Политология. Учебное пособие для студентов вузов




Краткое изложение программного материала (учебное пособие)

ГЛАВА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

План:

1. История политологии как науки о политике

2. Предмет политологии, ее функции и методы

3. Прикладная политология

1. История политологии как науки о политике

Политология, как наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. В истории политической мысли можно выделить два глобальных этапа – длительный этап развития идей и концепций политического характера от древности и нового времени включительно и значительно более короткий современный этап становления и институциализации политологии как самостоятельной науки. В ее развитии, начиная с ХХ в. Д. Истон выделяет три этапа: традиционный, бихевиористский и рациональный. [1]

Политическая мысль берет свое начало уже в цивилизациях Древнего Востока (Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая), где сформировались суждения об устройстве государства, искусстве правления. Доминировали представления о божественном характере власти и положения о том, что государство является составной частью мирового космического порядка. Размышления об устройстве общества имели в условиях господства деспотических режимов, как правило, характер наставлений для повседневной жизни, которые больше акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. [2]

Одним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая было конфуцианство. Родоначальником философской и политической мысли Китая был Конфуций, который в 5 веке до новой эры положил в основу своей философии такие этические понятия, как «взаимосвязь», «золотая середина» и «человеколюбие». Другая система организации государства была предложена Шан Яном – лидером школы легистов (законников), предлагавшей ставку на насилие и доносительство.

В античном мире политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Это объясняется тем, что развитие политических теорий было востребовано способом организации общественной в древней Греции жизни в форме полиса. В таком городе-государстве с немногочисленным населением и прилегающей к нему сельской местностью занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан Политика означало участие в народном собрании путем голосования или другим способом в процессе решения городских (полисных) проблем и самой власти. В дальнейшем по мере формирования национальных государств с большой территорией термин политика стал означать не просто городские дела, территориальные в пределах конкретного государства. В древней Греции осмыслением политического мира занимались Платон, Аристотель, Фукидид, Полибий, Ксенофонт, Плутарх, Тацит, Светоний, Ливий и многие другие мыслители и историки.

В рамках полисной системы древнегреческий философ Платон создал произведения «Государство», «Политик», «Законы». Общество он понимал как отражение вечных идей, которые существуют независимо от людей и окружающей их действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества является государство. Философ стремился дать картину идеального общества и государства, в котором мудрецы-философы, отказавшись от семьи и собственности, должны с помощью воинов-стражей управлять крестьянами и ремесленниками. Несмотря на свой идеализм, Платон указал на взаимосвязь политики, государства и социальных изменений (разделения труда, появления классов). Некоторые современные философы слишком осовременивают учение Платона и видят у Платона то идею полицейского государства, то идею тоталитаризма.

Обобщая реальный опыт функционирования 158 греческих полисов, Аристотель в работе «Политика», отрицал возможность существования идеального государства. Он полагал, что государство результат естественного развития, а не божественного промысла. Лучшей формой государства Аристотель называл политию - правление большинства, обладающего достаточным имущественным и образовательным цензом, что, по мнению современных, философ соотносится к понятием «средний класс». Идеи Аристотеля о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель), олигархии (богатство), демократии (свобода) звучит актуально и сегодня.

Из римских мыслителей следует выделить государственного деятеля и философа Марка Туллия Цицерона. В работах «О государстве» и «О законах» он попытался сформулировать механизмы усовершенствования римского государства и сформулировал идею приоритета права над властью. Цицерон говорил: «судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья». Однако политические сочинения мыслителей античного мира еще не создавали политическую науку, поскольку политические идеи были тесно переплетены в них с космологическими, теоретико–познавательными, этическими и эстетическими идеями.

В средние века (V-ХV вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма (источник всего сущего – Бог), креационизма (Бог сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (Бог – управленец всех событий).

В работе «О граде Божием» Аврелий Августин Блаженный изложил основы христианской политической доктрины, доказывавшей превосходство церковных институтов над светскими, а римского папы над государями. При этом он доказывал, что «церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми». Другой теолог Фома Аквинский, провозглашенный посмертно святым, считал, что хотя сущность власти божественна, тем не менее, формы ее реализации определяются самими людьми. Он отличал монархию абсолютную от монархии политической, в которой главы государств руководствуются законом. Повиноваться власти надо в той мере, в какой она благословенна. Государство должно заботиться о повышении уровня благосостояния народа. Возмущение народа против власти монарха признавалось им смертным грехом, поскольку было равносильно возмущению против Бога, но при этом он признавал правомерным свержение тирана, нарушающего требования христианской нравственности.

Идея ограничения власти монархов обеспечения ряда прав и свобод граждан, в первую очередь аристократов, была провозглашена в «Великой Хартии Вольностей» (1215г.) в Англии. Английский реформатор Д.Уинклиф и французский юрист Ж. Боден доказали что власть принадлежит только государству и его главе монарху, который является носителем суверенитета. Усилиями ученых Юста Липсия, Гуго Гроция, ИохимаАльтузия, СамуэляПуфендорфа была проанализирована политика как специфическая сфера человеческой деятельности и была обоснована наука «о политическом благочинии», которую иногда называют «предполитологией».

В период Возрождения политическая мысль освобождается от философско–этической формы и религиозного влияния. Подлинным родоначальником политической науки прикладного характера является Николло Макиавелли, поскольку именно он в своих трактатах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия»сформулировал представление о политической власти как стержне политики. Непосредственное участие в политической жизни Италии укрепило Н.Макиавелли во мнении, что эффективность политики зависит в первую очередь от искусства властвования и использования всех доступных методов укрепления власти и ее использования. Исходя из этого, возникло у него понимание, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению актуальных ситуационных важных задач. Макиавелли отбросил религиозную схоластику и обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества и показал, что политика имеет собственную логику. Н.Макиавелли рассматривал политику в плоскости объективного, реально существующего мира людей и обосновал метод политического реализма. В его трудах различались понятия «общество» и «государство» и была сформулирована концепция циклического развития государственных форм. Поскольку Н. Макиавелли категорично отделил политику от морали и религии, его труды были запрещены господствующей в Европе христианской церковью. Позднее любую политику, основанную на культе безнравственности, называли «макиавеллизмом». Но Н. Макиавелли писал, что политика должна основываться на целесообразности и соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации, имея в виду необходимость объединения Италии и преодоления кризиса, грозившего потерей государственности. Именно ради сохранения национального государства возможно применение радикальных средств, а не всегда и везде – считал итальянский ученый.

Политические теории Нового времени (ХVI-ХIХ вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Б.Спиноза первый теоретически доказал возможность построения демократической республики Главной политической задачей ученых Нового времени Т. Гоббс, Дж. Локка, Ш.Монсекье и др. было доказательство договорного характера государства, вместо теории божественного происхождения государства.

Т. Гоббс участвовал в политической жизни как советник О.Кромвеля в трактате «Левиафан» он доказывал, что естественное догосударственное существование человека являлось злом, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла «война всех против всех». Ж.-Ж. Руссо идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе и поэтому «Общественный договор» - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность «превращается в неразделенную часть целого. На этой основе он создал теорию непосредственной народной демократии, обосновал необходимость социального равенства. Но при этом он говорил, что свобода заключается не в форме правления, а «находится в сердце свободного человека». Теория Ж. Ж. Руссо оказала влияние на ход Великой Французской буржуазной революции конца XVII в. Родоначальник либеральной идеологии Джон Локк, политический советник английских королей Карла II и Якова II и лидера «славной революции» Вильгельма Оранского, трактовал идею общественного договора как обоснование главной и единственной функции государства - защиты естественных и неотчуждаемых прав человека - «права на жизнь, свободу и собственность». Он выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Идею о разделении властей активно развивал французский философ Шарль Луи Монтескье, обосновавший необходимость судебной ветви власти. Кроме того, он развил многофакторный подход к анализу политики и в том числе осмыслил роль территории государства и его местоположения, обосновал принцип географического детерминизма.

