Теория государства и права и отраслевые науки, их предметная и методологическая связь.




Связь с историко-правовыми науками:У теории и истории государства и права довольно много общего:1)они, акцентируя внимание на прошлом в развитии государства и права; 2)уделяя значительное внимание причинам и условиям зарождения государства и права 3)рассматривая процесс возникновения, становления и развития государства и права в целом. Связь со сравнительным правоведением. Объектом исследования сравнительного права являются правовые системы разных стран и народов. Предметом изучения является общее и особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их динамичного соотношения между собой.. Связь с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами. По отношению к каждой из них ТГП выступает в качестве своеобразной синтезирующей конкретный юридический материал и обобщающей науки. Это проявляется в следующем: 1)в отличие от них, обстоятельно занимающихся лишь отдельными составными частями, сторонами государственной и правовой жизни, ТГП имеет дело со всей, синтезированной государственно-правовой материей. 2)ТГП вырабатывает общие для всех юридических дисциплин категории и понятия. Последние в подавляющем большинстве служат исходной базой, основой для выработки менее общих, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.

3. Регулятивная система первобытного общества. “Мононормы”. Теория “неолитической революции”

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты: 1)Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования. 2) Действие на основе механизма обычая. 3)Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - "мононормы", которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.) 4) Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства. Формирование права проявляется: а) в записи обычаев, становлении обычного права; б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации. В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

4. Понятие и содержание функций государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции государства классифицируются: 1. по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние; 2. по продолжительности действия : на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства): 3. по значению: на основные и дополнительные; 4. по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние . Внутренние: экономическую функцию;финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан;обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; Внешние: обеспечение обороны и безопасности;интеграции в мировую экономику;борьбу с международным терроризмом;сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права. Признаки: 1) Наличие публичной власти и её аппарата;2) Территориальная организация населения и публичной власти 3) Наличие государственного суверенитета 4) Наличие права 5) Наличие государственной казны. Сущность государства — это главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является организация политической власти в обществе. Различают два основных подхода к сущности государства:1)классовый: государство выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти; 2) общесоциальный: государство выражает интересы всего общества или значительной его части

5. Понятие, признаки и сущность государства.

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Основные признаки государства:

1. Организация политической публичной власти в обществе:

- государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

- государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти):

- государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах, цель государственной власти обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти)

2.Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет): способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф - 200 морских миль от линии максимального отлива: воздушное пространство на высоте до 100 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6. Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т.п.

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказании за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа - штраф, за убийство тиуна - смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: