Цели и задачи.
- Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них.
- Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов.
- Освоить навыки экологической культуры.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент.
Игра проводится с учащимися 5 класса.
Из присутствующих учащихся путем жеребьевки выбираются две команды. Представители международной организации по охране природы (участники экологического движения) оценивают выполнение заданий игры. В конце игры подводятся итоги. Игра включает в себя знакомство с теоритическим материалом о проблеме бытовых отходов и приминение его на практике.
Этап. Постановка проблемы
В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. (видиосюжет). Великий датский физик Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором - это "вечная тема”.
Демонстрация слайдов презентаций с комментариями учителя и учеников.
Материал для презентаций.
Историческая справка:
- 200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;
- 400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;
- 200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;
- 1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;
- 1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;
- 1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;
- 1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;
- 1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;
- 1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;
- 1912 г. изобретен целлофан;
- 1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;
- 1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;
- 1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;
- 1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;
- 2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.
Говорят факты:
|
- 1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;
- Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);
- 300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;
- 600 кг мусора на каждого жителя США;
Причины увеличения количества мусора в мире:
- рост производства одноразовой посуды;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни.
Что мы выбрасываем в мусорное ведро? (примеры демонстрация содержимого мусорного ведра)
Этап. Проведение игры
Игра "Мусорная цивилизация”
1 тур "Россыпи помоек”
(Вопросы экологической викторины)
Команды получают три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись, команды по очереди поднимает таблички с номером ответа. Представители международной организации оценивают ответы.
Экологическая викторина.
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
а) пластмасса, б) стекло, в) металл.
|
2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
а) рассортировать, б) собрать в одном месте, в) раскрошить.
3. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а) защита поверхности земли и грунтовых вод, б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.
4. Самая страшная добавка к воде:
а) бытовой мусор, б) пестициды, в) минеральные удобрения.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) компостировать, б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.
6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора, в) производство автомобилей.
7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) их захоронение, б) разработка правовыхмеханизмов регулирование процесса, в) рециркуляция (повторное использование отходов).
8. Вредные выбросы оказывают влияние:
а) только на те регионы, где появилосьзагрязнение, б) на близлежащие регионы, в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.
9. Способом уменьшить влияние на природу является:
а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.
10. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.
11. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.
12. Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за:
|
а) 1-2 года, б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.
Интересные факты.
«Мусорные полицейские»
В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. В этой стране на высоком уровне поставлена воспитательная работа с населением, она закреплена законами Германии. С самого детства немцы учатся уважать окружающих, заботиться о природе и собственном здоровье. За соблюдением чистоты следят «мусорные полицейские»
Китаю помогают черви
Выход был предложен неожиданный и неординарный. Весь вывозимый мусор, после предварительной сортировки предлагается отдать …на съедение червям. Армия червей, готовая наброситься на мусорные горы — более 80 миллионов особей. Мало того, что они сжирают все биологические отходы, так они оставляют после себя ценнейшее удобрение! Руководители этого проекта заявляют, что черви — естественные чистильщики нашей земли, и это они спасли землю от неминуемого покрытия ее слоем мусора, когда его вывоз в места захоронения ещё не был налажен.(