В Германии работал И. Кант, который утверждал необходимость обеспечения международной безопасности, важность руководства гражданами категорическим императивом, который предполагал не только соблюдение правых норм, но в первую очередь следование моральному идеалу. Г. Г. Гегель развил в русле концепции теории естественного права идею гражданского общества, как выразителя частных интересов и выявил соотношение между государством и гражданским обществом.

Президенты американского государства Джеймс Мэдисон, Томас Джефферсон, а также и Александр Гамильтон внесли огромный вклад в становлении не только теории, но и практики республиканской демократии, хотя они в Конституции США не предусматривали необходимость непосредственного прямого контроля граждан за осуществлением важных направлений политики или выбором главы исполнительной власти. Они считали, что народ обладает «буйным нравом» и ему нельзя полностью доверять выбор президента без коллегии выборщиков. Поэтому была предложена модель федеральной республики с представительным правлением. В США был создан механизм сдержек и противовесов, который до сих пор обеспечивает эффективность и стабильность американской политической системы.

Одним из пропагандистов новой теории демократии стал французский социолог Алексис де Токвиль, изложивший свою теорию в работе «О демократии в Америке», написанной после его путешествия по Соединенным Штатам в 1832 г. Он доказал, что распространение демократии является мировой тенденцией, так как демократия имеет ряд преимуществ. В тоже время он предупредил, что демократия порождает индивидуализм и социальный эгоизм и поставил проблему соотношения равенства и свободы.

В Европе осмыслению социальных механизмов эволюции общества, разделения труда, неравенства, собственности, коллективных представлений, социальных мотивов, их роли в политической жизни способствовали работы социологов О. Конта, Дж. Милль, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера. Проблему совмещения свободы и равенства поставили теоретики «утопического социализма» Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон.

Огромную роль в развитии социологического общественно-политической мысли сыграло наследие К. Маркса и Ф.Энгельса («Манифест коммунистической партии», «Капитал», «Немецкая идеология» и др.). В его основе находится концепция социально-экономической обусловленности политических явлений (экономический детерминизм). Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, то есть базис, на котором формируется политическая и юридическая надстройка, определенные формы общественного сознания. Марксизм утверждает, что политическая власть является порождением экономической власти, а государство институтом экономически господствующего класса, который при помощи государства ставится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Исход из этого положения К.Маркс разработал теорию классовой борьбы (рабовладельца и раба, крепостного крестьянина и феодала, пролетария и буржуа) как главной движущей силы исторического процесса. К. Маркс пришел к выводу, что после того, как процесс обобществления труда достигнет максимального размера в ходе развития капитализма, в ведущих странах Европы произойдет коммунистическая революция, в ходе которой возникнет мировая «ассоциация, в которой свобода каждого будет условием свободы всех», что он и назвал коммунизмом.

В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс в противовес марксистской концепции классовой борьбы разработали теорию борьбы элит, которая, по их мнению, является подлинным двигателем исторического прогресса. И хотя это утверждение так и осталось гипотезой, они все-таки показали, что политические элиты являются реальным субъектом власти, управляющим обществом вопреки интересам народных масс.

Помимо философии, большое влияние на становление политической науки оказало развитие публичного права и, прежде всего, таких его областей, как административное и конституционное право. Исследование в рамках данных дисциплин политической деятельности государства создало большой теоретический потенциал для будущей политической науки.

Вплоть до второй половины XIX в. политическая мысль развивалась без самостоятельного дисциплинарного оформления, главным образом в рамках политико–правовой и философской теории. С этим связаны трудности с определением времени завершения процесса формирования политологии как учебно-научной дисциплины. Так, некоторые ученые считали формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине ХIХ в. правовой школы в Германии, другие же – преимущественно американские авторы – датируют ее возникновение второй половиной ХIХ в. и связывают его, прежде всего, с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, которая положила начало объедению усилий политологов во всем мире.

Политические учения, появившиеся рубеже ХIХ-ХХ вв., легли в основу современной западной политологии, которую невозможно представить без идей, теорий, концепций немецкого социолога М. Вебера, который в конце ХIХ в. написал работы «Политика как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма» и др. Он предложил понимание политики как стремления «к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государствами, между группами людей, которое оно в себе заключает». Государство опирается на легитимное насилие или господство и проводит политику, которая является относительно самостоятельной по отношению к экономике. Согласно его теории рациональной бюрократии, общество становилось все более сложно организованной системой, нуждавшейся в совершенствовании управления со стороны рационального функционирующего госаппарата. В случае чрезмерной бюрократизации государства М.Вебер считает возможным осуществление в качестве средства ее преодоления режима «плебисцитарной демократии».

Большую роль в развитии политической мысли в Европе сыграли К. Шмит (теория «квалифицированной демократии»), Х. Аренд (теория «тоталитаризма»), К. Ясперс (теория «политической свободы»), Й. Шумпетер (теория «элитарной демократии»), Р. Арон (теория «технологического детерменизма»). Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня.

В период между мировыми войнами Питер Одегард, ПендлтонХерринг, ЭлмерШаттшнайдер, Луиз Резерфорд, Оливер Гарсо – основатели Чикагской школы политической науки развили международные исследования с применением количественной методологии. Гарольд Лассауэл применил систему Мэрриама к политической психологии и ввел в оборот понятие политическая культура. Он также считается классиком сравнительной политологии. Роберт Даль разработал концепция демократизации и разработал модель полиархического устройства государства («полирахия»). В дальнейшем он развил теорию плюралистической демократии и обосновал теорию экономической демократии.

Давид Истон исследовал политические процессы с точки зрения системного похода. СамуэльХантингтон исследовал проблему столкновения цивилизаций, подчеркнув, что кризисы являются следствием не различий цивилизаций, а претензий Запада на универсализм своих подходов. О наличии такой опасности свидетельствует нашумевшая статья С.Фукуямы «Конец истории», доказывающая неизбежность триумфа политического либерализма во всем мире.

Развитие политической философии и теории все больше зависит от эмпирических данных, многие из которых были получены в результате наблюдений, проведенных как политологами, так и другими исследователями.

Успехи политической науки в Европе были преимущественно связаны с процессами демократизации, а также со становление государства «всеобщего благосостояния». В Европе проводились «поведенческие» исследования электоральных процессов, осуществленных, в частности, М. Дюверже во Франции и Р. Тингстеном в Швеции.

К 1990-м гг. ученые, профессионально изучающие различные функциональные направления политической науки как дисциплины, имеющей общепринятую концепцию политология как науки о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических институтов и систем, политического поведения и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.

Русская политическая мысль до ХУШ в. длительно время развивалась преимущественно в религиозной форме и формировала культ сильного государства, персонифицированной самодержавной власти (Повесть временных лет», «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона, теории Нила Сорского и Иосифа Волоцкого). Особую роль сыграла концепция Филофея «Москва – третий Рим», которая была положена в основу стратегии Ивана Грозного. В имперский период развития страны граф Уваров сформулировал другую национальную формулу власти «Самодержавие. Православие. Народность». Известны имена русских политических мыслителей: Ю. Крижанича, И.Т. Посошкова, В.Н. Татищева, Ф. Прокоповича, М.М. Сперанского и др. Эпатажные мысли о роли России П.Я. Чаадаева породили весьма продуктивную полемику славянофилов и западников.

В политической мысли в России Х1Х – вв. выделяется три направления: консервативное, либеральное, и радикальное. Консервативное идейно-политическое течение, участники которого старались обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада и получило название «славянофильство». В его основе была идеализация исторического прошлого страны, русского национального характера. В славянофильстве возникло ортодоксально-реакционное течение: С.С. Уваров, Н.М. Карамзин. Например, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев в своей работе «Великая ложь нашего времени» доказывал гибельность для России европейского пути формирования парламентаризма.

Реформаторски-ориентированное течение представляли А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев. Позднее развили деятельность «новые славянофилы» Н.Я. Данилевский (учение о «культурно-исторических типах»), К.Н. Леонтьев (теория «русского византизма»).

Идеологами «охранительного либерализма» были профессора П.Б. Струве, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев. Причем последний стал одним из основателей конституционно-демократической партии России. К движению «веховства» (по названию знаменитого сборника статей «Вехи») принадлежали Н.А. Бердяев. С.Н. Булгаков. С.Л. Франк, А.С. Изгоев. Б.А. Кистяковский.

В силу отсталости страны и отсутствия последовательных реформ большое распространение получил политический радикализм. Идею низвержения самодержавия впервые сформулировал А.Н. Радищев. Необходимость революционного переустройства доказывали декабристы Муравьев, Пестель и др., революционеры - демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, П.Л.Лавров. П.Н.Ткачев. Представители анархизма М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин считали, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX – начале ХХ вв. Заметный вклад в политическую науку внесли М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей.

Усилиями представителей русского зарубежья развилась геополитическая концепция «евраазийства» в трудах Н.А. Алексеева, П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, Л.П. Карсавина. Ученые П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев И.А. Ильин, Г.П. Федотов, П.Б. Струве оказали влияние на развитие западной политической мысли, прежде всего, в контексте критики политического режима сталинизма.

Особое место в истории отечественной политической науки заняли марксистские теоретики Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, и др. Особо значимо политическое творчество В.И. Ленина, который теоретически обосновал и практически осуществил целый ряд инновационных концепций – социалистической революции, формирования революционной ситуации, партии нового типа, новой экономической политики и др. Не случайно литической наукеть ее предоления режима и ему нельзя полность доверять выбор президента. В.И. Ленин включен в европейский список 100 выдающихся политологов. В 1930-50-х гг. главным истолкователем марксизма был И.В. Сталин, который в действительности до предела примитивизировал это научно-политическое учение.

В СССР развитие политической науки приняло опосредствованные формы, а по некоторым направлениям прервано. С позиций официальной партийно-коммунистической идеологии классическая политология стала пониматься как буржуазная наука. Однако полностью отказаться от политической науки в принципе было невозможно, так как это мешало разрабатывать основы внешней и внутренней политики. Поэтому были реализованы экспертные объединения и институты, группы консультантов при отделах ЦК КПСС и ряде ведомств и создание в 1961 г. после ряда дискуссий по поводу предмета и метода науки о политике Советской ассоциации политических исследований[3]. Отдельные политические проблемы открыто анализировались на основе методологии исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС и СССР, теории государства и права и др. идеологизированных учебно-научных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены рамками догматизированного марксизма-ленинизма.

Отношение к политологии принципиально изменилось в период «перестройки». В постановлении Госкомитета по науке и технике от 4 ноября 1988 г. «О номенклатуре специальностей научных работников» были внесены 6 специальностей по политическим наукам. С начала 1990-х гг. возникло более 200 кафедр политологии в ВУЗах, стали работать около 60 диссертационных советов по политологии, десятки фондов, экспертных советов и политтехнологических центров. В Москве регулярно проводятся всероссийские конгрессы политологов, стали издаваться специализированные журналы: «Полис», «Полития», «Свободная мысль ХХI», «Власть», «Коммерсантъ-власть», «Профиль», «Эксперт», «Итоги», «Политический журнал», «Космополис», «Полигнозис», сборники ИНИОН РАН «Политическая наука» и др. Ведущими центрами по подготовке профессиональных политологов стали Российская академия госслужбы, МГУ им М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский и Саратовский госуниверситеты[4]. Российские политологи В.А. Ачкасов. А.Г. Ашин, Ф.М. Бурлацкий, Л.В. Сморгунов, А.Ю. Мельвиль, А.С. Панарин, Е.Б. Шестопал и другие завоевали международное признание. Сегодня отечественная политология занимает ведущее место в научной системе, оказывает возрастающее влияние на практическую политику государства.

2. Предмет политологии, ее функции и методы

Предмет политологии, ее функции и методы до сих пор вызывают дискуссии в среде политологов[5]. Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, - знание политики, поэтому в центре внимания политологов традиционно были исследования политики как деятельности государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на него. В 1948 г. группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой был зафиксирован относительно узкий перечень проблем, изучаемых политологией: политическая теория и история политических учений, политические институты, негосударственные политические субъекты (партии, группы и общественное мнение), международные отношения.

Но силу того, что политика касается всех составляющих элементов общества, возникло значительно более широкое толкование предмета и метода политологии. По мнению европейских авторов, предмет политологии расширился естественным образом за счет исследования общественных явлений, исследуемых и другими науками: юриспруденцией, психологией, философией, географией и т.п. Это вызывало к жизни смежные отрасли научного знания, которые ученые-политологи стали рассматривать как элементы структуры политологии. Можно назвать политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов (прежде всего государства и права), теорию международной политики, историю политических учений, политическую антропологию, политическая психологию, геополитику, экополитологию, этнополитологию и др.

Принципиально важно сотрудничество политологов с правоведами, прежде всего со специалистами в сфере государствоведения. В этом аспекте возникает некоторая общность предмета исследования, не случайно в истории политических и правовых учений право и политика всегда шли рядом. Но существует принципиально важное отличие правоведения от политологии. Если право акцентирует внимание в первую очередь на долженствующем начале, на Законе и его букве, то для политолога важен реальный исторический процесс, который может весьма сильно отличаться от предписаний законов и формальных установлений власть имущих. Например, реальный политический карательно-репрессивный режим сталинизма это одно, а нормы Конституции 1936 г. - это совершенно другое, о чем пойдет речь в соответствующих разделах пособия. Или другой пример: современная Конституция обозначает Россию как социальное и правовое государство, но на практике это скорее аванс, который обществу необходимо отработать. В отличие от правоведения, политология устремлена в будущее, не случайно одна из главных ее функций – прогностическая. Именно поэтому в последнее время стало набирать обороты новое направление научного поиска – юридическая политология.[6] Предметная сфера, теоретико-методологическая основа, понятийный аппарат находится в стадии формирования. Они лежат в русле междисциплинарной области. Внимание юридически ориентированных политологов и политологически ориентированных юристов привлекают проблемы властно-государственной ориентации общества, соотношения права и политики, политических и юридических норм, легальности и легитимности, эффективности политико-правовых режимов и т. д.

Большое значение для развития политологии имеет политическая экономия. Экономика понималась в рамках парадигмы марксизма как базис для развития политики, так как именно экономические интересы господствующих социальных слоев общества в первую очередь определяли направления внешней и внутренней политики государства. Независимо от того, как исследователь относится к этому тезису, он не может не признать, что именно в политическом пространстве определяется возможность реализации экономических интересов общественных групп, деятельность политиков по формированию государством механизмов экономического стимулирования. Можно выделить важнейшие направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества: организация законодательной деятельности, функционирование исполнительной власти, создающей условия для экономических институтов и охраняющих тот или иной тип экономического порядка. Это система местной власти, регулирующая соотношение государственных и региональных интересов. Наконец, это система отношений с мировым сообществом, предопределяющая международные экономические контакты субъектов экономики[7]. Ярким примером теснейшего взаимодействия экономического и политического процессов является осуществление аграрных преобразований[8].

Следует отметить большую роль и политической истории, которая изучает в историческом разрезе развитие политических процессов, анализирует развитии теории политических и правовых учений. Без выявления исторических предпосылок и условий современных процессов невозможно понять причины успехов и неудач реформ, правильно определить стратегию развития страны. Политическая история призвана занять особое место в силу того, что политические отношения играют решающую роль в разрешении, как глобальных проблем человечества, так и каждой конкретной страны. Любой гражданин на протяжении своей жизни вступает во властные отношения, и он вынужден постоянно делать политический выбор в ходе различных избирательных кампаний и участвовать в политической жизни в различных формах. В.О. Ключевский подчеркивал, что каждый гражданин должен быть немного историком, чтобы стать сознательным гражданином, а не рабом обстоятельств. Определение ведущего значения политической истории означает признание бесспорного факта, что политическая деятельность, будучи производной от экономической, стала обладать большой степенью относительной самостоятельности и оказывает обратное влияние на экономический базис общества. Являясь концентрированным выражением потребностей и интересов классов, социальных групп, наций, политика оказывает существенное влияние на развитие обществ и цивилизаций.

Авторы одного из первых пособий по политической истории так определяют предмет ее изучения: "эволюция форм государственного правления и устройства, политических институтов и структур власти, социальные движения и революции, реформы и контрреформы, предстающие в политической деятельности правительств и масс, партий и общественных организаций, то есть самые значительные события исторического процесса, взятого со стороны политического целеполагания, деяния и результатов" [9]. К предмету курса относятся также доктрины и теории политической идеологии, биографии их авторов и конкретных носителей - политических деятелей и идеологов, которые аккумулируют интересы социальных слоев.

В 1999 г. в Ростове-на-Дону было издано первое в стране учебное пособие по «Исторической политологии» (отв. ред. С.А.Кислицын), а позднее на истфаке РГУ была создана аналогичная кафедра. В этом издании приняли участие: Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев, кандидат в президенты РФ д.и.н. А.И. Поберезкин, известные профессора И.В. Ватин, Ю.Г. Волков, В.В. Гаташов, Ю.П. Денисов, А.Н. Ерыгин, Т.Ф. Ермоленко, В.Г. Игнатов, А.В. Лубский, В.В. Наухацкий, А.И. Нарежный., А.В. Понеделков, Э.Д. Осколкова, С.М. Смагина, Г.П. Сопов, Г.Н. Сердюков, А.М. Старостин, В.И. Сущенко, В.В.Черноус и многие другие.

В англо-саксонских странах, возникло стремление сблизить политологию с отраслями негуманитарного знания. Школа сторонников бихевиоризма отрицает научность предшествующих политических теорий, и уподобляют политологию естественным наукам, основанным на точных эмпирических, математических, кибернетических и тому подобных методах. Согласно этой концепции научная политология включает лишь те знания лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. Бихевиористы признают в качестве научных лишь эмпирико-аналитические концепции, построенные на базе конкретных, эмпирических фактов и верифицируемых (проверяемых на опыте) гипотез. Поэтому ими отрицаются связанные с ценностным подходом нормативные теории, разрабатывающие политические идеалы и пути их реализации, историко-диалектические концепции и т.п. Бихевиористский подход стал знаменем целого направления в политологии, выступающего за превращение ее в строгую научную дисциплину. Он стимулировал широкое применение методов конкретной социологии: наблюдения, изучения статистических материалов и документов, анкетного исследования, опроса, лабораторных экспериментов.

В современных условиях произошло разделение политологии на две относительно самостоятельные дисциплины: теоретическую и прикладную, что осложнило понимание предмета политологии. Однако, несмотря на это обстоятельство, вполне логично доминирует позиция, согласно которой политология – относительно узкая и специальная наука, которая, несмотря на свою интегральность, самостоятельно изучает политику в своих основных проявлениях, используя достижения основных социальных наук, таких как политическая социология, социальная философия, государстововедение и т.п. В большинстве обобщающих трудов под политологией понимают науку, изучающую политические отношения, ядром которых является власть, субъекты и объекты властеотношений, методы и средства политики, технологии политического процесса, общественное сознание, политическая культура, политические элиты и лидерство и т.д.

Каждое понятие политологии представляет собой самостоятельный предмет исследования и одновременно служит изучению науки о политике в целом. Выделяются общие категории, которые используются всеми общественными науками: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д. Особую роль играют частные или специальные категории политики, политической власти, политических отношений, политических режимо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: