Хронометрирование урока физической культуры
Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей и моторной плотности урока, о распределении времени на уроке на все виды деятельности учителя и учащихся.
Основное содержание хронометрирования - определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. С этой целью во время занятий фиксируются следующие виды деятельности:
- выполнение физических упражнений;
- слушание объяснений и наблюдение за показом упражнений;
- отдых, ожидание занимающимися очередного выполнения упражнения;
- действия по организации занятий,
- простои.
Хронометрирование занятия осуществляется с помощью наблюдения за деятельностью одного из занимающихся и учителя. Для большей объективности под наблюдение следует брать наиболее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометрирования записываются в специальный протокол.
Протокол содержит следующие графы:
1. «часть урока»;
2. «содержание урока» - здесь фиксируется содержание всех видов деятельности учителя и учащихся в той последовательности как они проводятся на уроке;
3. «время по секундомеру» - здесь отмечается показание секундомера, т.е.
время начала и окончания какого-либо действия;
4. «объяснение и показ учителя» - заносится время, затраченное учителем
на объяснение, показ, указания, исправление ошибок и т.п.;
5. «выполнение упражнении» - заносится время, затраченное учащимися на
выполнение упражнении на уроке.
6. «вспомогательные действия» - заносится время, затраченное на организацию деятельности учащихся и подготовку условии для занятии;
7. «отдых» - заносится время, затраченное учащимися на ожидание очередного выполнения задания, время отдыха, вводимого в урок для регулирования физической нагрузки;
8. «простои» - заносится потеря времени в уроке, т.е. время, нерационально затраченное учителем на уроке.
Техника ведения хронометража
1. До начала урока (заранее) заготавливается бланк протокола со всеми необходимыми записями.
2. Перед началом урока, на основании конспекта урока учителя заполняется «шапка» протокола
3. Непосредственно на месте хронометрирования в протокол заполняются только первые три колонки: «части урока»; «содержание урока»; «время по секундомеру». Остальные графы заполняются после исследования.
4.Секундомер включается со звонком и выключается после организованного выхода из зала. Началом урока принято считать организованный приход учащихся в зал.
5.Точный учет времени деятельности ученика и учителя определяется по скользящей стрелки секундомера (время окончания одного действия является временем начала следующего).
Алгоритм обработки хронометража
1. Определить продолжительность каждого действия учителя и ученика на уроке. Для этого в графе «время по секундомеру» из каждого последующего времени вычитают предыдущее, а разность заносят в соответствующую графу: «объяснение и показ», «выполнение физических упражнений», «действия по организации», «отдых» или «простой», напротив того действия, продолжительность которого определяли.
2. По вертикали суммируется время в каждой отдельной графе по частям урока.
3. Суммируется время в каждой графе по уроку в целом.
4. Высчитывается продолжительность каждой части:
- продолжительность подготовительной части определяется по началу основной части урока;
-чтобы определить продолжительность основной части урока нужно из времени начала заключительной части вычесть время начала основной части;
- чтобы определить продолжительность заключительной части нужно из времени окончания урока вычесть время начала заключительной части.
5. Высчитывается моторная плотность каждой части урока по формуле
МП п.ч. у.= время, затраченное на выполнение физических упр. в подг. части х 100%
время подготовительной части
Для других частей используют аналогичные формулы.
6. Высчитывается моторная плотность всего урока по формуле
МП у.= время, затраченное на выполнение физических упр. на уроке х 100%
время урока
7. Высчитывается общая плотность урока по формуле
ОП у. = время, рационально затраченное на уроке х 100%
время урока
8. Построить диаграмму - распределения времени на уроке. Для этого каждому виду действия присваивается условное цветовое обозначение.
9. Сделать вывод о распределении времени на уроке, т.е. о плотности урока по следующему плану:
- охарактеризуйте моторную плотность подготовительной части урока;
- охарактеризуйте моторную плотность основной части урока;
- охарактеризуйте моторную плотность заключительной части урока;
-охарактеризуйте моторную плотность всего урока (соответствует ли она данному типу урока, если моторная плотность урока низкая укажите причины)
- охарактеризуйте общую плотность урока (укажите причины низкой плотности, если таковые имеются);
- дать рекомендации по повышению общей и моторной плотности урока.