Инструментальная музыка. Мангеймская школа.




КЛАССИЦИЗМ

Классицизм (с лат classicus «образцовый») – это стиль и направление в литературе и искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, театре и музыке) XVII – н. XIX в.в.

Особенности стиля

· стремление к ясности, соразмерности, гармонии;

· приоритет разума над эмоциями, преодоление противоречий и конфликтов;

· идеал – эпоха Античности, ориентация на сюжеты из древнегреческих и древнеримских мифов и историй;

· строгое соблюдение правил, в том числе в построении сюжетов, композиций, архитектурных и ландшафтных форм;

· иерархия жанров (например, в литературе «высокие жанры» - трагедия, ода; «низкие»- басня, комедия);

· идеализация героических образов, главные положительные качества – верность долгу, сдержанность, достоинство.

 

Эпоха Просвещения – особый этап в развитии европейской культуры к. XVII – н. XVIII в.в.

 

Отличительные черты

· развитие философии;

· поиск разумного, рационального и справедливого устройства общества.

Ведущая идея – равенство всех людей, независимо от их происхождения. Критиковались религиозные догматы, активно развивалась наука. Эпоха Просвещения предшествовала Великой Французской революции 1789 года. Различают классицизм XVII столетия и «просветительский классицизм» XVIII века.

Искусство классицизма

Художники

Никола Пуссен, Антуан Ватто, Жак-Луи Давид (Франция), Джошуа Рейнольдс, Томас Гейнсборо (Англия), Антон Менгс, Антон Графф (Германия).

Скульпторы

Жан Гудон, Антонио Канова (Франция).

Литература и театр

XVII век

Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, Франсуа Лафонтен (Франция), Даниэль Дефо, Джонатан Свифт (Англия).

XVIII век

Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Пьер Бомарше (Франция), Джон Драйден (Англия).

Движение «Буря и натиск», Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте (Германия).

Классицизм в музыке

Эпоха классицизма в музыке охватывает период с середины XVIII века до н. XIX века. В это время расширяется сфера бытования музыки, создаются академии и концертные организации, возникают новые явления в оперном искусстве (комическая опера, реформа К. Глюка), формируется классический симфонический оркестр, сонатно-симфонический цикл, структура которого нашла применение в таких жанрах, как симфония, соната, квартет, концерт.

Этапы развития

1740-1760 годы – ранний классицизм. Развитие оперного театра (появление разновидностей комической оперы), формирование оркестра и классической сонаты, симфонии.

1770-1790 годы – зрелый классицизм. Оперная реформа Глюка. Венская классическая школа. Расцвет творчества Гайдна, Моцарта, ранний этап творчества Бетховена.

1800 – 1820 годы – поздний классицизм. Поздние произведения Гайдна. Зрелый и поздний этапы творчества Бетховена.

В эпоху Просвещения ведущим жанром была ОПЕРА.

ОПЕРА

       
   
 

 

 


Опера -seria Опера -buffa Французская комическая опера Зингшпиль

 

Опера -seria «серьёзная опера». Особенности:

· мифологический или исторический сюжет;

· ведущая роль виртуозного вокального стиля «бельканто»;

· состоит из трёх актов;

· четкое распределение сценического действия (оно развивалось в речитативах) и музыки (сольные виртуозные арии останавливали действие и демонстрировали мастерство певца);

В XVIII веке опера -seria подверглась критике за излишества украшений в вокальной партии, отвлечённые от жизни сюжеты, где прославлялись боги и герои.

Опера -buffa - шуточная комическая опера. Возникла в Италии в 18 веке из интермедий (вставок), которые звучали между актами серьёзной оперы. Особенности:

· герои- обычные люди;

· бытовые сюжеты, занимательные, быстро развивающиеся, с большим количеством неожиданных поворотов;

· вокальный стиль приближается к народно-песенным истокам. С небольшим количеством украшений;

· включает речитативы, арии, ансамбли, которые играют большую роль в развитии сюжета;

· состоит из двух действий.

Выдающийся образец опера Дж. Перголези «Служанка –госпожа».

Прослушивание:

Дж.Перголези. Ария Уберто из оперы «Служанка-госпожа».

Дж.Перголези. Дуэт Уберто и Серпины из оперы «Служанка-госпожа».

Французская комическая опера. Сформировалась в середине 18 века. Комическая опера стала выражением протеста против аристократических придворных постановок опер Ж.Б. Люлли на героические и мифологические сюжеты. Характерный элемент французской комической оперы – разговорные диалоги. Автор первой французской комической оперы Жан-Жак Руссо.

Зингшпиль - немецкая и австрийская разновидность комической оперы. Сформировался во второй половине 18 века. Музыка тесно связана с народными истоками. Включает в себя разговорные диалоги. Как правило, они небольшие по масштабам, строятся на бытовых сюжетах, могут включать элементы сказок.

 

Кристоф Виллибальд Глюк

1714-1787

Выдающийся немецкий композитор. Вошёл в историю музыки, как оперный композитор.

Основные принципы оперной реформы Глюка

· Реформа либретто (текста оперы). Сюжеты из античных мифов с глубоким содержанием. Смысл-прославление высоких этических идеалов, подвига во имя любви и добра.

· Отках от культа виртуозного пения. Освобождение вокальных партий от излишних украшений.

· Ясность музыкального языка и строгость в отборе средств.

· Хор, оркестр, балет не украшают действие, а участвуют в развитии драмы.

Прослушивание:

Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика».

 

Инструментальная музыка. Мангеймская школа.

Достижением инструментальной музыки 18 века стало формирование классического симфонического оркестра. Большую роль в этом процессе сыграла капелла в городе Мангейме, где сложился большой для 18 века состав музыкантов. Были привлечены выдающиеся исполнители из Чехии и Моравии.

1745 -1757 г.г. оркестром руководил Ян Стамиц.

С 1757 года – Кристиан Каннабих.

Впервые в Мангеймском оркестре отказались от обязательной партии органа или клавесина, увеличили количество музыкантов.

30 струнно-смычковых, 2 флейты, 2 гобоя, кларнет, 2 фагота, 2 трубы, 4 валторны, литавры.

Сложился классический парный состав симфонического оркестра.

ТЕСТ

1. Классицизм переводится с латинского языка как:

· величественный

· образцовый

· серьёзный

· шуточный

 

2. С точки зрения классицизма идеалом является искусство:

· Эпохи Средневековья

· Эпохи Возрождения

· Эпохи Античности

· Эпохи Барокко

3. Какой тип оперного спектакля 18 века критиковали за сюжеты, излишние украшения в вокальных партиях, несоответствующие запросам времени.

· Зингшпиль

· Французская комическая опера

· Опера –buffa

· Опера -seria

4. Выдающийся представитель философской мысли эпохи Просвещения, автор первой французской комической оперы:

· Жан-Жак Руссо

· Вольтер

· Дени Дидро

· Шарль Монтескье

5.Сколько действий в опере-seria?

· 2

· 4

· 3

· Не делится на действия

 

 

6. Какие виды оперного спектакля 18 века включают в себя разговорные диалоги?

· Зингшпиль

· Опера –seria

· Опера -buffa

· Французская комическая опера

7. Годы жизни Глюка

· 1685-1750

· 1714-1787

· 1756-1791

8.Основные принципы реформы К.Глюка заключаются в следующем:

· Культ виртуозного пения.

· Простота и ясность музыкального языка, строгость в отборе средств.

· Акцент на постановочных эффектах, а не на развитии драматического сюжета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: