Биография
Джек Лондон родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. Мать будущего писателя Флора Веллман была учителем музыки и увлекалась спиритизмом, утверждая, что у неё установлена спиритическая связь с индейским вождём. Она забеременела от астролога Уильяма Чейни, с которым совместно жила некоторое время в Сан-Франциско. Узнав о беременности Флоры, Уильям стал настаивать на том, чтобы она сделала аборт, но она категорически отказалась и в порыве отчаяния попыталась застрелиться, однако, только слегка ранила себя. В газетах того времени была поднята страшная шумиха (например, в статье «Покинутая жена» в «Кроникл»), имя профессора Чейни было опорочено, что впоследствии послужило ему причиной отказываться от признания отцовства (в 1899 году Джек Лондон отправил Чейни несколько писем, в которых спрашивал, отец он ему или нет, но профессор однозначно отрицал отцовство).[1]
После рождения малыша Флора оставила его на какое-то время на попечение своей бывшей рабыни Вирджинии Прентисс, которая оставалась для Лондона важным человеком на протяжении всей его жизни. В конце того же 1876 года Флора вышла замуж за Джона Лондона, инвалида и ветерана Гражданской войны в США, после чего забрала малыша к себе обратно. Мальчика стали называть Джон Лондон (Джек — уменьшительная форма имени ДжонHYPERLINK \l "cite_note-2"[2]). Семья Лондонов (Джон Лондон привел в семью двух своих дочерей, старшая из которых — Элиза стала верным другом и ангелом-хранителем Джека на всю жизнь) поселилась в рабочем районе Сан-Франциско, к югу от Маркет-стрит.[1] В это время страна была охвачена жесточайшим экономическим кризисом, начавшимся в 1873 году, сотни тысяч людей потеряли работу и скитались от города к городу в поисках случайного заработка.[3] Отчим Джека предпринял несколько попыток заняться фермерством, которые были сведены на нет Флорой, постоянно вынашивавшей авантюрные планы быстрого обогащения.[1] Постоянно испытывая нужду, семья переезжала с места на место, пока не обосновалась в соседнем с Сан-Франциско городе Окленд, где Лондон в конце концов и окончил начальную школу.
|
/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jack_London_1914_Sunset_Magazine.jpg
/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jack_London_1914_Sunset_Magazine.jpg /wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jack_London_1914_Sunset_Magazine.jpgДжек Лондон. 1914 год
Джек Лондон рано начал самостоятельную трудовую жизнь, полную лишений. Школьником продавал утренние и вечерние газеты, по выходным подрабатывал в кегельбане, расставляя кегли, а также уборщиком пивных павильонов в парке.[4] По окончании начальной школы, в возрасте четырнадцати лет поступил на консервную фабрику рабочим. Работа была очень тяжёлой, и он ушёл с фабрики. За 300 долларов, одолженных у Вирджинии Прентисс, он купил подержанную шхуну и стал «устричным пиратом» (нелегально ловил устриц в бухте Сан-Франциско)[1], а затем служил в рыбацком патруле (описал в «Рассказах рыбацкого патруля»). В 1893 году нанялся матросом на промысловую шхуну «Софи Сазерленд», отправляющуюся на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море. Первое плавание дало Лондону много ярких впечатлений, которые легли затем в основу многих его морских рассказов и романов («Морской волк» и др.). Впоследствии также работал на джутовой фабрике, гладильщиком в прачечной и кочегаром (описал в романах «Мартин Иден» и «Джон Ячменное зерно»).
|
Первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии» был опубликован 12 ноября 1893 года и послужил началом его литературной карьеры, за который он получил первую премию одной из газет Сан-Франциско.
