ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА
Рассказ-эстафета
Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день
Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.
Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне
не сказать". Выговаривается вся группа.
Уровень отряда - любой
Пакет откровений
1 этап.
Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.
Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность
мышления ребенка при ответе на вопросы.
Уровень отряда - любой
Музей любимых вещей
3-4 день смены.
Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и
демонстрируемому на огоньке.
Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания
ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
Уровень отряда - высокий.
Гороскоп
2-3 день смены.
Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием -
краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма
запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать
по сезонам года, цвету глаз и т.д.
Уровень отряда -- низкий.
Фонарщик
3-4-5 день смены.
Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у
кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение
выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение
микрогруппы.
Уровень отряда высокий.
Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит
цветок по своему выбору.
Памятный день.
2-3 день.
Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.
Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ --
|
эстафета.
Уровень отряда -- любой.
ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)
Письмо другу
2 этап (8-11 день).
Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).
Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в
их сочувствии.
Уровень отряда -- любой.
Я не понимаю
3 этап (20-22 день).
Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник
имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом,
начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".
Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение
другого человека, налаживание контактов.
Уровень отряда -- средний, высокий.
Разговор в темноте
26-27 день.
Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.
Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное
решение проблем, возникающих в отряде.
У/о средний.
Разговор с игрушкой
2 этап (8-10 день).
Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой).
По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.
У/о средний, младший.
Разговор с попутчиком
3 этап (20-22 день).
Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в
лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление
положительных.
У/о любой.
Ситуативный
(Электрический стул)
Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой
характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим
|
(корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к
человеку).
Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам
отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.
У/о высокий
Круг молчания - 1
2 этап (10-16 день).
Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к
центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие
высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу).
Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания,
обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного
эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания - 2
Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в
круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в
число которых втягивается остальная часть отряда.
Наедине с собой
2-3 этап, ситуативно.
Говорящий выходит в круг к свече.
Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания
участника и эффект одиночества, откровенности.
У/о средний.
Разговор со свечой
Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли,
"скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в
отряде.
Уровень отряда - средний.
После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий
эмоции детей на положительный уровень.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ
Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о
|
любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр
разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует
морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений
мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.
У/о высокий, средний.
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА
Огонек оргпериода
2 этап (7-8 день).
Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть
конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде
к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и
построения дальнейшей жизни.
У/О любой.
Цепочка 2 этап.
Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о
проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.
Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества
информации; кратковременного проведения.
У/о слабый, средний.
Машина времени
2-3 этап.
Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения
перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее
уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление
навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может
выделить проблемы, волнующие детей.
У/о любой.
Отряд для меня
Финал смены.
Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту
смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения
отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.
Свечка (анализ дня)
а) 1 этап.
Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.
Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над
проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
в) 2 этап.
Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один
представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы).
Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее
продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного
лидирования в микрогруппе.
с) 3 этап.
Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном
режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации.
Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в
отряде, как личности; имеется возможность диалога.
У/о средний, высокий.
ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ
Позиция
Конец 3-го этапа.
Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его
критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в
социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и
закрепленных в лагере.
У/о любой.
Живой уголек
Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.
-- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек"
передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями
прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с
прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему
из системы отряда.
У/о любой.
Расскажи мне о себе
Финальный огонек.
О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам
тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.
Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему
возможность корректировать эту систему в дальнейшем.
У/о любой.
"Я как в зеркала смотрюсь в людей..."
Финальный огонек.
Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении
создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и
слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация
внимания на диалоге.