Почему же Анастасию рассказ Матвея побудил не продолжать




Киноурок по фильму «Там, где мечтают медведи», режиссер Е. Дубровская

«Любят родину не за то, что она велика,

А за то, что своя»

Сенека

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё — природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входя сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

С.В.Смирнов

Цели занятия:

- Формирование у учащихся эмоциональных представлений о

понятии стойкости, твердости моральных убеждений; чувстве долга,

честности, патриотизма, умении дружить;

- формирование основ российской гражданской идентичности,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда

на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- формирование уважительного отношения к иному мнению,

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня я предлагаю посмотреть фильм «Там, где мечтают медведи.» Мне очень хочется, чтобы вы внимательно посмотрели киноленту, сформулировали для себя тему фильма. Подумайте над такими вопросами:

- что такое моральные принципы? Тяжело или легко им следовать?

- Если кто-то рядом с нами совершает поступок, который нам непонятен

– что мы будем делать? Например, если кто-то будет подметать – нет, не дом или улицу, а небольшие острова в море? Разве вам не будет любопытно узнать, кто это делает и почему он принялся за такие дела?

Однако это любопытство может привести нас к совершенно неожиданным выводам.

Сейчас мы с вами посмотрим фильм, который рассказывает о ваших

ровесниках. Они хотят интересно жить, путешествовать, учиться за

границей… но все ли этого хотят? Сегодня нам надо различать, что для нас

действительно важно, что мы понимаем под ценностями и что мы готовы

реально сделать для того, чтобы мир стал лучше.

И почему так важно понимать это сегодня в обыденной жизни.

2. Просмотр фильма «Там, где мечтают медведи».

Я надеюсь, что после просмотра фильма вы немного растерялись. Прежде чем ответить на вопросы, подумайте внимательно.

3. Давайте вместе подумаем о смысле фильма (смысл фильма – это то,что можно выразить в одной фразе). Подумайте, сформулируйте и докажите свою точку зрения.

Отметим – в хорошем фильме любая деталь, любая сцена отражают

главную идею, они способны при вдумчивом анализе привести нас к тем же выводам, что и весь фильм.

- Подумайте, о чём этот фильм?

- можем ли мы сразу сказать – о чём эта картина?

О том, что надо уважать и защищать природу? Защищать – от нас

самих? О том, что наша судьба непредсказуема, и порой надо бы подчиняться своим предчувствиям? О том, что мы живём в музее?

Или о том, что мусор душит нас даже в северных морях, а острова,

несмотря ни на что, должны быть чистыми?

Похоже, для того, чтобы определиться, придётся все-таки обратиться к

деталям.

Герой фильма

Кто главный герой этого фильма?

Степан?

Но кого мы видим в начале и в конце фильма?

Юную журналистку Анастасию Чернышёву.

А тот, кто появляется в начале и в финале, чаще всего – основной герой

фильма.

Так кто же из них главный герой?

О ком мы узнаём больше? И почему?

В начале ХХ века американцы в детективах, комиксах, кинематографе

открыли нового героя - весь век на экране царили журналисты. Люди,

которые искали истину, не лгали свои читателям, смело разоблачали любых

злодеев, ввязывались в любые приключения ради того, чтобы узнать правду.

К концу века герой подустал… можно найти много примеров, когда

истина оказывалась далеко не тем, что спасёт мир.

Но «молодой да ранний» журналист всё еще любопытен. И именно в

этой профессии это неплохо. Помните, что говорит Насте учительница

Степана? (Спасибо вам. За неравнодушие).

Чего же хочет Настя? Движет ли ею простое любопытство – или это

что-то другое? Что сама она говорит об этом? («У него что-то случилось. Я

хочу узнать, что»).

Насколько настойчива была юная журналистка? Могла ли она бросить

этот поиск истины? Зачем вообще он был ей нужен? Ну, подметает парнишка острова – мало ли чудаков на белом свете?

Почему Настя не хочет плыть на остров и разговаривать с самим

Степаном? Каким путём она решает идти в поисках того, что же всё-таки

случилось с этим парнем?

Кого ей удаётся найти для того, чтобы его рассказ прояснил ситуацию?

Матвей

Кто же такой Матвей?

Тренер, проводник, экскурсовод?

Чем выделяется та часть фильма, где представлен его рассказ?

(Появляются невероятно красивые пейзажи. Река и лес имеют характер – и

заставляют людей проявить себя).

Почему отпустили с ним в поход трёх подростков? Почему сказали ему

– чем хуже им будет, тем лучше?

Почему вообще на реке оказался Степан? Как говорит о нём Дарина, он

всегда мечтал уехать отсюда, повторял – я здесь (в России? В своём

маленьком городе?) не останусь.

Зачем ему сплав на байдарках? Отличается ли он от своих друзей? Чем

и почему? Как ведут себя три друга на реке? Что мы можем сказать об их

характерах, семьях, жизненном опыте? Что произошло на реке? Почему все трое так недовольны – и едва ли не бунтуют против Матвея, (хотя ремонтный набор для байдарки в оранжевом мешке упустили именно они)?

Как в фильме появляется Ната? Чьими глазами мы видим её в первый

раз?

Что произошло со Степаном? Как мы это понимаем? Какие детали

рассказывают нам о его состоянии?

Что изменилось в нём после встречи с Натой?

Как он узнаёт о её гибели?

Почему начинает винить в этом себя?

Какой выход для себя находит Степан?

Чем завершает Матвей свой рассказ? Какой вывод из этого можем

сделать мы?

Наташа

Какой мы впервые видим Наташу? Зачем режиссёру такие яркие

детали, как белое платье, оранжевый таз, седая пена на реке?

Почему нападает на неё Дарина? Почему сразу начинает рассказывать

о своих «принципах» - «беречь Родину, отдыхать за границей», «ты иллюзий не строй, дикарки не в его вкусе»?

На самом ли деле Наташа такая «простушка», или за её поведением

стоит что-то другое?

Что происходит в Мраморном каньоне?

Как она говорит о медведях («Мы наслаждаемся лесом и не мешаем

друг другу мечтать»?)

Почему Наташу не пугает выстрел?

Права ли она в том, что верит: ничего плохого в лесу случиться не

может?

Воздух Родины – он особенный…

Какими предстают перед нами карельские просторы?

Как помогает созданию их образа музыка?

Каким мы видим море вначале? А в тот момент, когда Анастасия

заявляет, что она хочет узнать, что же со Степаном случилось?

Что вы можете сказать о тех лесах, которые увидели в фильме?

А о реке? Говорят, сплавляются только по тем рекам, у которых есть

характер. Что мы можем сказать о характере этой реки?

Легко ли жить в таких лесах?

Может, и вправду там мечтают медведи?

И – не торопитесь ответить! – задайте себе вопрос: где бы вы хотели

жить – поближе к этим лесным просторам или в «каменных джунглях»?

Почему же Анастасию рассказ Матвея побудил не продолжать

«журналистское расследование», а оглянуться на себя?

Вспомните – что именно она сказала на камеру (…«а почему я этого не

делаю!»)

Экология души

Мы не видим мусора, пластика, мертвых рыб, вырубленного леса. Но

мы слышим о грязном море, мусоре на островах.

И в итоге видим целую команду, которая собирается «подметать

острова» и убирать побережье.

Так кто в итоге оказался главным героем фильма? С кем вместе мы

немного изменились, изменили своё мнение, задумались о том, что нас

окружает?

Вместо того, чтобы впустую сожалеть и сочувствовать житейской

истории (да, много печального бывает в этой жизни), мы – вместе с героиней

– готовы действовать. Делать этот мир лучше. Лечить людей от горя, а леса – от мусора.

Редкий человек учится на чужом опыте. Настя смогла. Возможно, и мы

сможем взять с неё в этом пример. Вместо жалостливой сенсации – действие.

Вместо привлечения жадного внимания к чужому горю – метла в руки,

рюкзак на плечо.

Многие сейчас хотят стать блогерами. Но блоги – это та же

журналистика, переродившаяся в личные дневники и добычу денег. В

поисках хайпа, дохода, лайков люди оказываются способны на невероятные вещи.

Но – поступит ли так наша героиня, Анастасия?

И на какую сторону встанем мы? Будем читать блоги – или выйдем на

улицу, чтобы сделать наш мир немного более чистым?

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: