Методическая разработка
Открытый урок
Дисциплины.
ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
и
ТУРИЗМ
Тема.
«Туризм и безопасность»
Преподаватель по туризму
Ярыгина Елена Валерьевна
Преподаватель-организатор ОБЖ
Маловидченко Виталий Михайлович
Москва
Год
Пояснительная записка
К открытому межпредметному уроку по дисциплинам «Туризм» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема урока «Туризм и безопасность»
Главная цель этого урока – сформировать у студентов основные компетенции: представление о современном туристическом безопасном отдыхе; побудить интерес у студентов к изучению предметов Туризма и ОБЖ во взаимосвязи между собой, как наук необходимых для выживания при возникновении различных экстремальных ситуаций на отдыхе, научить их прогнозировать и избегать многих чрезвычайных ситуаций в туристическом бизнесе; заложить основы к пониманию безопасности туристического процесса при организации отдыха туристов.
Так как эти дисциплины читаются для студентов – будущих туристов с различным сроком обучения (1, 2, 3 курс), урок построен в формах викторины по известному студентам материалу по Туризму и ОБЖ и эвристической беседы для вскрытия связи между этими предметами при организации туризма. Урок помогает сформировать у студентов навыки творческого мышления при обсуждении проблем по безопасности туристов на всех этапах туристического отдыха. Кроме того, такая форма занятий предполагает живое общение преподавателя и студентов и развивает у них навыки коммуникативного общения и культуру речи.
Деятельность преподавателей направлена на активизацию знаний студентов, полученных на уроках по Туризму и ОБЖ.
В процессе занятия и раскрытия темы у студентов формируется умение обобщать и систематизировать знания.
Разработка урока по дисциплинам «Туризм» и «Основы безопасности жизнедеятельности»:
«Туризм и безопасность»
Ярыгина Е.В.
Преподаватель по туризму
Маловидченко В.М.
Преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ СПО города Москва Технологического колледжа № 34
В данной разработке раскрываются подходы, используемые на уроке по развитию компетенций у студентов СПО, позволяющие понимать и осознать важность знаний по дисциплинам «Туризм» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в четкой взаимосвязи между собой.
Основная методическая цель разработки - помощь преподавателям в подготовке и проведении совместного урока в разделе «Туризм и безопасность», чтобы вскрыть и закрепить межпредметные связи и знания, рассматривая материал темы под различными углами зрения. Урок рассчитан на студентов среднего профессионального образования по специальности «туризм» при этом на занятии присутствуют группы первого, второго и третьего курсов колледжа (на базе основного общего образования).
Длительность урока – 45 минут.
Цели урока:
-Получение новых знаний о безопасном современном туризме. Развитие интереса к различным видам туристического отдыха
.
-Воспитывать личность, способную в стрессовой ситуации защитить себя и знающую мероприятия по обеспечению безопасности, как своей, так и окружающий людей.
- Развитие культуры речи.
- Развитие умения анализировать и систематизировать новый материал. - Расширение информационного кругозора
Задачи урока:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
- Усилить практическую направленность
- Развивать коммуникативные качества
- Оптимизировать труд учителя
- Организовать учебный процесс интегрировано
Тип урока.
Комбинированный:
- актуализация прежних знаний и способов действий учащихся,
- изучение нового материала;
- формирование компетенции.
Формы проведения.
Викторина по известному материалу и Эвристическая беседа по новым знаниям.
Методы проведения.
Диалогический, проблемный.
Оборудование.
Медиапроектор, экран, опорные схемы по теме занятий.
Основные понятия урока: Туризм, виды туризма, безопасность, безопасный туризм.
Примерное распреде-ление времени | Ход урока: | Деятельность студентов |
2 мин | Организационный момент: объявляется цель, задачи и форма проведения урока. Проводится мотивация деятельности студентов. | Записывают дату и номер урока. |
8мин | Основная часть. Актуализация опорных знаний осуществляется при помощи опорных вопросов «Что такое туризм?» и «Виды туризма?». Для мотивации студентов различных групп используется форма викторины. | Студенты отвечают на вопросы, опираясь на свои знания. На слайдах презентации есть правильные определения и ответы. |
20 мин | Изучение нового материала. Преподаватели, используя творческий подход и специальное расположение материала в презентации, в форме викторины задают наводящие вопросы об этапах туристического отдыха, о безопасности на каждом из этих этапов, постепенно подводя студентов к созданию свода правил, которые необходимо соблюдать туристу, чтобы обеспечить себе безопасный отдых. Особое внимание уделяется опасностям, возникающим в ходе туристического отдыха. Подробно разбираются способы снижения рисков туристов при отдыхе. В качестве дидактического материала используются слайды презентации с фотографиями различных туристических мест и в конце занятия выдаются студентам правила безопасного туристического отдыха. | Студенты записывают тему урока и основные моменты темы урока. Преподаватели перечисляют виды туризма и ставят проблемы безопасности при использовании на практике каждого из них, а студенты пытаются ответить на поставленные вопросы. В качестве подсказки есть специальные слайды презентации. |
10 мин | Закрепление нового материала. Преподаватели предлагают студентам, опираясь на знания, полученные в процессе объяснения темы, сформулировать основные правила безопасного туристического отдыха. | Студенты систематизируют материал, полученный в результате объяснения новой темы |
3 мин | Подведение итогов. Преподаватели выделяют лучшие ответы студентов. Выставляют оценки активно работавшим во время занятия студентам, награждают победителей викторины. | |
2 мин | Преподаватели выдают домашнее задание: разработать правила поведения туриста для одного из этапов туристического отдыха. | Студенты записывают творческое самостоятельное задание на дом. |
Конспект совместного урока по дисциплинам «Туризм» и «Основы безопасности жизнеобеспечения»