления и обобщения, а также игры на отыскивание предмета на картинки с множеством предметов, собирание парных камешков среди множества камешков и т.п.

Кстати, набор полезных постеров для детей с РАС можно скачать на сайте www.corhelp.ru

ВАЖНО

Если в вашем городе пропал ребенок с РАС и вы случайно встретили его на улице, не нужно сразу хватать ребенка за руку и тащить куда бы то ни было. Так вы рискуете только напугать его и навредить его психике.

- Ребенок с расстройством аутистического спектра в любом случае, до известной степени, будет напряженно реагировать на постороннего, - объясняет психолог Мария Астафьева. - Главное самому не паниковать. С вербальным ребенком говорить краткими предложениями, телесно не касаться, ибо прикосновения переживаются как стресс, и не повышать голоса. С невербальным тоже говорить кратко, но быть готовым, что некоторые слова могут быть ему не понятны, минимизировать телесный контакт, дать понять, что его могут проводить в безопасное место и найдут его родителей. В некоторых случаях без помощи специального коммуникатора не обойтись.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ*

Если в вашей семье растет ребенок с РАС и ему от 4 до 7 лет, то для него риск потеряться возрастает до 46%. И по данным исследовательского института Interactive Autism Network, эта цифра практически в 4(!) раза превышает статистику о пропаже нормотипичных детей того же возраста. Когда ребенку 8-11 лет, то шансы что, он убежит, пока вы будете покупать продукты в супермаркете или закрутитесь за делами дома, уменьшаются вдвое – 27%. И это в любом случае в 8 раз выше, чем при пропаже нормотипичных детей. Более 35% сбежавших детей были невербальными и не могли сообщить свое имя и\или адрес.

Согласно данным того же исследования:- 74% детей с РАС убегали из своего собственного или чужого дома- 40 % детей с РАС убегали из магазинов- 29% детей с РАС убегали с уроков или из школы.

Пятилетний возраст большинство родителей называют худшим годом в жизни ребенка с РАС, так как именно на это время приходится пик детских побегов (29% детей с РАС пытались убежать неоднократно в течение дня, 35% пытались убежать как минимум раз в неделю).

К сожалению, половина родителей заявили, что не получили никакой поддержки и советов о том, как можно предотвратить побег или что делать с таким поведением ребенка с РАС.

* Статистические данные были собраны исследовательским институтом Interactive Autism Network и впервые опубликованы в журнале «Pediatrics»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: