Особенности, структура и виды политической власти




 

Политическая власть — это способность и возможность субъекта осуществлять свою волю в сфере политики, т.е. в сфере принятия и осуществления решений, носящих общеобязательный характер.

Специфическими чертами политической власти являются:

1. Публичность (всеобщность, безличность). Политическая власть осуществляется от имени всего общества или больших социальных групп.

2. Широта и неопределенность круга объектов. Политическая власть распространяется на большие социальные группы или все общество.

 

3. Многообразие используемых ресурсов. При всем разнообразии ресурсов для политической власти важнейшими из них является авторитет, поскольку он минимизирует издержки властвования.

В политической власти можно выделить три элемента.

1) директивный - наличие приказа и соответствующих действий;

2) функциональный - обеспечение определенной потребности социального целого, в масштабах которого она осуществляется;

3) коммуникативный — обмен информацией, налаживание взаимопонимания и эффективного общения между участниками властных отношений.

Виды политической власти выделяются по различным основаниям.

A. По сферам проявления власть бывает экономической, информационной, профсоюзной, партийной и др.

 

Б. По объему власть может быть коллективной, районной, областной, общенациональной, надгосударственной, мировой.

 

B. По функциям органов власти выделяют исполнительную, законодательную и судебную власть.

 

Г. По средствам и методам осуществления власти в обществе можно выделить власть тоталитарную, авторитарную и демократическую.

Д. По характеру институционализации власть может быть формальной и неформальной, официальной и неофициальной, легальной и нелегальной.

Власть и политика обладают круговой причинно-следственной зависимостью: власть выступает причиной политики и наоборот.

Государственная власть — это разновидность политической власти, обладающая суверенитетом, наличием воли, авторитетом и способностью к принуждению.

Суверенитет (от фр. souverainete) — это независимое полновластие субъекта права при принятии решений в пределах предоставленных ему полномочий. Суверенитет означает не зависящее ни от каких сил и обстоятельств верховенство субъекта. Государственный суверенитет — это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах.

Воля означает для государства наличие цели (программы действий) и готовности реализовать ее, несмотря на объективные препятствия или сопротивление каких-либо субъектов.

Авторитет — общественное признание власти, основание готовности граждан добровольно выполнять ее решения.

Способность к принуждению означает, что государство располагает ресурсами для применения силы (армией, органами внутренних дел и др.).

 

Функции политической власти как инструмента социального управления:

-- формирование политической системы общества;

-- сохранение социальной целостности;

-- руководство органами власти и государственным аппаратом методами и средствами их деятельности;

-- управление делами общества и государства с помощью различных средств и методов;

-- контроль и целенаправленное воздействие на различные структуры общества в интересах власти;

-- укрепление и поддержка стабильности существующей системы власти (власть должна беречь сама себя) во имя своих интересов и целей развития всего общества;

-- реализация потребностей и интересов, осуществляющих властные функции социальных групп;

-- регулирование социальных отношений

-- поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Вместе с тем особенностью современного этапа общественного развития является тот факт, ставший очевидным для многих развитых демократических стран, что добиться удовлетворения своих групповых интересов, пренебрегая интересами гражданского общества, невозможно. Это ведет к дестабилизации общества, а значит, влечет за собой угрозу потери власти, перемены в социальном порядке. Поэтому западная политология сегодня трактует власть как реальную способность выразить общий интерес через частный интерес социальной группы или класса. Такое понимание политической власти находит свой отклик и в нашей отечественной политической науке и дает возможность найти новые ресурсы власти.

Используя свои возможности, власть должна формировать политическую систему общества, создавать оптимальные политические отношения между государством и обществом, социальными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения и по возможности превращать их в бесконфликтные и организованные. Таким образом, политическая власть выполняет такие общественно значимые функции, как:

-- поддержание общественного порядка и стабильности;

-- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

-- достижение общественного согласия (консенсуса);

-- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

-- управление делами общества.

Власть проявляется:

-- на макроуровне управления (высшие центральные политические институты, государственные учреждения, партии и организации);

-- на мезоуровне управления (региональное, областное, районное);

-- на микроуровне управления (непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление).

Эффективное осуществление власти возможно лишь тогда, когда есть чёткое представление о способах ее функционирования.

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции.

В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

-- анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;

 

-- определение собственной стратегии и частных, тактических задач;

 

-- репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;

 

-- присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);

 

-- распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);

-- преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

В качестве определённого итога предыдущего анализа политической системы общества теперь мы можем указать на её внутреннее, глубинное содержание, которое составляет её сущность. Во всякой политической системе концентрируются интересы классов и других социальных групп. Само существование этой системы обусловлено социальными причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных социальных интересов. В этом её сущность.

Уяснение того, какие социальные интересы и цели отражают тот или иной политический институт, то или иное явление политической жизни, составляет важнейшую исследовательскую, познавательную и политическую задачу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: