Преподавание в вузе как вторая профессия специалиста. Общее понятие о дидактике как о теории обучения. Принципы обучения в высшей школе: принцип научности, систематичности, сознательности, прочности знаний и т.д.
Общее представление о содержании вузовского образования. Знания, умения, навыки, творческая деятельность. Функции обучения: познавательная, практическая, воспитательная, развивающая.
Этапы учебного процесса. Особенности учебного процесса в зависимости от учебного предмета.
Формы организации учебного процесса в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия в высшей школе. Основные типы лекций, способы активизации студентов в ходе лекций. Особенности подготовки лекционных курсов. Специфика семинарских, лабораторных, практических занятий. Тренинг как форма учебного занятия.
Нетрадиционные формы занятий в вузе.
Основы педагогического контроля, основные формы контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль. Понятия оценки и отметки. Понятие рейтинга. Значение рейтинговой системы, ее роль в воспитании и формировании мотивации студента.
Тема 11.
Методы и средства обучения в высшей школе
Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе
Метод и прием, сходство и разница между понятиями.
Основные классификации методов обучения. Оптимальный выбор методов обучения.
Психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков, формирования компетенций студента. Понятие о традиционных и нетрадиционных методах обучения. Использование нетрадиционных, в том числе игровых, методов в процессе обучения студентов.
Средства обучения. Основные классификации средств обучения.
Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов, как организационная форма обучения, как метод и средство обучения. Основные формы самостоятельной работы, виды самостоятельной работы. Основные цели самостоятельной работы. Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Система контроля самостоятельной работы студентов. Критерии оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента.
Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) как основная часть обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Организация НИДС, различные ее формы: рефераты, доклады, курсовые, дипломные работы и т.д. Проект как вид научно-исследовательской работы студента. Работа с информационными источниками при выполнении самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов.
Тема 12.
Современные технологии,
Возможности их использования в высшей школе
Понятия «технология», «методика». Взаимосвязь и взаимозависимость понятий. Сущность понятия «педагогическая технология». Педагогические технологии в исторической ретроспективе. Основные составляющие педагогической технологии.
Некоторые классификации педагогических технологий: по характеру применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по способу усвоения, по содержанию, по формам, по типу управления познавательными процессами, по доминирующему методу и т.д.
Особенности использования информационно-коммуникативных технологий.
Алгоритм подготовки к занятию: постановка целей; осмысление содержания занятия, определение его вида; определение формы занятия в соответствии с используемыми на них ведущими методами обучения студентов; классификация занятий в соответствии с психолого-педагогическими этапами усвоения материала студентами; продумывание этапов занятия, примерное определение времени на его проведение; выбор методов обучения; выбор средств обучения.
5.2.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3
Тематический план
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | ||
лекции | практические или семинарские занятия | лабораторные занятия | ||||
История правового образования за рубежом (краткий экскурс) История правового образования в России (краткий экскурс) | - | - | Информационная лекция-презентация Информационная лекция-презентация, лекция вдвоем | |||
Общие основы правовой педагогики и методики правового обучения и воспитания. Особенности конструирования и осуществления педагогического процесса | - | презентация, беседа, разбор ситуаций | ||||
Правовое воспитание: понятие, формы, цели. Правовое обучение как форма и средство правового воспитания. Проблемы правового образования и воспитания | - | проблемное обучение, междисциплинарная работа, самостоятельно подготовленные презентации | ||||
Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса. Правовая культура как результат правового обучения и воспитания: понятие, виды, структура | - | - | Семинар-конференция | |||
Основные формы обучения в высшей школе Методы и средства обучения в высшей школе Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе | - | Работа в команде, работа в малых группах, тренинг, презентация | ||||
Современные технологии, возможности их использования в высшей школе | - | Тренинг, презентация, деловая игра | ||||
ВСЕГО | - | |||||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50%.