Тюменский индустриальный университет (ТИУ), образованный путем присоединения ТюмГАСУ к ТюмГНГУ, стремиться изменить свою внутреннюю среду, политику взаимоотношений с окружающим пространством, создавая новые виды деятельности. Одним из внешних стимулов явилась «перепрофилизация» вузов Тюменской области по инициативе областного правительства и согласованию с ректорами университетов.
Согласно Программе развития опорного университета [46] миссией ТИУ является «приумножение человеческого и научно-технического потенциала корпораций, имеющих производственные активы на территории региона, в целях успешного осуществления третьей индустриальной революции на основе интеграции науки, образования и производства». Одним из стратегических ориентиров университета выступает стремление оказывать влияние на формирование глобальной конкурентоспособности региона и повышения качества жизни населения. Стратегической целью является создание «Первого вуза корпораций» инженерного профиля предприятий сектора высокотехнологичных услуг и «умной экономики» на основе преобразованиямоделей образования, научно-исследовательской и инновационной деятельности, «опережающего развития кадрового, институционального и инфраструктурного потенциалов» [46].С учетом этого вуз областью своего влияния видит:
-стратегические зоны хозяйствования корпораций, в том числе зарубежные и арктические территории;
- сложно построенный субъект РФ – Тюменская область, включая автономные округа;
- азиатские страны ближнего (Казахстан, Таджикистан, Киргизстан), а также дальнего зарубежья, развивающиеся страны (БРИКС и др.).
В работе над изменениями имеются два аспекта стремлений: получить быстрый эффект и стратегически верное понимание курса изменений. Определение университета с точки зрения того, что он способен делать, формирует более основательную базу для стратегии, по сравнению с подходом, основанным на удовлетворении потребностей, которые он пытается удовлетворить. Такой «ресурсный подход» к стратегии развития университета представляется более разумным для реализации политики приспособления организационных культур и имущественных комплексов объединенных вузов.
|
ТИУ осуществляет образовательную деятельность по различным уровням основных профессиональных образовательных программ высшего образования, среднего профессионального и среднего общего образования (рис. 1). Около 80 % реализуемых программ высшего образования имеют техническую направленность, 19 направлений подготовки высшего образования соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской экономики.
Специфика региона, как отмечается в статье [47], де-факто предопределяет особенности роли его опорного вуза. Так, университеты из развитых промышленных регионов ориентированы, в первую очередь, на взаимодействие с индустриальными партнерами. Университеты из небогатых субъектов РФ фокусируются на экспертной роли по выработке предложений и мероприятий социально-экономического развития территории.
Рис. 1. Контингент студентов ТИУ в 2016 году [46]
ТИУ в Тюменском регионе занял особую нишу в системе подготовки инженерных кадров, покрывая основную потребность его экономики по следующим направлениям образовательной деятельности [46]:
|
· 100% в сфере металлургии, машиностроения и материалообработки;
· 100% в приборостроении и оптотехнике;
· 98,1% в сфере геологии, разведке и разработке полезных ископаемых;
· 90,6% - транспортные средства;
· 90% - строительство и архитектура;
· 84,9% в сфере автоматики и управления;
· 32,2% - электроэнергетике и электротехнике (энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика) (электро- и теплоэнергетика).
Среди основных образовательных программ 35% реализуются с использованием инновационных технологий и методов обучения, в том числе, практико-модульного (дуального) обучения. Так, наблюдается положительная динамика, количество таких программ возросло в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 115%, до 28.
Востребованность специальностей инженерного профиля в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, регионах Урала и Восточной Сибири, особенно в нефтегазовом секторе экономики, обеспечивает активное интегрирование вуза в социально-экономические процессы территорий.
Для своевременного реагирования на потребности региона в научно-технических разработках вуз является участником проводимых в Тюменской области ежегодных мероприятий, крупнейшими из которых являются Тюменский инвестиционный форум, международный инновационный форум «Тюменский нефтегазовый форум». Университет выступает партнером Западно-Сибирского инновационного центра, членом Торгово-промышленной палаты Тюменской области.
В 2015 году в Правительстве Тюменской области состоялось подписание трехстороннего соглашения о взаимной поддержке и совместной реализации регионального сетевого образовательного проекта «Политехническая школа Тюменской области», который реализуется на площадке тюменских вузов: ТИУ, ТюмГУ. Партнерами проекта выступают такие предприятия, как ООО «НОВАТЭК НТЦ», ОАО «Газпром нефть», нефтяная сервисная компания Шлюмберже, Инновационный центр Сколково. В результате интеграции вузов опорный университет будет являться значимым участником реализации данного взаимодействия.
|
По направлениям комплексного развития территорий опорный университет использует научно-производственный потенциал для решения задач развития Арктической и субарктической зоны, включаястроительство и проведение испытания техники и других механизмов в вечной мерзлоте, изучение проблем экологии, развитие ЖКК и повышение энергоэффективности в экстремальных северных условиях, модернизацию транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры. ТИУ определяет себя как центр для решения отраслевых задач ХМАО, ЯНАО, юга области, реализуется проект «Smartsity», охватывающий 50 направлений, в том числе, «Умный дом», «Умная дорога», проекты в сфере ЖКХ, медицины, экологии, «Умное производство» и другие. В проекте участвуют 16 кафедрТИУ, организации и предприятия региона. Так, например, внедрены на базе «Тюменьгортранса» автоматизированные системы управления дорожным движением, безопасности, пассажирских перевозок.
Отраслевая специализация ТИУ определяет круг корпораций, с которыми сложились длительные партнерские отношения: крупнейшие корпорации нефтегазового сектора экономики, включая ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Транснефть», а такжеПАО «Сибур-Холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», DYNAenrgetics, Антипинский нефтеперерабатывающий завод, Мостострой-11, ЖБИ- 5, Сибирь-Стирол, Эм-Си Баухеми, компании Schattdecor, Бейкер Хьюз, СибТопПром-14, Сибжилстрой, компании KNAUF Insulation и других.
ТИУ имеет в регионе статус отраслевого методолога в нефтегазовой промышленности, строительстве и архитектуре, выпуская научные монографии, учебные пособия, участвуя в разработке нормативно-правовых документов разного уровня, технологических регламентов, осуществляя патентование инновационных продуктов (за период 2010-2017 гг. получено более 300 патентов и свидетельств).
Университет является в соответствии с программами развития региона центром решения отраслевых региональных задач:
- развития ТЭК, «Повышения эффективности освоения Арктической зоны РФ» (совместно с СО РАН и Институтом криосферы земли СО РАН);
- управления транспортными и пешеходными потоками в рамках проекта «Умный город»;
- повышения эффективности использования не возобновляемых ресурсов, рационального использования водных ресурсов;
- утилизации промышленных и бытовых отходов – рециклинг;
- развития объектов строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства.
ТИУ активно включен в деятельность по профориентации и воспитанию молодежи. Так, реализуются совместно с региональным отделением «Опора России» программа «Ты- предприниматель»; социально-значимые программы «ПРОдвижение», Всероссийский студенческийфестиваль короткометражных фильмов «21 век», Штаб студенческих отрядов (вуз был инициатором в регионе восстановления движения строительных отрядов), другие.
В ТИУ организованы и осуществляют проектную, технологическую деятельность научно-исследовательский проектный институт «Нефтегазпроект», а также инжиниринговый центр «Геонавигация при бурении нефтяных и газовых скважин», участвуя в образовательном процессе вуза и реализации отраслевых программ развития Тюменской области и автономных округов (рис.2).
Рис.2. Компании инновационного пояса в структуре ТИУ [48]
В качестве своих стратегических задач ТИУ в Программе трансформации по созданию и функционированию университета как центра инновационного и технологического развития Тюменской области [48] устанавливает следующие позиции, на наш взгляд, несколько несогласованные между собой, как минимум по географии интересов:
1. Стать ведущим инженерным образовательным центром, привлекательным для талантливой молодежи на региональном, российском и международном уровне. Вполне возможно, что привлекательность для абитуриентов Тюменской области в сравнении с другими регионами, включая столичные, а также другими странами будет базироваться на различных требованиях и уровнях даже одинаковых критериев. Такого исследования в вузе не проводилось.
2. Стать ведущим научно-инновационным центром для разработки техники и технологий для системообразующих предприятий российской экономики и создать эффективный «инновационный пояс» вуза, обеспечивающий внедрение и коммерциализацию разрабатываемых технологий;
3. Стать университетом, ориентированным на требования корпораций,обеспечивающим подготовку кадров по прорывным направлениям экономики для обеспечения потребностей системообразующих предприятий России;
4. Интегрировать позитивные изменения городской и региональной среды.
Ориентируясь на задачу повышения конкурентоспособности экономики региона за счет роста инновационной активности его организаций в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития области [44], университет концентрирует усилия на формировании повестки инновационного и технологического развития территории и формировании центра, который предоставляет современные технологии и продукты, способствующие росту конкурентоспособности индустриальных партнеров вуза.
В этом направлении ТИУ определил в качестве основных следующие задачи [48]:
- создание эффективной модели взаимодействия университета, бизнеса и власти;
- формирование уникальной среды для взаимодействия партнеров на специализированной площадке вуза;
- концентрация научного потенциала университета для решения региональных задач инновационного и технологического развития и проведения фундаментальных исследований;
- обеспечение трансфера научного знания в прикладных разработки и область хозяйственного использования;
- реализация практико- и социально-ориентированных образовательных программ, ориентированных на развитие технологического и социального предпринимательства;
- развитие экспорта образовательных услуг вуза.
Имеющиеся опыт и ресурсы не обладают сами по себе ценностью, как основа ключевых компетенций организации (по Хэмэлу и Прахаладу), но выполняют эту роль только в том случае, если они формируют ценность для клиентов и способствуют выживанию университета. ТИУ сталкивается с проблемами общими для сферы образования в целом (факторы ригидности, препятствующие развитию новых способностей, генерация знаний осуществляется не только и не столько в университетах, массовизация высшего образования и другие) и решает их такими же общими для большинства образовательных организаций способами, предпринимая попытки воспроизвести лучшие практики. Однако, университет не имеет того опыта и истории, как вузы, чьи практики пытается копировать, что снижает производительность ресурсов и способностей университета и увеличивают для него их затратность.
Возможными способами преодоления сложностей с воспроизводством новых способностей могут являться стратегические альянсы с научно-образовательными организациями, предполагающие обмен ресурсами, например, в рамках сетевого взаимодействия; развитие новых способностей в специально организованных подразделениях, имеющих гибкость и автономию «новичка», но использующих ресурсы и способности «материнского» университета; управление вышеуказанными проблемами образования, поскольку мотивация «создавать будущее» имеет больший приоритет по сравнению с начальным объемом и структурой ресурсов.
Традиционно путь к совершенствованию университет начинает с анализа имеющихся ресурсов и способностей, их идентификации. Однако, важно анализировать их с позиций, как спроса, так и предложения, то есть, не только какие факторы успеха существуют для университетов и какими ресурсами и способностями они формируются, но и какие ресурсы и способности позволят реализовать эти факторы успеха, на каких этапах цепочки затрат они формируются. Следующим этапом является оценка ресурсов и способностей университета по критериям важности и наличию сильных и слабых сторон деятельности в сравнении с другими вузами. Вполне возможно, что одни сильные стороны не генерируют индивидуальных преимуществ, другие же жизненно важны для приобретения и сохранения конкурентного превосходства.
Третий этап – формирование стратегических выводов: как наиболее эффективно использовать сильные стороны университета; модернизировать или исключать наши слабые стороны (вариантом возможен аутсорсинг «слабых» функций); определение будущего сильных сторон, которые не порождают конкурентного преимущества, способны ли мы по-новому рассмотреть их и трансформировать неиспользуемую сильную сторону в ценный ресурс и/или способность. Стать опорным университетом – не означает быть лучшим из лучших, это предполагает способность создавать свое будущее, действуя в настоящем исходя из целевых ориентиров организации и ее участников. Быть таким – возможность для тех, кто разделяет принципы интеллектуального предпринимательства и способен действовать в соответствии с ними в своей повседневной практике.
В целом, ТИУ следует рассматривать как экономический агент, реализующий региональную политику и потенциально способный стать центром притяжения талантов, технологий, генерации инноваций.