в выключенном состоянии представляет собой панель из темного пластика. После включения прибора загораются лампочки и возникает оптический эффект светящегося тоннеля, уходящего в глубь панели. Лампочки могут загораться по-разному в зависимости от воспринимаемых встроенным в панель микрофоном звуков и выбранного режима. Занятия с панелью «Бесконечный тоннель» способствуют концентрации внимания, развитию визуальных ощущений, воображения и т. п. Эффект бесконечности расширяет представления о трехмерности окружающего пространства.
Интерактивная панель «Лестница света» — экран со встроенным микрофоном, разделенный на 12 горизонтальных разноцветных ячеек, расположенных друг над другом. В каждой ячейке имеется источник света. При возникновении звукового раздражителя (шума) загораются ячейки — с первой по двенадцатую. Чем выше уровень звука (шума), тем большее количество ячеек загорается одновременно, начиная с самой нижней. Использование интерактивной панели в ходе занятий с детьми (подростками и взрослыми) стимулирует развитие сенсорных ощущений, интереса и внимания, способствует развитию координационных действий «глаз — ухо».
Интерактивная панель «Вращающееся колесо» — экран, в который вмонтированы микрофон и радиально расположенные разноцветные лампочки. В зависимости от силы звука, воспринимаемого микрофоном, и выбранного режима функционирования панели лампочки включаются, образуя вращающееся колесо. При этом колесо меняет цвета, скорость и направление вращения. Панель используется в релаксационных целях, в ходе занятий по развитию и стимулированию зрительно-двигательно-слу-ховых ощущений, способствует развитию координации действий «глаз — рука —ухо».
|
Интерактивная панель «Вращающиеся огни» — экран со светящимися пятнами. Они перемещаются по кругу, меняют цвет, скорость и направление вращения в зависимости от интенсивности и периодичности звуков, воспринимае мых внешним и внутренним микрофонами, а при наступлении тишины останавливаются. «Вращающиеся огни» — и 1ачимый атрибут темной сенсорной комнаты, позволяющий проигрывать различные фантастические и сказочные ситуации. Панель может быть использована для развития чувства ритма, координационных способностей, внимания, а также для стимуляции зрительного и аудиального восприятия человека. Панель активно используется в релаксационных целях.
Интерактивная панель «Осенний лист» — экран с огромным числом светодиодов, создающих эффект падающих листьев. В зависимости от выбранного режима и интенсивности звука, воспринимаемого встроенным микрофоном, листья меняют свой цвет и направление движения, падают быстрее или медленнее, падение одиночного листа превращается в настоящий листопад. Панель может использоваться в процессе занятий по сказочным сюжетам, в ходе формирования временных и пространственных представлений, в процессе стимуляции зрительного восприятия, для развития внимания.
Проектор " Солнечный-100 " — компактный прибор, с помощью которого на любую поверхность темной сенсорной комнаты проецируются различные цветные изображения — животных, растений, явлений природы и т. п. В зависимости от целей занятия, специалист выбирает соответствующие светоэффекты: по поверхности проплывают космические пейзажи, летают разноцветные бабочки, сменяют друг друга времена года и др. Проектор «Солнечный-100» используется для развития воображения, концентрации внимания, создания образов-представлений о реальной и ирреальной действительности и т. п. Он может применяться в ходе релаксационных занятий, а также занятий на основе фантазийных и сказочных сюжетов.
|
Проектор «Жар-птица» состоит из прожектора и прозрачного многогранника круглой формы. Свет из прожектора, проходя через многогранник, заполняет все пространство комнаты цветными бликами, не имеющими четкой формы. С помощью проектора создаются разнообразные световые эффекты, которые в зависимости от расположения прибора могут занимать все пространство комнаты или его часть. Игра красок напоминает сказочный хвост «Жар-птицы». Дозированное использование его в темной сенсорной комнате развивает воображение, формирует ирреальные образы-представления, стимулирует внимание, зрительное восприятие и т. п. Используется в процессе релаксационных занятий, занятий по сказочным и фантастическим сюжетам.
Зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) — вращающийся зеркальный шар с ограненной сферой, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процессе проведения релаксационных занятий, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.
|
Проектор «Меркурий» с жидким колесом — прибор, проецирующий на любую поверхность темной сенсорной комнаты калейдоскоп бесформенных световых пятен, постоянно меняющих цвета и их тональности. Восприятие светоэффектов развивает воображение, способствует эмоциональному комфорту во время занятий и отдыха.
Набор минипрожекторов «Бегущие огни». Прибор состоит из четырех прожекторов и пульта управления. Лам-почки на световой панели включаются нажатием на одну из i деетных кнопок пульта. Включение лампочек осуществляется последовательно или параллельно. Игры с «Бегущими огнями» развивают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, стимулируют зрительное восприятие. Прибор может использоваться в ходе релаксационных занятий и занятий на развитие и коррекцию сенсорных представлений.
Прибор динамической заливки света. С помощью этого прибора на любой поверхности темной сенсорной комнаты создается световое пятно, переливающееся разными красками и узорами. Скорость цветных переливов устанавливается в зависимости от предпочтений пользователя. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние, привлекаетвнимание, способствует развитию воображения, действует успокаивающе, позволяя расслабиться, погрузиться в размышления или отдохнуть.
Звукоаюпивированный проектор «Русская пирамида» — прибор, позволяющий создать на любой поверхности различные по рисунку и тональности световые пятна. Они движутся по стенам и полутемной сенсорной комнаты, останавливаясь и меняя направление движения в такт музыке или любому достаточному по громкости звуку, например хлопку. Дозированное использование прибора и темной сенсорной комнате развивает воображение, формирует представления об ирреальных образах, стимулирует внимание, способствует взаимодействию зрительного и слухового восприятия и т. п. Оборудование используется В процессе релаксационных занятий, занятий:по сказочным и фантастическим сюжетам.
Напольный ковер «Млечный путь» (АЛ 513) представляет собой прямоугольник темно-серой ковровой ткани, в которую вплетены фиброоптические волокна. Ковер рас-полагаегся на полу в темной сенсорной комнате и создает эффект ночного неба. Когда на ковер направлен источник света, возникает ощущение, что под ногами идущего по нему человека загораются, гаснут и снова загораются разноцветные звездочки. При определенной направленности интерактивного эффекта огоньки на ковре воспринимаются как капли росы и т. п. Мягкую, теплую на ощупь поверхность ковра приятно трогать. Его можно использовать в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, восприятия, воображения, фантазии, для концентрации внимания на движениях и т. п. Интерактивный ковер применяется на релаксационных занятиях, тематических занятиях по сюжетам сказок, можно придумывать рассказы на основе ощущений, возникающих при взаимодействии с ковром. Напольный ковер «Млечный путь» поставляется в комплекте с источником света, который устанавливается на полу.
Настенный ковер «Млечный путь» — вариант напольного ковра «Млечный путь» (см. выше). Он изготовлен из черной шерстяной ткани, в которую плегены фиброоптические волокна. Он располагается на стене в темной сенсорной комнате и создает эффект ночного неба. При включенном источнике света возникает ощущение, что человек дотрагивается руками до звезд. Под его руками загораются, гаснут и снова загораются разноцветные звездочки. Мягкую, теплую на ощупь поверхность ковра приятно трогать. Если ребенок не достает до верхнего края ковра, можно предложить ему специальную скамеечку или пуфик. Настенный ковер «Млечный путь» — важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Его можно использовать в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, формирования пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, фантазии, для концентрации внимания и т. п. Настенный ковер «Млечный путь» поставляется в комплекте с источником света, который желательно закрепить на стене.
Депгасие зеркальные панно (АЛ 417/1,417/2,417/3) — безопасные зеркала различных размеров (150 х 100 см, 200 хЮО см, 65 х 100 см). Они выполнены из небьющегося полимерного материала. Зеркальные панно позволяют расширить окружающее пространство вокруг оборудования темной сенсорной комнаты (сухого бассейна с подсветкой, пузырьковой колонны и т. п.) и усилить воздействие световых эффектов. Они способствуют также развитию визуального восприятия собственного тела, мимики при различном освещении: при свете прожекторов, при мерцающем свете от различных интерактивных пан-
1 [О И Т. П.
Панно «Кривое зеркало» (АЛ 421/1-3) — определенным образом изогнутое зеркало, вставленное в рамку. Зеркало сделано из небьющегося зеркального пластика. Чело-пек смотрит в зеркало, двигаясь, меняя положение, и видит, что комната, размеры частей его тела (головы, глаз, рта, рук, туловища и т. д) тоже меняются. И если обычное зеркало отражает окружающее пространство симметрично наблюдающему человеку, то «кривое зеркало» искажает все вокруг порой до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент необычности, неожиданности, сказочности. В свете различных приборов эффект «кривого зеркала» усиливает стимуляцию зрительных ощущений и представлений.
Панно «Звездное небо» (АЛ 501 — размер 73 х 73 см; ЛЛ 502 - размер 103 х 73 см) представляет собой панель ИЗ черного пластика в рамке. В нее вмонтированы тончайшие фиброволокна. Панно располагается на стене втемной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий и т. п. Панно «Звездное небо» — важная составляющая интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Оно находит применение в развивающей и кор-рекционной работе для стимуляции тактильно-визуальных ощущений, пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, фантазии, для концентрации внимания и т. п.
Панно «Бесконечность» (напольное). При включении зеркальное панно превращается в туннель из огоньков, уходящих в бесконечность. Игра светящихся точек привлекает внимание и завораживает, вызывает ощущение тайны, чего-то необычного и неизведанного. Панно является необъемлемым атрибутом интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Оно используется как для релаксации, так и для активизации занимающихся. Существует возможность варьировать режим работы установки путем переключения кнопки на передней панели.
Зеркальное ультрафиолетовое панно «Светящиеся нити» (АЛ 503) представляет собой зеркальную панель, с верхней части которой спускаются цветные нити, светящиеся в ультрафиолетовом свете и многократно отражающиеся в зеркале. «Светящиеся нити» абсолютно безопасны, их можно сгибать, соединять между собой в виде пучков и т. п. Панно используется в темной сенсорной комнате для занятий по сенсорно-перцептивному развитию, прежде всего для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Взаимодействие со светящимися нитями, отражающимися в зеркале, позволяют развивать представления о симметрии, формировать количественные представления (нити можно считать, объединяя в группы по заданному признаку: по парам, по три и т. д.), представления о цвете. Монотонные действия с нитями успокаивают, учат ребенка воспринимать свои тактильные действия зрительно в отраженном пространстве.
Панно «Живая вода» — пейзаж в раме (картина) со звуковыми эффектами. При включении в сеть позволяет сопровождать рассматривание пейзажа звуками журчащей воды и пением птиц. Концентрация внимания на изображении, слушание звуков природы способствует развитию аудио- и визуальных представлений, успокаивает и оказывает на детей и взрослых релаксирующее воздействие.
«Звездная сеть» с контроллером — электросеть, сплетенная из проводов с большим количеством микролампочек. Она подвешивается к потолку или располагается вертикально относительно стены, а может использоваться как разделительная штора. При помощи контроллера можно задавать режимы.: от мерцающих огней до бегущих одна за другой световых волн. «Звездная сеть» используется при проведении занятий по концентрации внимания, развитию воображения, пространственных представлений, а также в процессе занятий, позволяющих снять напряжение, треногу и т. п.
«Волшебная нить» с контроллером — гибкая пластиковая трубка длиной 6, 8, 1 Ом с цветными лампочкамивнутри. При помощи контроллера можно задавать различные режимы, в соответствии с которыми свет будет путешествовать внутри трубки. «Волшебная нить» абсолютно безопасна, ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Взаимодействие с данным оборудованием стимулирует зрительное и тактильное восприятие человека, развивает его координационные способности, мышечную чувствительность, позволяет активизировать внимание, успокаивает, то есть снимает тревожное состояние, излишнее напряжение. «Волшебная нить» активно используется в работе с детьми с нарушениями зрения.
Безопасный оптиковолоконный пучок торцевого свечения «Светлячок» — 150 нитей из фиброопти-ческих тонких волокон длиной 2 м, собранные в пучок. На концах нитей то загораются, то гаснут огоньки. Нити можно перебирать, держать, обматывать вокруг тела, рук, лежать на них. Изменяющиеся цвета стимулируют внимание и обладают успокаивающим эффектом. Данное оборудование особенно полезно использовать на занятиях с людьми со сниженным зрением для стимуляции их зрительного восприятия.
Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» — россыпь 100 фиброоптических волокон длиной 1м, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Волокна можно перебирать в руках, обматывать вокруг рук, лежать на них, то есть познавать их свойства и качества зрительно и тактильно; Блестящие, сверкающие волокна позволяют концентрировать внимание, формируют представления о цвете. Занятия с ними способствуют развитию внимания, успокаивают.
«Звездный дождь» с настенным гребнем — вариант оборудования, описанного выше. Однако в данном случае имеется возможность закрепить пучок фиброоптических волокон на стене с помощью настенного гребня. Расположенный таким образом прибор позволяет взаимодействовать с ним, обматывая светящиеся волокна вокруг себя, перебирая их в руках. Можно прятаться за ними, наблюдая за окружающим пространством из-за струй звездного дождя. Занятия с использованием «Звездного дождя», закрепленного на стене, способствуют развитию тактильных и зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения. Пространство между стеной и фиброоптичес-кими волокнами может использоваться как «уголок уединения» в ходе психотерапевтических занятий, как оборудование для игровой деятельности по ситуациям сказок, волшебных историй и т. п.
Световая каскадирующая труба «Веселый фонтан» представляет собой пучок фиброоптических волокон, заключенных в трубу из прозрачного пластика. Фиб-рооптические волокна как бы струятся с трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз — рука», зрительный праксис и гнозис. «Веселый фонтан» используется на занятиях по релаксации. Труба «фонтана» вмонтирована в мягкую платформу, позволяющую сидеть на ней, играя с пучком волшебных струй, перебирая их в руках, то есть познавать их свойства и качества зрительно и тактильно.
Светильник «Переливающиеся цветы» выполнен В виде букета цветов. Мерцающий свет, исходящий от светильника, способствует развитию зрительных ощущений и восприятия. Спокойная цветовая гамма светильника располагает к расслаблению, создает уют в темной сенсорной комнате. Такой светильник используется в ходе релаксационных занятий, на тематических занятиях по сказочным сюжетам и т. п.
Светильник «Пламя» имитирует пламя костра. Вокруг него можно организовать пространство для релаксационных занятий, занятий на основе сказочных сюжетов. Он также используется для концентрации внимания при проведении тематических тренингов. Особое значение этот вид оборудования приобретает в работе с детьми с проблемами здоровья, прежде всего с нарушением зрения. В этом случае он применяется как стимулятор визуальных ощущений.
Светильник «Вулкан». В колбу этого необычного светильника помещен расплавленный воск. Нагреваясь, он образует причудливые разноцветные формы. Перемещение воска в колбе светильника создает иллюзию бурлящей вулканической лавы. Светильник может найти применение при проведении релаксационных занятий, а также занятий, направленных на стимуляцию сенсорно-перцептивных ощущений. Мягкий приглушенный свет, исходящий от светильника, создает ощущение уюта и покоя в пространстве темной сенсорной комнаты.
Светильник «Фонтан света» представляет собой пучок светящихся фиброоптических волокон в виде фонтана (или салюта). Этот светильник полезно использовать для стимуляции зрительных ощущений, концентрации внимания на объекте, развития творческого воображения во время проведения тематических занятий по формированию макропредставлений о космосе и т. п.
Светильники «Релакс-3» и «Релакс-4». Светильники имеют пять режимов работы: от плавного перелива цвета до фиксации заданного свечения. Они включаются и выключаются громким хлопком в ладоши на расстоянии не более трех метров. Используются для развития концентрации внимания, координации движений «глаз — рука — ухо», зрительных и тактильных ощущений. Возможно использование светильников при проведении занятий по фантастическим, сказочным сюжетам, а также на психотерапевтических занятиях для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Подвесная система «Мелодичный звон» и набор подвесных стеклянных фигурок используются для развития кинестетических и аудиовизуальных ощущений, развития слухового внимания, восприятия, познавательного интереса и т. п. Приятные, нежные звуки, которые издают металлические трубки и стеклянные фигурки при движении воздуха или при касании их, действуют успокаивающе. Это оборудование используется для развития сенсорно-перцептивных ощущений, дыхания, в ходе релаксационных занятий, а также как сигнал к переключению с одного вида деятельности на другой, то есть для развития процессов саморегуляции,
Фонтан водный настольный — источник воды, которая, перемещаясь в сосуде, стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Звук журчащей воды успокаивающе воздействует на нервную систему. Кроме того, вода будет постоянным источником свежести I помещении темной сенсорной комнаты. Конструктивно настольные водные фонтаны различны. Они могут быть выполнены в форме чаши, ракушки, вазы и т. п. Кроме того, ряд фонтанов, например фонтан «Ракушка», оборудованы подсветкой и парогенератором, создающим эффект тумана. Фонтан используется во время проведения релаксационных процедур, тематических занятий и т. п. Он способствует развитию сенсорно-перцептивных ощущений, воображения, концентрации внимания и т. п.
Увлажнитель воздуха — ультразвуковой увлажнитель воздуха, выполненный в виде фигурки пингвина, распыляет мельчайшие частички воды и создает особый микроклимат в помещении.
Аппарат «Горный воздух» предназначен для профилактики и лечения простудных заболеваний, для повышения сопротивляемости организма к среде, обедненной кислородом. При определенных заболеваниях, например при бронхиальной астме, используется по рекомендации врача.
Аэроионизатор «Аэровион» создает дозируемый по- ток аэронов и обогащает воздух легкими аэроионами отрицательного знака. Он формирует направленный поток аэронов на человека (пациента). Его уникальность обусловлена | возможностью автоматизированного подсчета поглощенной пациентом дозы «активных» аэроионов во время процедуры. С помощью аппарата достигается общее оздоровление организма человека, а также воздух помещений очищается от пыли и микроорганизмов. Эффективен при использовании и в темной, и в светлой сенсорной комнате.