КЛАССИЦИЗМ
Классицизм (с лат classicus «образцовый») – это стиль и направление в литературе и искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, театре и музыке) XVII – н. XIX в.в.
Особенности стиля
· стремление к ясности, соразмерности, гармонии;
· приоритет разума над эмоциями, преодоление противоречий и конфликтов;
· идеал – эпоха Античности, ориентация на сюжеты из древнегреческих и древнеримских мифов и историй;
· строгое соблюдение правил, в том числе в построении сюжетов, композиций, архитектурных и ландшафтных форм;
· иерархия жанров (например, в литературе «высокие жанры» - трагедия, ода; «низкие»- басня, комедия);
· идеализация героических образов, главные положительные качества – верность долгу, сдержанность, достоинство.
Эпоха Просвещения – особый этап в развитии европейской культуры к. XVII – н. XVIII в.в.
Отличительные черты
· развитие философии;
· поиск разумного, рационального и справедливого устройства общества.
Ведущая идея – равенство всех людей, независимо от их происхождения. Критиковались религиозные догматы, активно развивалась наука. Эпоха Просвещения предшествовала Великой Французской революции 1789 года. Различают классицизм XVII столетия и «просветительский классицизм» XVIII века.
Искусство классицизма
Художники
Никола Пуссен, Антуан Ватто, Жак-Луи Давид (Франция), Джошуа Рейнольдс, Томас Гейнсборо (Англия), Антон Менгс, Антон Графф (Германия).
Скульпторы
Жан Гудон, Антонио Канова (Франция).
Литература и театр
XVII век
Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер, Франсуа Лафонтен (Франция), Даниэль Дефо, Джонатан Свифт (Англия).
XVIII век
Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Пьер Бомарше (Франция), Джон Драйден (Англия).
Движение «Буря и натиск», Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте (Германия).
Классицизм в музыке
Эпоха классицизма в музыке охватывает период с середины XVIII века до н. XIX века. В это время расширяется сфера бытования музыки, создаются академии и концертные организации, возникают новые явления в оперном искусстве (комическая опера, реформа К. Глюка), формируется классический симфонический оркестр, сонатно-симфонический цикл, структура которого нашла применение в таких жанрах, как симфония, соната, квартет, концерт.
Этапы развития
1740-1760 годы – ранний классицизм. Развитие оперного театра (появление разновидностей комической оперы), формирование оркестра и классической сонаты, симфонии.
1770-1790 годы – зрелый классицизм. Оперная реформа Глюка. Венская классическая школа. Расцвет творчества Гайдна, Моцарта, ранний этап творчества Бетховена.
1800 – 1820 годы – поздний классицизм. Поздние произведения Гайдна. Зрелый и поздний этапы творчества Бетховена.
В эпоху Просвещения ведущим жанром была ОПЕРА.
ОПЕРА
![]() | ![]() | ||
Опера -seria Опера -buffa Французская комическая опера Зингшпиль
Опера -seria «серьёзная опера». Особенности:
· мифологический или исторический сюжет;
· ведущая роль виртуозного вокального стиля «бельканто»;
· состоит из трёх актов;
· четкое распределение сценического действия (оно развивалось в речитативах) и музыки (сольные виртуозные арии останавливали действие и демонстрировали мастерство певца);
В XVIII веке опера -seria подверглась критике за излишества украшений в вокальной партии, отвлечённые от жизни сюжеты, где прославлялись боги и герои.
Опера -buffa - шуточная комическая опера. Возникла в Италии в 18 веке из интермедий (вставок), которые звучали между актами серьёзной оперы. Особенности:
· герои- обычные люди;
· бытовые сюжеты, занимательные, быстро развивающиеся, с большим количеством неожиданных поворотов;
· вокальный стиль приближается к народно-песенным истокам. С небольшим количеством украшений;
· включает речитативы, арии, ансамбли, которые играют большую роль в развитии сюжета;
· состоит из двух действий.
Выдающийся образец опера Дж. Перголези «Служанка –госпожа».
Прослушивание:
Дж.Перголези. Ария Уберто из оперы «Служанка-госпожа».
Дж.Перголези. Дуэт Уберто и Серпины из оперы «Служанка-госпожа».
Французская комическая опера. Сформировалась в середине 18 века. Комическая опера стала выражением протеста против аристократических придворных постановок опер Ж.Б. Люлли на героические и мифологические сюжеты. Характерный элемент французской комической оперы – разговорные диалоги. Автор первой французской комической оперы Жан-Жак Руссо.
Зингшпиль - немецкая и австрийская разновидность комической оперы. Сформировался во второй половине 18 века. Музыка тесно связана с народными истоками. Включает в себя разговорные диалоги. Как правило, они небольшие по масштабам, строятся на бытовых сюжетах, могут включать элементы сказок.
Кристоф Виллибальд Глюк
1714-1787
Выдающийся немецкий композитор. Вошёл в историю музыки, как оперный композитор.
Основные принципы оперной реформы Глюка
· Реформа либретто (текста оперы). Сюжеты из античных мифов с глубоким содержанием. Смысл-прославление высоких этических идеалов, подвига во имя любви и добра.
· Отках от культа виртуозного пения. Освобождение вокальных партий от излишних украшений.
· Ясность музыкального языка и строгость в отборе средств.
· Хор, оркестр, балет не украшают действие, а участвуют в развитии драмы.
Прослушивание:
Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика».
Инструментальная музыка. Мангеймская школа.
Достижением инструментальной музыки 18 века стало формирование классического симфонического оркестра. Большую роль в этом процессе сыграла капелла в городе Мангейме, где сложился большой для 18 века состав музыкантов. Были привлечены выдающиеся исполнители из Чехии и Моравии.
1745 -1757 г.г. оркестром руководил Ян Стамиц.
С 1757 года – Кристиан Каннабих.
Впервые в Мангеймском оркестре отказались от обязательной партии органа или клавесина, увеличили количество музыкантов.
30 струнно-смычковых, 2 флейты, 2 гобоя, кларнет, 2 фагота, 2 трубы, 4 валторны, литавры.
Сложился классический парный состав симфонического оркестра.
ТЕСТ
1. Классицизм переводится с латинского языка как:
· величественный
· образцовый
· серьёзный
· шуточный
2. С точки зрения классицизма идеалом является искусство:
· Эпохи Средневековья
· Эпохи Возрождения
· Эпохи Античности
· Эпохи Барокко
3. Какой тип оперного спектакля 18 века критиковали за сюжеты, излишние украшения в вокальных партиях, несоответствующие запросам времени.
· Зингшпиль
· Французская комическая опера
· Опера –buffa
· Опера -seria
4. Выдающийся представитель философской мысли эпохи Просвещения, автор первой французской комической оперы:
· Жан-Жак Руссо
· Вольтер
· Дени Дидро
· Шарль Монтескье
5.Сколько действий в опере-seria?
· 2
· 4
· 3
· Не делится на действия
6. Какие виды оперного спектакля 18 века включают в себя разговорные диалоги?
· Зингшпиль
· Опера –seria
· Опера -buffa
· Французская комическая опера
7. Годы жизни Глюка
· 1685-1750
· 1714-1787
· 1756-1791
8.Основные принципы реформы К.Глюка заключаются в следующем:
· Культ виртуозного пения.
· Простота и ясность музыкального языка, строгость в отборе средств.
· Акцент на постановочных эффектах, а не на развитии драматического сюжета.