В 1894 году принимал участие в походе безработных на Вашингтон (очерк «Держись!»), был арестован близ Ниагара-Фоллс за бродяжничество, после чего месяц просидел в тюрьме («Смирительная рубашка»). Во время скитаний по дорогам с армией бродяг, Лондон пришёл к выводу, что физический труд не может обеспечить человеку достойного существования и ценится только труд интеллектуальный. В это время у него возникает убеждённость, что он должен стать писателем. В походе он впервые обстоятельно знакомится с социалистическими идеями (и, в частности, с «Манифестом Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, которые произвели на него огромное впечатление.[3] В 1895 году он вступил в Социалистическую трудовую партию Америки, с 1900 года (в некоторых источниках указан 1901 год) — член Социалистической партии Америки, из которой выбыл в 1914 году (в некоторых источниках указан 1916 год). Причиной разрыва с партией в заявлении называлась потеря веры в её «боевой дух» (имелся в виду отход партии от пути революционного преобразования общества и взятый ею курс на постепенный реформистский путь к социализму).[5] Вернувшись домой, Джек поступает в среднюю школу. В школьном журнале «Иджис» он публикует свои первые социалистические очерки и рассказы о временах своих странствий по дорогам США.[1]. Темпы обучения его категорически не устраивали и он принимает решение бросить школу и готовиться самостоятельно.[1]
|
Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учёбу, вынужден был уйти.
/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Sea-wolf_cover.jpg
Весной 1897 года Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» и уехал на Аляску. Поначалу Джеку с товарищами сопутствовала удача — опередив многих других золотоискателей, им удалось пробиться к верховьям реки Юкон и застолбить участок. Но золота на участке не оказалось, а застолбить новый до весны не представлялось возможным и, в довершение всего, во время зимовки Лондон заболел цингой.[1] В Сан-Франциско вернулся в 1898 году, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений.
Более серьёзно заниматься литературой стал в возрасте 23-х лет, после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899 году, а уже в 1900 году была издана его первая книга — сборник рассказов «Сын волка». Затем последовали следующие сборники рассказов: «Бог его отцов» (Чикаго, 1901), «Дети мороза» (Нью-Йорк, 1902), «Вера в человека» (Нью-Йорк, 1904), «Лунный лик» (Нью-Йорк, 1906), «Потерянный лик» (Нью-Йорк, 1910), а также романы «Дочь снегов» (1902), «Морской волк» (1904), «Мартин Иден» (1909), создавшие писателю широчайшую популярность. Работал писатель очень много, по 15—17 часов в день и написал около 40 книг за всю свою не очень длинную писательскую карьеру.
Художественный метод Лондона выражается прежде всего в стремлении показать человека в тяжелой жизненной ситуации, на переломе судьбы, сочетая реалистические описания обстоятельств с духом романтики и приключений (сам автор определял свой стиль как «вдохновенный реализм, проникнутый верой в человека и его стремления» [5]). Для произведений Лондона характерен особый поэтический язык, быстрое введение читателя в действие своего произведения, принцип симметричности повествования, характеристика героев через диалоги и мысли. Своими литературными учителями он считал Р. Стивенсона и Р. Киплинга (хотя с мировоззрением последнего Лондон не соглашался, восхищаясь лишь его стилистическими достоинствами).[1] Огромное влияние на жизненную философию писателя оказали Г. Спенсер, Ч. Дарвин, К. Маркс и Ф. Энгельс и, в некоторой степени, Ф. Ницше.[1] Джек Лондон давал высокую оценку произведениям русских писателей, особенно М. Горького (его роман «Фома Гордеев» Лондон называет «целительной книгой», которая «утверждает добро».[6])
В 1902 году Лондон побывал в Англии, собственно, в Лондоне, что дало ему материал для написания книги «Люди бездны», которая, в отличие от Англии, имела успех в США. По возвращении в Америку он читает в разных городах лекции, преимущественно социалистического характера, и организует отделы «Общестуденческого общества».
В январе 1900 года Джек Лондон женился на невесте своего погибшего университетского приятеля Бэсси Маддерн, которая родила ему двух дочерей — Джоан и Бэсс.[1] Летом 1903 года, влюбившись в Чармиан Киттредж, уходит из семьи и в ноябре 1905 года женится на ней.[1]В 1904—1905 годах Лондон работает военным корреспондентом на Русско-японской войне. В 1907 году писатель предпринимает кругосветное путешествие на построенном по собственным чертежам судне «Снарк» (по замыслу Лондона путешествие должно было продлиться 7 лет, но было прервано в 1909 году из-за болезни писателя).[1] В путешествии был собран богатый материал для книг «Путешествие Снарка», «Рассказы южных морей», «Сын Солнца». К этому времени, благодаря высоким гонорарам, Лондон становится состоятельным человеком. Его гонорар доходил до 50 тысяч долларов за книгу, что было очень большой суммой. Впрочем, самому писателю денег постоянно не хватало.
Многогранный талант Лондона принёс ему успех и в области сочинения утопических и научно-фантастических рассказов. «Голиаф», «Враг всего мира», «Алая чума», «Когда мир был юн» и другие, которые, несмотря на определённую схематичность и незавершённость, привлекают оригинальностью, богатством воображения и неожиданными ходами. Развитая интуиция и личный опыт жизни в стране «жёлтого дьявола» позволили Лондону предвидеть и ярко изобразить наступление эпохи диктаторов и социальных потрясений («Железная пята» — становление олигархической диктатуры в США), мировых войн и чудовищных изобретений, угрожающих существованию человечества.
В 1905 году писатель приобрел ранчо в Глен-Эллен (Калифорния), которое неоднократно расширял в последующие годы. Увлёкшись сельским хозяйством, Лондон активно внедрял новейшие методы хозяйствования на своей земле, пытаясь создать «идеальную ферму», что в конце концов привело его к многотысячным долгам.[1]. Чтобы покрыть многочисленные долги, писатель был вынужден заниматься литературной подёнщиной, писать низкопробные произведения на потребу популярным журналам (таковыми, по признанию самого автора, являлись «Приключение», «Смок Беллью»).[5] В какой-то момент писательский труд даже начал вызывать у Лондона отвращение.[5] Весной 1914 года по заданию журнала «Кольерс» он отправляется военным корреспондентом в Мексику, где пишет статьи, оправдывающие вмешательство США во внутренние дела других государств и вызвавшие бурю негодования товарищей по партии.[7]
В последние годы Лондон переживал творческий кризис, в связи с чем стал злоупотреблять алкоголем (впоследствии бросил). Из-за кризиса писатель даже был вынужден пойти на приобретение сюжета для нового романа. Такой сюжет был продан Лондону начинающим американским писателем Синклером Льюисом. Лондон успел дать будущему роману название, — «Бюро убийств», — однако, написать успел совсем немного, так как вскоре скончался./wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Grave_of_Jack_and_Charmian_London.jpg
/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Grave_of_Jack_and_Charmian_London.jpg /wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Grave_of_Jack_and_Charmian_London.jpgМогила Джека Лондона в Государственном парке Джека Лондона, Глен-Эллен, Калифорния
Лондон умер 22 ноября 1916 года в Глен-Эллене. Последние годы он страдал от почечного заболевания (уремии) и умер от отравления прописанным ему морфием. Самой известной является версия самоубийства, однако, медики отмечают, что у Лондона не было ни достаточных знаний, чтобы рассчитать смертельную дозу морфия, ни серьёзных оснований для самоубийства (он не оставил предсмертной записки и выбрал совершенно «немужской» способ). Обдуманное самоотравление стало распространяться в более поздние времена — достаточно вспомнить судьбу Зигмунда Фрейда. Но то, что сами рассуждения об источниках самоубийств существовали в его голове, это однозначно. Близкой теме посвящён и рассказ «Semper Idem»; о своих размышлениях о самоубийстве Лондон также упоминает в автобиографической повести «Джон Ячменное Зерно».
Белый Клык (роман)
«Белый Клык» (англ. White Fang) — приключенческий роман Джека Лондона, главным героем которого является волк по кличке Белый Клык. Впервые произведение было опубликовано в нескольких номерах журнала The Outing Magazine с мая по октябрь 1906 года. Книга рассказывает о судьбе прирученного волка во время золотой лихорадки на Аляске в конце XIX века. При этом довольно большая часть произведения показана глазами животных и, в частности, самого Белого Клыка. В романе описывается разное поведение и отношение людей к животным, доброе и злое. Белый Клык многое выдержал — и побои, и ласку…
Сюжет
Отец Белого Клыка был волком, а мать, Кичи, — наполовину волчица, наполовину собака. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. На Севере часто приходится голодать, это и погубило его сестёр и братьев. Отец, одноглазый волк, вскоре погибает в неравной схватке с рысью. Волчонок и мать остаются вдвоём. Мир полон неожиданностей, и однажды по дороге к ручью волчонок натыкается на незнакомых ему существ — людей. Оказывается, волчицу зовут Кичи и у нее есть хозяин — Серый Бобр. Серый Бобр вновь становится хозяином Кичи. Ему же теперь принадлежит и волчонок, которому он дает имя — Белый Клык. Белому Клыку трудно привыкать к новой жизни в стойбище индейцев: он беспрестанно вынужден отражать атаки собак, ему приходится строго соблюдать законы людей, которых он считает богами, зачастую жестокими, иногда — справедливыми. Вызывая у своих собратьев и у людей только одну ненависть и вечно враждуя со всеми, Белый Клык развивается быстро, но односторонне. Во время смены места стойбища Белый Клык убегает, но, очутившись один, ощущает страх и одиночество. Гонимый ими, он разыскивает индейцев. Белый Клык становится ездовой собакой. Спустя какое-то время его ставят во главе упряжки, что еще усиливает ненависть к нему его собратьев, которыми он правит со свирепой непреклонностью. Усердная работа в упряжке укрепляет силы Белого Клыка, и его умственное развитие завершается. Преданность человеку становится для него законом, и из родившегося на воле волчонка получается собака, в которой много волчьего, и все же это собака, а не волк. Однажды, подпоив Серого Бобра, Красавчик Смит покупает у него Белого Клыка и жесточайшими побоями заставляет того понять, кто его новый хозяин. Белый Клык ненавидит этого сумасшедшего бога, но вынужден повиноваться ему. Красавчик Смит делает из Белого Клыка настоящего профессионального бойца и устраивает собачьи бои. Но драка с бульдогом чуть не становится для Белого Клыка роковой. Бульдог вцепляется ему в грудь и, не разжимая челюстей, висит на нём, перехватывая зубами все выше и подбираясь к горлу. Видя, что бой проигран, Красавчик Смит, потеряв остатки разума, начинает бить Белого Клыка и топтать его ногами. Собаку спасает высокий молодой человек, приезжий инженер с приисков Уидон Скотт. Разжав с помощью револьверного ствола челюсти бульдога, он освобождает Белого Клыка от смертельной хватки противника. Затем выкупает пса у Красавчика Смита. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и показывает новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нём. Потом его новый хозяин привозит его в Калифорнию. В Калифорнии Белому Клыку приходится привыкать к совершенно новым условиям, и это удается ему. Овчарка Колли, долго досаждавшая псу, становится в конце концов его подругой. Белый Клык начинает любить детишек Скотта, ему нравится и отец Уидона, судья. Судью Скотта Белому Клыку удается уберечь от мести одного из осуждённых им, отпетого преступника Джима Холла. Белый Клык загрыз Холла, но тот всадил в пса три пули, в схватке у пса оказалась сломана задняя лапа и несколько ребер. После долгого выздоровления с Белого Клыка снимают все повязки, и он, пошатываясь, выходит на солнечную лужайку. И вскоре у него с Колли появляются маленькие милые щеночки…
Экранизации
Роман был множество раз экранизирован. Первой киноадаптацией произведения явился одноимённый фильм 1946 года производства СССР. Режиссёром фильма был Александр Згуриди (его дебютная режиссёрская работа), а главные роли исполнили Олег Жаков, Елена Измайлова и Лев Свердлин. В 1973 году был снят франко-итальянский фильм «Белый Клык», в 1974 — его продолжение «Возвращение Белого Клыка». В 1991 году снова экранизирован, на этот раз в США режиссёром Рэндлом Клайзером. Главные роли исполнили Итан Хоук и Клаус Мария Брандауэр. Три года спустя вышло продолжение фильма под названием Белый Клык 2: Легенда о белом волке режиссёра Кена Олина, однако с произведением Джека Лондона фильм практически не был связан.
Художественные особенности
В качестве материального окружения героев книги выступают природные пейзажи и просторы северных земель, бесконечные дороги, волчьи стаи, прибрежные посёлки и т. д. При этом законы природы у автора суровы, но справедливы, и беда приходит именно тогда, когда человек отступает от этих законов. Джек Лондон подробно описывает психологию, мотивы поведения и поступки Белого Клыка. Писатель показывает, как доброе отношение и ласка по отношению к живому существу учит его платить за любовь любовью, а когда потребуется, даже жизнью. Для Белого Клыка любовь была дороже жизни.
Белый Клык
Отец Белого Клыка — волк, мать, Кичи, — наполовину волчица, наполовину собака. Пока ещё у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. На Севере часто приходится голодать, это и погубило его сестёр и братьев. Отец, одноглазый волк, вскоре погибает в неравной схватке с рысью. Волчонок и мать остаются вдвоём, он часто сопровождает волчицу на охоту и вскоре начинает постигать «закон добычи»: ешь — или съедят тебя самого. Волчонок не может ясно сформулировать его, а просто живёт по нему. Кроме закона добычи, существует множество других, которым следует повиноваться. Жизнь, играющая в волчонке, силы, управляющие его телом, служат ему неиссякаемым источником счастья.
Мир полон неожиданностей, и однажды по дороге к ручью волчонок натыкается на незнакомые ему существа — людей. Он не убегает, а припадает к земле, «скованный страхом и готовый изъявить ту покорность, с которой его отдалённый предок шёл к человеку, чтобы погреться у разведённого им костра». Один из индейцев подходит ближе, и когда его рука касается волчонка, тот хватает её зубами и тут же получает удар по голове. Волчонок скулит от боли и ужаса, мать спешит ему на помощь, и вдруг один из индейцев повелительно кричит: «Кичи!», узнав в ней свою собаку («отец у неё был волк, а мать собака»), убежавшую год назад, когда в очередной раз наступил голод. Бесстрашная мать-волчица, к ужасу и изумлению волчонка, ползёт к индейцу на брюхе. Серый Бобр вновь становится хозяином Кичи. Ему же теперь принадлежит и волчонок, которому он даёт имя — Белый Клык.
Белому Клыку трудно привыкать к новой жизни в стойбище индейцев: он беспрестанно вынужден отражать атаки собак, ему приходится строго соблюдать законы людей, которых он считает богами, зачастую жестокими, иногда — справедливыми. Он постигает, что «тело бога священно», и никогда больше не пытается укусить человека. Вызывая у своих собратьев и у людей только одну ненависть и вечно враждуя со всеми, Белый Клык развивается быстро, но односторонне. При такой жизни в нем не могут зародиться ни добрые чувства, ни потребность в ласке. Но в проворстве и хитрости с ним не может сравниться никто; он бегает быстрее всех остальных собак, а драться умеет злее, ожесточённее и умнее, чем они. Иначе ему не уцелеть. Во время смены места стойбища Белый Клык убегает, но, очутившись один, ощущает страх и одиночество. Гонимый ими, он разыскивает индейцев. Белый Клык становится ездовой собакой. Спустя какое-то время его ставят во главе упряжки, что ещё усиливает ненависть к нему его собратьев, которыми он правит со свирепой непреклонностью. Усердная работа в упряжке укрепляет силы Белого Клыка, и его умственное развитие завершается. Мир вокруг суров и жесток, и у Белого Клыка нет на этот счёт никаких иллюзий. Преданность человеку становится для него законом, и из родившегося на воле волчонка получается собака, в которой много волчьего, и все же это собака, а не волк.
Серый Бобр привозит в Форт Юкон несколько тюков с мехами и тюк с мокасинами и рукавицами, надеясь на большую наживу. Оценив спрос на свой товар, он решает торговать не спеша, только бы не продешевить. В Форте Белый Клык впервые видит белых людей, и они кажутся ему богами, обладающими ещё большим могуществом, чем индейцы. Но нравы богов на Севере довольно грубы. Одно из любимых развлечений — драки, которые затевают местные собаки с собаками, только что приехавшими вместе с новичками хозяевами на пароходе. В этом занятии Белому Клыку нет равных. Среди старожилов есть человек, которому собачьи драки доставляют особое удовольствие. Это исполняющий всякую грязную работу злобный, жалкий трус и урод по прозвищу Красавчик Смит. Однажды, подпоив Серого Бобра, Красавчик Смит покупает у него Белого Клыка и жесточайшими побоями заставляет того понять, кто его новый хозяин. Белый Клык ненавидит этого сумасшедшего бога, но вынужден повиноваться ему. Красавчик Смит делает из Белого Клыка настоящего профессионального бойца и устраивает собачьи бои. Для обезумевшего от ненависти, затравленного Белого Клыка драка становится единственным способом проявить себя, он неизменно выходит победителем, а Красавчик Смит собирает деньги со зрителей, проигравших пари. Но драка с бульдогом чуть не становится для Белого Клыка роковой. Бульдог вцепляется ему в грудь и, не разжимая челюстей, висит на нем, перехватывая зубами все выше и подбираясь к горлу. Видя, что бой проигран, Красавчик Смит, потеряв остатки разума, начинает бить Белого Клыка и топтать его ногами. Собаку спасает высокий молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Разжав с помощью револьверного дула челюсти бульдога, он освобождает Белого Клыка от смертельной хватки противника. Затем выкупает пса у Красавчика Смита.
Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем. Скотт задаётся целью вознаградить Белого Клыка за все то, что тому пришлось вынести, «искупить тот грех, в котором человек был повинен перед ним». За любовь Белый Клык платит любовью. Он узнает и горести, неотъемлемые от любви, — когда хозяин неожиданно уезжает, Белый Клык теряет интерес ко всему на свете и готов умереть. А по возвращении Скотта впервые подходит и прижимается к нему головой. Однажды вечером рядом с домом Скотта раздаётся рычание и чьи-то крики. Это Красавчик Смит безуспешно пытался увести Белого Клыка, но изрядно поплатился за это. Уидону Скотту предстоит возвращаться домой, в Калифорнию, и он поначалу не собирается брать с собою пса — вряд ли тот вынесет жизнь в жарком климате. Но чем ближе отъезд, тем больше волнуется Белый Клык, а инженер колеблется, но все же оставляет собаку. Но когда Белый Клык, разбив окно, выбирается из запертого дома и прибегает к сходням парохода, сердце Скотта не выдерживает.
В Калифорнии Белому Клыку приходится привыкать к совершенно новым условиям, и это удаётся ему. Овчарка Колли, долго досаждавшая псу, становится в конце концов его подругой. Белый Клык начинает любить детишек Скотта, ему нравится и отец Уидона, судья. Судью Скотта Белому Клыку удаётся уберечь от мести одного из осуждённых им, отпетого преступника Джима Холла. Белый Клык загрыз Холла, но тот всадил в пса три пули, в схватке у пса оказалась сломана задняя лапа и несколько рёбер. Врачи считают, что у Белого Клыка нет никаких шансов выжить, но «Северная глушь наградила его железным организмом и живучестью». После долгого выздоровления с Белого Клыка снимают последнюю гипсовую повязку, последний бинт, и он, пошатываясь, выходит на солнечную лужайку. К псу подползают щенки, его и Колли, и он, лёжа на солнышке, медленно погружается в дремоту.
Моё впечатление
Прошлое столетие запомнилось человечеству грандиозными научными открытиями и изобретениями, глубокими социальными потрясениями, кровавыми мировыми войнами, экологическими проблемами, созданными самим человеком. Человечество потеряло моральные ориентиры. Небрежение духовными и моральными принципами, культурными традициями привело к кризисам в природе, культуре, обществе. Мир потерял гармонию, без которой невозможна нормальная жизнь. Как видим, образ XX столетия довольно печальный. Многих художников этого периода волновали вопросы: “Или можно возвратить утраченную гармонию? Что для этого необходимо сделать?”. Важную роль в этом процессе должна была сыграть литература. Его имя связано с захватывающими сказами о сильных и мужественных людях, которые бросали вызов судьбе, боролись с суровой природой Севера, обнаруживая силу духа и незаурядное мужество. Обратите внимание на второй эпиграф нашего урока. Кто же такой Джек Лондон и о чем его произведения, которые не теряют своей популярности уже целое столетие? Только в нашей стране они издавались больше чем 800 раз общим тиражом свыше 30 миллионов экземпляров. Судьба занесла Джека Лондона в поисках золота на Север Америки, на Клондайк. Золота там он не получил, тем не менее обогатился человеческой дружбой и верностью, впечатлениями от суровой, но прекрасной природы, от мужественных людей, которым сила воли, стойкость помогали выжить, наблюдениями за миром животных. Все это положено в основу его книжек. Клондайк - река в Северной Америке, на северо-запад Канады, правый приток Юкона. Ведет свое начало в горах Маккензи. Длина 180 км. В бассейне Клондайка в конце XIX ст. были открыты месторождения золота. Началась “золотая лихорадка”, и тысячи золотоискателей бросились за счастьем. Многие из них погибли от морозов, цинги и недостатка опыта выживания в суровых северных краях. Аляска - полуостров на северо-западе Америки, который протянулся на 700 км,. Поверхность гористая - проходит Алеутский хребет с действующими и погасшими вулканами. Преобладает тундровая растительность, в горах - хвойные леса, заросли ольхи. Основное занятие населения - рыбалка и зверобойный промысел. Климат холодный, континентальный. Полуостров открыла русская экспедиция Чиркова 1741 г.; 1784 г. Шлиховым было основано русское поселение на острове Кадьяк. Дальнейшее освоение и заселения связано с деятельностью созданной 1799 г. Российско-американской компании. 1897 года царское правительство продало США Аляску вместе с Алеутскими островами за 7,2 млн. долларов. С 1958 года Аляска - один из штатов США с административным центром в г. Джуно и населением 377 тыс. лиц. Коренное население - разные племена индейцев. В Окленде, где семья в конце концов поселилась, Джек впервые попал в библиотеку, встретил там влюбленного в литературу человека - заведующую, которая и развила в нем большую любовь к книжкам. 1886 года семья окончательно обнищала, так как отчим потерял работу. Пришлось Джеку взять на себя ответственность за содержание семьи. Десятилетний мальчик устроился разносить газеты за 12 долларов в месяц и еще подрабатывал где мог. Оставив школу, Джек занимает деньги у сестры и за несколько недель проходит двухлетний курс подготовки к университету. И вот он уже на первом. Однажды мать Джека увидела объявление в газете о конкурсе на лучший рассказ начинающего автора и уговорила сына попробовать себя в литературном творчестве. За две ночи после изнурительной работы он написал рассказ “Тайфун возле берегов Японии” и получил первую премию. Отныне Джек Лондон писательскую работу считал своим основным занятием. Но надо на что-то жить: юноша снова работает на электростанции, принимает участие в походе безработных в Вашингтон и наконец попадает в тюрьму.
Но долго он там не продержался. Его не оставляло желания писать, несмотря на то, что из редакции поворачивались его рукописи с отказом печатать. Пришлось идти рабочим в прачечную. А когда на Клондайке началась “золотая лихорадка”, Джек Лондон тоже решил попробовать удачи. Среди золотоискателей он отличался закаленностью, умением одолевать трудности, находить выход из сложных ситуаций. Переносил через перевалы больше клади, чем привыкшие к этому индейцы. Лондон встречает на Севере интересных людей, наблюдает новые для себя явления. Его смелость, выносливость, искренний характер привлекают друзей. Возвратившись домой таким же бедным, как был, Джек Лондон взялся снова за перо с надеждой заработать на прожиток себе и семье. После многочисленных отказов журнал “Оверленд Масле” напечатал рассказ “За того, кто в дороге”. Автор получил гонорар - 5 долларов! Хотя это была и мизерная сумма, но она поддержала его веру в успех. И действительно, газеты начали наперебой выдавать произведения Джека Лондона. В апреле 1900 г. выходит сборник из девяти рассказов “Сын волка”, через год - еще один под названием “Бог его родителей”, потом “Дети мороза”, роман “Дочь снегов”. Успех, слава, материальное обеспечение повернулось к нему лицом! О произведениях Джека Лондона последних лет существует много противоречивых мыслей (и относительно идей, и художественного их качества). Писатель разочаровывается в своих идеалах, испытывает удар за ударами - рождается дочь вместо ожидаемого сына и быстро умирает, родительный дом забирает все средства, а потом кто-то производит поджог, мучают болезни. В 1916 году он уходит из жизни. Анималистичные произведения писателя. Есть у Джека Лондона серия анималистичных произведений, герои которых - животные, наделенные человеческими чертами характера. Это прежде всего повесть “Призыв предков”, “Майкл, брат Джери, “Белый Клык”. Повесть “Белый Клык” написана в 1906 году. Она погружает нас в мир животных и людей - добрых и верных, злых и равнодушных, жестоких. Это “мы” глазами “братьев наших меньших”. Мир обычных людей, красоту и благородство их душ раскрывает Джек Лондон в своих произведениях. Он пишет о страдании человека, его борьбе, о любви и ненависти, о добре и зле. И главнейшая черта, которая привлекает внимание писателя, - это человеческая стойкость. Вершиной человеческого достоинства есть способность защитить более слабого, верность дружбе, законам общительности, гуманизм в отношениях между людьми. Такими были любимые герои Джека Лондона. Таким был и он сам.